
На вопросы БЦ ответил один из незаметных творцов победы россиянок на олимпийском турнире 2016 года. Массажист звенигородской "Звезды" Александр Лукасевич, работающий со сборными командами России, рассказал:
— как попал в гандбол и женскую сборную;
— каково это — постоянно находиться в женском коллективе;
— как проходила работа во время Олимпийских игр;
— какой подарок он получил на память о победе в Рио.
От футбольной "Россиянки" до гандбольной сборной России
— В гандболе я оказался в 2012-м, — рассказал Александр Лукасевич, — благодаря врачу Сияту Сабировичу Альмяшеву. В 2009-2010 годах мы вместе работали в женском футбольном клубе "Россиянка", который базировался в подмосковном городе Красноармейск. Однако там сменилось руководство, и, как часто происходит в футболе, расчёт получили чуть ли не все, включая членов медицинского штаба.
После этого трудился в различных поликлиниках, пока Сият Сабирович не сообщил, что открылась вакансия в женской молодёжной сборной, составленной из игроков 1994 года рождения и младше. В той команде играли будущие олимпийские чемпионки Анна Вяхирева и Дарья Дмитриева, серебряный призёр Олимпийских игр в Токио Полина Ведёхина (ныне Шаркова), а руководил ею Вячеслав Владимирович Кириленко.
Сборная сразу выиграла в 2013 году молодёжный чемпионат Европы. Да и в последующем, пока в отношении России не ввели санкции, наши молодёжки неизменно завоёвывали медали на крупнейших турнирах.
Люди гандбола. Александр Лукасевич. А что будет, если завтра массаж запретят?
— Как попали в первую сборную?
— Это случилось почти в то же время. Работал в ней параллельно в тандеме с Игорем Владимировичем Крашенинниковым. Ведь тогда я не был занят в клубе, с которым надо было бы договариваться.

Когда оказался в сезоне-2015/16 в "Астраханочке", совмещать стало сложнее. Вторую половину того сезона, кстати, работал бок о бок с Евгением Васильевичем Трефиловым, приехавшим на подмогу Михаилу Серёгину. А после победных Олимпийских игр съездил в декабре со сборной России на чемпионат Европы в Швеции — и целиком переключился на молодёжку.
Сейчас же работаю с юниорской сборной 2008 года Оксаны Роменской. Иногда также к парням привлекают, если есть необходимость. Так, на январском "Кубке Дружбы" помогал команде Россия-2, которую возглавлял Сергей Клёнов.
Оксана Роменская: "Думаю, человек пять вполне могут со временем пополнить первую сборную"
Всегда в женском коллективе
— При этом основное место вашей работы — звенигородская "Звезда", не так ли?
— Туда меня позвал Алексей Николаевич Гумянов. Начиная с сезона-2017/18, работаю в этом клубе — поближе к родному Подольску. От него до Звенигорода, где живу в служебной квартире, примерно 1 час 20 минут на машине. Для столичного региона — нормальная практика. К тому же в нынешнем сезоне "Звезда" принимает соперников в Чехове, до которого из Подольска и вовсе полчаса.
— Сейчас в "Звезде" целиком женский тренерский штаб во главе с Ольгой Акопян. Есть ли свои сложности в работе с прекрасным полом?
— У меня никаких проблем с женским коллективом нет. Привык. Когда в 1998 году поступил в медицинское училище, в группе было трое парней и 28 девушек. В футболе тоже работал с женщинами…
Только в самом начале моей трудовой биографии был мужской мини-футбольный клуб "Спартак-Руза", но история с ним у меня продолжалась лишь полгода.

На сборах массажисту тяжелее, чем на олимпийском турнире
— Какой момент или эпизод на Олимпийских играх в Рио особенно запомнился?
— Счастливый миг победы, наступивший после финальной сирены в заключительном матче с Францией. После этого мы заехали в олимпийскую деревню и отправились в "Русский дом" на церемонию чествования победительниц.
Впрочем, побыли там недолго. Было уже поздно, все устали. Тем более по пробкам добирались на автобусе часа полтора.
— Гандболистки из той команды вспоминают, прежде всего, напряжённый полуфинал против Норвегии, после которого финал против Франции прошёл как бы по накатанной.
— Согласен. Полуфинал с дополнительным временем получился валидольным. На его фоне победа в финале выглядела сама собой разумеющейся. Важно, что у команды нашлись на него моральные силы, которых не хватило спустя пять лет в Токио, где наша команда тоже победила в полуфинале норвежек.
Конечно, ходил в Рио на все матчи нашей сборной. Переживал на трибуне вместе с гандболистками, не попавшими в заявку.
Если же говорить о своей работе, то турнир для нас с Крашенинниковым прошёл ровно, даже буднично. Жили с ним в одном номере и были поглощены собственными обязанностями. Матчи проводились строго через день, и мы всякий вечер планомерно занимались восстановлением игроков. Каждый из нас принимал от трёх до пяти человек в день.
Тяжелее бывает на тренировочных сборах, когда нагрузки выше. А при игровом ритме работа у нас относительно спокойная. Бывает, что врач просит уделить внимание конкретному игроку, но чаще всё идёт по определённому графику. Как правило, начинаем восстановительные процедуры после ужина. Днём массаж редко требуется. Сон иногда даже полезнее.
— С кем-то из олимпийской команды 2016 года поддерживаете отношения?
— С Крашенинниковым иногда перезваниваемся. А Сията Сабировича, к сожалению, летом не стало.
С игроками приветствуем друг друга при встрече на матчах Суперлиги. Анна Сень, Виктория Жилинскайте и Марина Судакова ещё играют, Екатерина Ильина и Полина Кузнецова закончили карьеру только в прошлом сезоне. Анна Седойкина — тренер ЦСКА. С Ольгой Сергеевной Акопян, сами понимаете, вообще каждый день видимся.
— А с Трефиловым?
— Вижу его, когда "Звезда" играет в Краснодаре. Подхожу, здороваюсь…

— Что-то из его афоризмов вспомните?
— Евгения Васильевича лучше слушать в оригинале. А повторить его не получится. Не те эмоции. К тому же его высказывания звучали в конкретном контексте и больше относились к игрокам.
Памятные часы ношу редко — боюсь потерять
— Что-нибудь удалось посмотреть в Бразилии?
— Ещё до старта турнира команде устроили экскурсию на вершину горы со знаменитой статуей Христа-Искупителя, символом города. В основном же мы находились в олимпийской деревне.
— Игроки рассказывали, что в один из выходных дней глава Федерации гандбола России Сергей Николаевич Шишкарёв сводил всю команду в рыбный ресторан, и смена обстановки помогла спортсменкам снять психологическое напряжение. Вы были на том обеде?
— Да. Тогда на знаменитый пляж Копакабана выехали не только игроки, но и все, кто работал со сборной.
— А в Кремль на церемонию чествования победителей и призёров Олимпийских игр ходили?
— Нет. Это девчат буквально на следующий день после возвращения стали приглашать на различные программы и мероприятия. Ведь именно они были основными творцами победы.
— Им тогда подарили автомобили BMW Х6. А вам что-то вручили? Ну хотя бы диплом?
— В Кремле был Сият Сабирович. Вернувшись, передал нам с Крашенинниковым подарки — памятные наручные часы "Ангара". На циферблате изображена ракета-носитель, а на задней крышке выгравирована надпись: "От зампредседателя правительства Рогозина Д.О".

— Они целы?
— Да. Иногда завожу — это классические механические часы. Но ношу их редко. Боюсь потерять. Ведь массажист перед работой должен снимать и часы, и кольца, и браслеты.
— Пойдёте на гала-матч 7 марта в честь десятилетия победы на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро?
— Да, начальник женской сборной России Мария Сидорова уже позвонила и пригласила принять участие в этом событии. Тогда-то я и осознал: "А ведь десять лет уже прошло!"
Конечно, собираюсь прийти. Так что буду снова вместе с Крашенинниковым в команде Трефилова и олимпийских чемпионок Рио.
Фото: личный архив Александра Лукасевича