
Человеческая память ненадёжна. Годы стирают детали и нюансы. И иногда надо взять в руки какую-нибудь памятную вещь, чтобы она своей теплотой спустя десятилетие вновь подарила светлые эмоции самых важных дней.
Мы попросили чемпионок прислать нам фото тех самых вещей, которые уносят их в воспоминания о победной Олимпиаде. Чтобы вместе сделать виртуальный музей золотого Рио-2016.
В первом зале нашего музея — экспонаты от Анны Сень, Майи Петровой и Ирины Близновой.
Анна Сень: "Засыпая, я смотрела на икону и думала: "Ну не зря же нам подарили её перед Олимпиадой!"
— Наверняка болельщики заметили, что я, выходя на площадку, каждый раз со стартовым свистком крещусь. Да, я верующий человек. Мы с мужем и сыном каждые праздники посещаем наш замечательный Новочеркасский собор. А уж если говорить про Олимпиаду в Рио, то мы были такой валидольной командой, что не только мы, а все, кто за нас болел, молились всем святым!

Эта же иконка ко мне попала прямо накануне Игр. У нас был молебен с патриархом в Патриаршем Успенском соборе Кремля. Там нам вручили небольшие подарочки. В моём пакетике была вот эта иконка. Я её привезла в Рио и поставила на тумбочке прямо возле кровати. И каждый раз, засыпая, я смотрела на неё и думала: "Ну не зря же нам подарили эту иконку перед Олимпиадой!"
Если посмотреть записи матчей Рио-2016, видно, как мы на многих играх закрывали глаза, собирали руки и молились. А я в эти моменты представляла как раз эту иконку.
С тех пор она со мной. Я её не беру на матчи — возила только в Токио. Но в моём домашнем музейчике она стоит на почётном месте.

Майя Петрова: "Как оставим?! Мы с этим ковриком всю Олимпиаду прошли! Он мне теперь как родной"
— Что это такое? Обычно люди называют это "аппликатор Кузнецова". А спортсмены используют для восстановления после серьеёзных нагрузок и матчей. Но это более серьёзная вещь, чем обычный аппликатор. Он с кокосовой подложкой, довольно объёмный. Мне муж подарил этот коврик на 8 марта в год Олимпиады. Прошло десять лет, а он до сих пор как новенький!
Золото Рио-2016. Майя Петрова: "Мы залили слезами и всю площадку, и всю раздевалку!"
С этим ковриком мы прошли все тяжёлые сборы перед Рио. Он был со мной после каждого матча на Олимпиаде. Восстанавливал меня как мог! Бывало, когда сил не оставалось совсем, я даже засыпала на нём!

После окончания Игр мы накупили в Бразилии множество сувениров, места не хватало катастрофически, и Марина Судакова, запихивая этот коврик в сумку, предложила: "Может, оставим?" Я опешила: "Как оставим?! Мы же с этим ковриком всю Олимпиаду прошли! Он мне теперь как родной".
Он прилетел со мной в Россию и служит мне до сих пор. А когда совсем состарится, я сделаю ему рамку и повешу на стену. Рядом со своей футболкой из Рио-2016.
Ирина Близнова: "Вымпел с автографами нашей золотой команды висит у меня на самом почётном месте. Выше всех кубков"
— Эти вымпелы нам выдавали в нашей федерации. В Рио у нас была традиция — после победных матчей девчонки собирали на них автографы друг у друга. Получался памятный сувенир, очень ценный для нас. С надписями "сборная России" и "Рио-2016".
Сейчас этот вымпел с автографами нашей золотой команды висит у меня на самом почётном месте вот уже 10 лет! Над всеми кубками, над медалями. Рядом — мяч именной из Рио-2016. И тут же — золотая футболка с автографами наших девчонок.
Золото Рио-2016. Ирина Близнова: "Трефилов как-то полушутя сказал: "Блин, как ты меня достала!"
В моём небольшом музее есть и другие экспонаты из Рио — монетки, слоник, маленькая статуя Христа-Искупителя… Когда у меня дома кто-то впервые оказывается в гостях, все просят: покажи! Я показываю с гордостью!

А напротив этой "стены славы" находится комната моей дочери. Так что каждое утро и каждый вечер она видит все экспонаты, хочет этого или нет. А я очень верю, что подсознательно они влияют на дочку, и у неё со временем будет свой музей. И может быть, даже побольше моего.
Фото: из личного архива