
Авторы БЦ на протяжении трёх недель пристально следили за чемпионатом Европы-2026 и теперь готовы поделиться мыслями, на которые их натолкнуло континентальное первенство. Тут и об открытиях, и о разочарованиях, и о несовершенстве правил, и о судействе.
Трудно дважды подряд победить равного соперника. Вот только Дании в мировом гандболе равных нет
Николай Спирчагов:
— К концу турнира поймал себя на мысли, что чемпионат надоел. Возможно, потому что много работал по ходу соревнований. Подобный вопрос я задал нашему эксперту Алексею Каманину — он ответил, что как зритель он точно не устал от событий. Но журналистам было непросто, когда каждый день минимум по паре упорных матчей
Да и не только прессе. Исландцы, к примеру, в бронзовой игре черпали силы из противостояния с судьями: собственных уже не хватало. Говорят, что формат чемпионата мира плох из-за малого количества напряжённых встреч. А регламент европейского первенства плох из-за их перебора.
Если с 2030 года действительно введут четвертьфинальную стадию, это будет оптимальным решением. Да и лучше на первом этапе сделать проход трёх команд из четырёх групп — не будет ситуаций, когда встречи последнего тура превращаются в формальность из-за определения двух участников плей-офф. Можно, конечно, и 1/8 финала ввести, но гандбол не самый дорогой вид спорта, и прибыльность соревнований зависит от длительности турнирного пути хозяев. Думаю, время подобных экспериментов прошло.
Денис Козлов:
— Мне чемпионат не надоел. А вот датчане достали изрядно. Казалось, после поражения от португальцев для них будет всё не так просто. Да и в игре с французами они едва ушли от поражения. Но в итоге титул завоёван с убийственной лёгкостью.

Ты оказался прав насчёт скамейки. У родоначальников гандбола она действительно хороша. Но не в плане равноценности состава, а в том, что в нужный момент с лавки может подняться глубокий резервист, о существовании которого помнит разве что тренерский штаб. И он в решающем матче играет сильнее лучшего вратаря мира.
Как это происходит? Видимо, благодаря гениальной работе Николая Якобсена, который великолепно знает, на что способен каждый из его учеников. А ещё оваций достойна медицинская служба. У нас вылечившие травму месяц форму набирают через матчи, а тут Томас Арнольдсен выносит соперников, во второй раз выйдя на площадку после возвращения.
И сколько будет длиться датское счастье, неизвестно. Франция на спаде, у испанцев смена поколений, португальцам не хватает резерва, шведы вообще в какой-то странный гандбол играют. А немцы, которые по многим параметрам равны Дании, именно с ней регулярно проводят худшие матчи на турнире.
Спирчагов:
— Видимо, уже комплекс выработался, с 2016 года победить не могут. Я тоже восхищаюсь Арнольдсеном, который в принципе ни разу не проиграл со сборной в официальных матчах, хотя он уже и олимпийский чемпион, и чемпион мира, и чемпионат Европы. А все достижения Матиаса Гидселя ещё раз показывают, что человек на пути к статусу лучшего игрока в истории гандбола. При этом ему 26 лет, Симону Пютлику на год меньше, а они уже превратились в машину по завоеванию титулов.

Козлов:
— Хотя младшие сборные Дании далеко не всегда забирают золото.
Спирчагов:
— Как норвежки у женщин. Они тоже редко феерят на молодёжных соревнованиях, а потом попадают во взрослый гандбол и становятся непобедимы. И датская гегемония продолжится, разве что с перерывами на мало кому нужные чемпионаты Европы в олимпийский год.
В прошлый раз выиграли французы, благодаря чему сохранилась инерция восприятия их как фаворитов. Но теперь мы видим, что Германия заняла их место второй силы в мужском гандболе. Опять же, ссылаясь на Каманина, подчеркну: возможно, Гийом Жиль себя изжил как главный тренер сборной. Его критикует французская пресса за отсутствие новых лиц. Коуч берёт тех, кто выигрывал раньше, с кем удобно работать, а они не тянут.
Слабо выглядел Эмерик Минн, провалился Элоим Пранди. Соответственно, сборная Франции — главное разочарование для меня. А что тебе не понравилось на чемпионате?
Козлов:
— Судейство. Руководство ЕГФ уже постелило соломку — мол, с возросшим темпом ошибки неизбежны, арбитраж понравился. Осталось только создать специальную комиссию и выдать служителям гандбольной Фемиды новый мануал, на сей раз по видеоповторам.
И в этом, на мой взгляд, кроется корень бед. Дело не столько в "физике", сколько в количестве параметров, которые арбитрам приходится держать в голове. Чем толще инструкция, тем меньше желание её изучать. Судьи сопоставляют критерии отбора мяча, фола в нападении и прогрессивного наказания — а потом у них в матче полдесятка голов забрасывается с приземлением. Которое, к слову, не входит в перечень эпизодов для просмотра.
Уверен, что комиссия будет создана, арбитры пройдут обучение, федерация выпустит новую памятку — страниц на 500. Но станет ли гандбол объективнее для посвящённых и понятнее для новичков?

Спирчагов:
— Говорят, что преимущество гандбола перед другими видами — это темп. Только в ручном мяче можно увидеть три гола за 20 секунд и этим зацепить любителей спорта. Но эти же скорости могут стать и минусом. Люди, которые понимают правила, но не успевают за изменениями трактовок, вряд ли толково объяснят новым зрителям, что, собственно говоря, происходит.
Видимо, и впрямь надо глобально упрощать правила, делая "гандбол для зумеров". Скорее всего, это будет какая-то совсем другая игра, но если спорт непонятный, это смерти подобно. Новое поколение не привыкло долго разбираться в тонкостях чего-либо. Поэтому без изменений у гандбола есть риск не то что исключения из олимпийской программы, а вообще превращения в никому не интересный вид спорта.
Козлов:
— Кстати, некоторым командам тоже необходимо изменение концепции. Вот португальцы заняли лучшее для себя место на "Европе", при этом опустились на позицию в сравнении с прошлым "миром".
Да, тяжёлая группа. Да, не было ни одного матча, где позволялось дать отдых лидерам. Но если каждый турнир говорить, что играли хорошо, но немножко не хватило, то не превратится ли Португалия в подобие футбольной сборной Бельгии? Которой чуть ли не золото на шею десять лет подряд вешали, а в итоге команда разок дотянулась до бронзы и по лучшему результату уступила прежнему звёздному поколению даже внутри страны.
Спирчагов:
— У португальцев очень не хватало вратаря. Невозможно всерьёз претендовать на подиум, если ты за тайм получаешь по 20 мячей, а то и больше. Будь в составе Дьогу Рема, команда могла выступить лучше. Лидеры совсем молоды — Франсишку Коште всего 22 года, Мартим на пару лет старше. Я надеюсь, на чемпионате мира, где играть легче из-за большего расслоения в классе, Португалия взойдёт на пьедестал.

Козлов:
— А куда бы взошла наша сборная, окажись она на "Европе"? Правда, господа из Вены в вопросе возвращения россиян и белорусов на днях технично отпасовали мяч, выиграв для себя ещё несколько месяцев. Но допустим, что возврат и впрямь близок. На что претендовала бы сборная России?
Нередко, исходя из матчей Суперлиги, делается вывод, что мы отстали на световые годы. Я такой оценки не приемлю и вообще не понимаю подобные сравнения. В одном случае выступают лучшие гандболисты мира, несколько недель готовящиеся к крупнейшему турниру. В другом же мы наблюдаем календарную встречу, соревновательная цена которой часто невысока.
Во-первых, в сборной будут играть сильнейшие. Во-вторых, будет время для подготовки. Наконец, повышенная ответственность вынудит играть на максимуме. А любители занимательных сравнений могут сопоставить игру в регулярке СЕХА-лиги с матчем команд из нижней половины таблицы французского или испанского чемпионата. Сдаётся мне, всё будет далеко не так ужасно для отечественного производителя.
Спирчагов:
— Предлагаю поговорить о хорошем: на Евро-2026 этого было в достатке. Урош Зорман, которым я восхищаюсь ещё с игроцких времён, вновь удивил. Мы знали, как круто он работает со сборной Словении, но понятия не имели, как блестяще он может это делать с командой, где нет половины основного состава. Очень хочу увидеть его в топ-клубе. Есть ощущение, что, работая в условном "Фленсбурге", Зорман может стать гандбольным Гвардиолой, создавшим новую философию игры, у которого появится целая армия последователей.
Второе впечатление — уровень сборных выравнялся. И не потому что лидеры просели, а потому что аутсайдеры подтянулись. Какой бой давали фаворитам грузины! Фарерцы из "экзотики" превратились в середняка, который в удачный для себя день может выключить свет фавориту. А швейцарцы благодаря Анди Шмиду уже достигли предтопового уровня.
Тите Каландадзе: "Судейство на Евро-2026 — катастрофа. Грузии просто не дали выиграть у Хорватии!"

Козлов:
— И благодаря столь высокой планке мы получили огромное количество хайлайтов. Порой, просматривая матчи, понимал, что если задаться целью опубликовать самые интересные эпизоды в соцсетях, пришлось бы нарезать добрую половину встречи.
Спирчагов:
— Самое главное, что эти моменты возникают в решающих битвах за награды. Это, согласись, смотрится совсем иначе, чем игра на публику в матче с безнадёжным аутсайдером.
Козлов:
— Вот мы, кажется, и нашли реальное преимущество гандбола в сравнении с иными видами спорта. В ручном мяче суперзвёзды творят искусство даже в сражениях с максимальной ответственностью. Даже когда на кону стоит всё, люди понимают, что их деятельность — это игра. То есть процесс, в котором, как говорит Алексей Гумянов, само название подразумевает радость.
Фото: ЕГФ