
Потрясений в мировом гандболе в обозримом будущем не предвидится. Конгресс ИГФ (Международной федерации гандбола) в Каире переизбрал президентом ещё на четыре года 81-летнего Хассана Мустафу. Тем самым он проголосовал за стабильность, то есть за сохранение курса, которым следовала федерация под руководством египтянина. Что всё равно не исключает неких инноваций.
В работе конгресса принимали активное участие делегации из России и Беларуси. Главной задачей было налаживание тех путей, которые позволят командам наших стран в кратчайшие сроки вернуться на международную арену.
Глава ФГР Сергей Шишкарёв провел множество встреч в том числе с руководителями федераций, которые считались не совсем нам дружественными. Судя по тону разговоров, сейчас антагонизма нет ни к российским, ни к белорусским командам. Что, вероятно, позволяет надеяться на возвращение к середине года. В этом для России и Беларуси заключаются главные итоги конгресса ИГФ.
За Мустафу отдано более 73 процентов голосов. Это нокаут
Мустафа одержал победу за явным преимуществом. При том, что в конгрессе приняли участие представители 176 из 211 национальных федераций-членов ИГФ, он получил 129 голосов (73,3%). Абсолютное большинство! Второй тур не потребовался.

Остальные голоса распределились следующим образом: Франьо Бобинац (Словения) — 24, Герд Бутцек (Германия), который вёл избирательную кампанию с весны и выглядел главным соперником Мустафы — 20, Тьярк Де Ланге (Нидерланды) — 3.
С одной стороны, европейская оппозиция распылила силы. С другой, результаты ясно свидетельствуют: будь у неё единый кандидат, он всё равно не набрал бы большинства голосов. Даже Европа частично выступила за Мустафу. Например, известно, что египтянина поддержали Франция и Испания, представленные в исполкоме ИГФ.
Россия поддерживала действующего главу ИГФ: бьёмся за возвращение
Не скрывал своего выбора и председатель Высшего Совета Сергей Шишкарёв.
— Для меня результаты голосования были вполне ожидаемыми. Хассан Мустафа — проверенный боец на этом поле, давно работает и имеет большой управленческий опыт. За него в большинстве голосовали федерации стран Юго-Восточной Азии, Африки. Мы тоже поддерживали уважаемого Хассана Мустафу. Могу назвать его своим другом, который немало сделал и для российского гандбола. Можно вспомнить снятие связанных с допингом санкционных ограничений в 2016 году, качественное судейство на Олимпиаде, а также то, что нам девять лет назад доверили провести в Астрахани квалификационный турнир перед Олимпийскими играми, — отметил глава ФГР.

Главная задача России и Беларуси — добиться возвращения сборных и клубов на международную арену. Выборы в ИГФ рассматривали в наших странах через призму решения этого вопроса.
— Получили заверения руководства ИГФ, что уже весной сможем официально вынести этот вопрос на повестку дня одного из рабочих заседаний Международной федерации гандбола. Отмечу, что обещания оказать содействие в решении этого вопроса звучали от всех кандидатов. Но для того, чтобы, например, конструктивно наладить сотрудничество с новым президентом ИГФ, всё равно потребовалось бы какое-то время. Формат взаимодействия с Хассаном Мустафой и его командой нам же хорошо знаком, — заявил Шишкарёв официальному сайту ФГР.
"Госпожа Густад согласилась": о чём Шишкарёв говорил с главой норвежской федерации
Продвижение возвращения России и Беларуси — это, пожалуй, основное, за чем летали в Каир главы наших гандбольных федераций Сергей Шишкарёв и Владимир Коноплёв. Несмотря на спортивные санкции к российским и белорусским командам, на конгрессе российская и белорусская делегации работали в полном объёме без исключений. И, например, флаг России был представлен наряду со всеми другими странами, входящими в ИГФ.

За закулисьем конгресса можно было практически в прямом эфире следить в телеграм-канале Сергея Шишкарёва. Временами было даже немного необычно наблюдать, как доброжелательно с главой российской гандбольной федерации общаются представители даже тех стран, которые ещё недавно относились негативно к идее нашего возвращения.
Показателен пример с новым президентом Федерации гандбола Норвегии Рэнди Густад. Чемпионка Европы 2004 года заняла этот пост в мае 2025-го. Прежний глава организации Гейр Лио был настроен агрессивно к России. В 2022 году Комиссия по этике ИГФ даже вынесла ему предупреждение за нападки на Российскую Федерацию гандбола. Но в Норвегии сменился президент федерации, и политика, похоже, уходит из гандбольных взаимоотношений.
На полях конгресса Шишкарёв встречался с Рэнди Густад. И, судя по всему, состоялся взаимоуважительный разговор.

"Поздравил президента норвежской федерации гандбола госпожу Рэнди Густад с очередной, если не ошибаюсь, пятой золотой медалью чемпионок мира, завоёванной норвежками совсем недавно на площадках в Германии и Нидерландах. И, конечно же, добавил, что без соперничества с российской сборной коленкор не тот. Матчи наших команд уже стали гандбольной классикой. Госпожа Густад согласилась", — писал Сергей Шишкарёв в телеграм-канале.
Были встречи и разговоры с другими первыми лицами мирового гандбола. И те же европейские претенденты на пост главы ИГФ, судя по видео и фото, были рады общению. Как и главы очень многих национальных федераций.
Франция укрепила позиции? Пока не факт
Новым вице-президентом федерации стал 68-летний француз Филипп Бана. На этом посту он сменил своего 79-летнего соотечественника Жоэля Дельпланка.
Бана, к удивлению многих шедший в связке с Мустафой, несмотря на то что несколько лет назад публично возмущался авторитарным стилем его руководства и называл ИГФ "Международной федерацией средневековья", набрал 106 голосов. Глава федерации гандбола Бахрейна Али Мохамед Иса Эшаки, который шёл на выборы в связке с Бутцеком — 68.
После избрания Бана выпустил коммюнике, в котором заявил:
— Гандбол обладает всеми козырями, чтобы стать одним из ведущих видов спорта XXI века. Наша задача — наделить его инструментами для достижения этой цели: обеспечить сильное присутствие в цифровом пространстве, создать современный бренд и крепкую экономическую модель. Следующие четыре года будут решающими.

То есть теперь Бана должен будет отвечать за реформы в ИГФ, о необходимости которых так много говорили европейские кандидаты.
Французские СМИ открыто пишут, что позиции Франции в мировом гандболе усилились. Что, вписавшись в систему, Бана, учитывая преклонный возраст египтянина, становится центральной фигурой будущего. Ведь в случае досрочного ухода Мустафы со своего поста именно он будет исполнять обязанности президента.
Но на сегодняшний день это спекуляции. На конгрессе Мустафа смотрелся бодро, а пропуск им финала женского чемпионата мира в Роттердаме легко объяснить занятостью организационными вопросами, поскольку гандбольный форум проходил в его стране.
К тому же, даже если Бана суждено будет порулить, потом состоятся новые выборы, на которых, впрочем, ему в таком случае обеспечены крепкие позиции. Но это уже другая история. Для России и Беларуси же главным будет к лету постараться решить вопрос с возвращением.
Фото: ИГФ, ТГ-канал Сергея Шишкарёва