"Главное — индивидуальный подход!" Андрей Голубев — про Мартыненко, Шарова и секреты работы с вратарями

Андрей Голубев рассказал, как в "Динамо-Сунгуле" работают с голкиперами

13:45, 21 декабря 2025
Андрей Голубев завершил игровую карьеру в 38 лет

В прошлом сезоне одной из главных сенсаций в мужской Суперлиге стало не только пятое место давно не добиравшегося до высот "Динамо-Сунгуля", но и игра вратаря Ивана Шарова. Летом уже в качестве голкипера сборной России тот вернулся в родной Петербург, а в Снежинске тем временем зафеерил уже Владислав Мартыненко.

Именно он лидирует сейчас по количеству спасений в российском элитном дивизионе — 133. По окончании игр со "СГАУ-Саратовом" и СКИФом, где Влад 37 (!) раз выручил партнёров, "Быстрый центр" оперативно подсчитал, что всего у него стало 8 матчей с 10+ сейвами!

Зимнюю серию игр "Динамо-Сунгуль" начало с победы. Благодаря 20 сейвам Владислава Мартыненко

После такого БЦ просто обязан был отыскать в Челябинской области Андрея Голубева, который курирует вратарей в "Динамо-Сунгуле" по всей клубной вертикали, и попытаться выведать у него секреты такого прогресса голкиперов на Южном Урале. Некоторыми он даже поделился…

Но сначала — рубрика "Немного о себе": про таких незаметных героев знают далеко не все, так что небольшой ликбез точно не помешает.

Тренировать вратарей предложил Тяктев

— Родился я в 1981 году в Астрахани, там и начал заниматься гандболом. Сначала в поле играл, где-то год, наверное, а потом у нас то ли заболел вратарь, то ли ещё что-то случилось — точно не помню. Я встал на ворота, и почти сразу стало получаться. Видимо, судьба.

Первой командой в карьере стала "Самара-Агро" из Усть-Кинельска. Затем перебрался в Снежинск, тогда ещё просто в "Сунгуль", вскоре вернулся в Астрахань, а после уехал играть в Пермь.

С коллегой по амплуа Евгением Титовым во время выступлений за "Пермских медведей"

Далее был Челябинск, там случилась первая серьёзная травма — порвал "кресты" и полгода восстанавливался. Потом вновь Снежинск, отыграл здесь ещё четыре года. Но стала беспокоить старая травма. Врачи сказали: хочешь дальше играть — нужна операция. Уже в два этапа. И восстанавливаться около года.

То есть мне было бы уже под 40… И вот тут бывший тогда главным Сергей Анатольевич Тяктев (теперь — тренер-консультант БЦ) предложил мне тренировать вратарей.

Стал этим заниматься, понравилось. Но в конце сезона меня вернули обратно, три матча, если не ошибаюсь, сыграл. А потом всё же перешёл окончательно на тренерскую работу. Хотя в ворота тянет, но уже поменьше. А ещё года два назад очень сильно тянуло — да я недавно совсем же на тренировках вставал туда, когда народу не хватало.

Сейчас встать? Ну тоже смогу, наверное, если будет необходимость. Хотя давно не практиковал, так резко тяжело. Плюс есть ведь ещё и Женя Лысаков, он совсем недавно закончил, стал у нас массажистом. Вот его, как я догадываюсь, тянет куда больше. А так он тоже, получается, участвует в процессе, подсказывает ребятам во время игры со скамейки иногда. Я-то сам смотрю с трибуны.

Воронин говорил: "Посмотрите, девочки на видео быстрее вас делают"

— В детстве, да и потом ещё долго — тренеров по вратарям у меня не было. "Ты отбивай — и всё!" — говорили. Тогда голкиперам, к сожалению, вообще не так много уделялось внимания. Да и сейчас не везде это есть. А ведь вратарями надо начинать с детства заниматься. Некоторые молодые ребята приходят — а для них всё в новинку. "Вам что, это не говорили? — Нет…"

Помню, как в Перми, когда взялись за нас датскими вратарскими тренировками, так Лев Геннадиевич Воронин, он тогда там главным был, говорил: "Посмотрите, девочки на видео быстрее вас делают". Мы отвечали: "Понятно, что быстрее, им это с детства дают, а не как нам!"

Второй сезон в составе "Пермских медведей". Голубев — справа в нижнем ряду

Первый за всю жизнь вратарский наставник у меня и появился в Перми — это Алексей Жук, белорус, игравший за СКА (Минск). Мы один сезон вместе стояли, а потом его сделали тренером по вратарям. Чем запомнился, не буду сейчас рассказывать, но было, скажем так, достаточно своеобразно.

Шпонько объяснял по ошибкам, мы разбирали, делали выводы

— А вот кто мне точно больше всего дал как наставник — это Виктор Саныч Шпонько (сейчас — тренер вратарей ставропольского «Виктора» БЦ). Да и не только мне.

Стас Третынко, например, он тоже тогда был в Челябинске, сильно добавил после работы с Виктор Санычем. В той команде были и я, и Игорь Чуприна, который потом в словацкий "Татран" уехал… Стас говорит, что впитывал в то время у всех нас понемногу разные фишечки вратарские. А мы с ним с тех пор дружим.

Чему именно научил Шпонько? Да не могу сказать, что было что-то кардинально новое в тех же упражнениях. Всё вроде так же делал, что раньше знал, но с ним стало как-то в целом поспокойнее. Виктор Саныч объяснял по ошибкам, мы разбирали, делали выводы. Главное же в работе с вратарями — это наши профессиональные нюансы.

Виктор Шпонько: "Игру в воротах я полюбил. А разве будешь бояться того, что любишь?"

И ещё запомнилось, что он говорил: "У одного вратаря может быть хороший процент надёжности, а вот в нужный момент он не спасёт, хотя будет до этого отбивать всю игру. А другой, когда потребуется, подтащит команду". Так что второй ценнее. Нет, процент тоже важен, но…

Челябинск-2015: Станислав Третынко, Сергей Казанчеев, Игорь Чуприна, Виктор Шпонько, Андрей Голубев

Увидел разминку у шведов — что-то оттуда стоит использовать…

— Так что и сейчас не могу сказать, что делаем что-то революционное. Просто работаем. Изо дня в день. Вратарю надо подсказывать какие-то детали, как уже отметил. По ходу дела что-то стараться корректировать.

Да, у меня есть своя подборка вратарских упражнений, но не думаю, что они как-то резко отличаются от тех, которые используют другие. Имеется просто определённый багаж, опыт, что-то потом добавляешь. Смотрю в интернете, если нахожу — прикидываю, можно ли адаптировать к нам.

Вот буквально на днях разминку увидел у одного шведского тренера. Что-то стоит оттуда использовать. Главная задача ведь какая — чтобы вратари бездумно не стояли в воротах. И если это упражнение помогает, то это замечательно, надо брать в свой арсенал.

Перед тренировкой вратарям обычно даётся время на свою разминку, потом мы присоединяемся к командной. В этом плане у нас давно всё с Дмитрием Владимировичем (Карловым, главным тренеромБЦ) отработано. Знаем, когда мы нужны, а когда есть время поработать отдельно. Взаимопонимание с главным тренером вообще очень важно.

С детьми тяжелее, чем со взрослыми

— Видео? Тут, конечно же, всё должно быть индивидуально. Вратари в целом, как известно, не такие, как все, к ним особый подход нужен. К каждому — свой. И в этом вопросе тоже.

Ваня Шаров, например, просил ему особенно нарезки не давать с соперниками перед матчем. Потому что, говорил, в игре, возможно, конкретный игрок по-другому будет бросать, а он уже ждать станет того, что на просмотре увидел, перестроиться тут непросто.

И наоборот — Витя Холодов говорит, что после Перми привык всё смотреть, готовиться заранее. У Влада Мартыненко, наверное, здесь третий путь, где-то посередине. Видео смотрит, но всё же не так много, как Витя, больше по ситуации реагирует.

Виктор Холодов и Владислав Мартыненко

Все вратари — разные, ещё раз скажу, а я ведь работаю в нашем клубе и со второй командой, да и со всей вертикалью, включая детей. Между прочим, с детьми, на мой взгляд, тяжелее, чем со взрослыми. Часто говоришь-говоришь, тебя вроде слушают, а делают всё равно потом по-другому.

Ещё и поэтому трудно спрогнозировать, кто способен вырасти затем в сильного голкипера, а кто — так и остановится. Может, у человека щёлкнет что-то — и он поймёт, что надо делать, начнёт прогрессировать, а может, останется на том же уровне…

Из тех, кто играл раньше, особенно запомнились Хвидт и Шмаль

— Вообще, если говорить про нарезки, то это, разумеется, не только соперники, но и удачные действия вратарей. Это опять же раньше, когда я сам начинал, что-то было непросто найти, сейчас-то — пожалуйста, всё в интернете есть. Так что скидываю ребятам разные моменты, чтобы обращали внимание.

Выделить кого-то как лучшего на данный момент, наверное, не смогу. Много в мире вратарей хороших, да те же датчане: Нильсен из "Барсы", Ландин пока тоже всё равно на уровне — Женя Лысаков, кстати, ещё по молодёжной сборной против него играл, тот уже тогда под 50-60% отражал… Да каждый интересен по-своему!

Владислав Мартыненко

У меня тоже образца, когда играл, как такового не было, но помню, опять-таки датчанин в то время выделялся, Каспер Хвидт. Ещё когда в Перми только начинал, в еврокубках нам попался его "Копенгаген". Дома мы вроде бы 3 мяча выиграли, а там проиграли то ли "минус 15", то ли даже "минус 17": он всё что можно отбил.

Да, ещё поразил поляк Славомир Шмаль, когда впервые его увидел. Росту небольшого, но двигался здорово по всем воротам, много отбивал. Типичный темповик!

Сейчас, кстати, уже такого деления на чистых классиков и темповиков больше нет, думаю, почти у любого вратаря есть черты как того, так и другого.

Пенальти — больше психология

— Семерики? Наверное, это уже больше психология, чем техника. И вот тут наши секреты точно выдавать не буду, хотя они, понятно, есть (смеётся).

И опять же — всё индивидуально. Жене Лысакову, скажем, я нарезки не скидывал, только карту бросков, он её перед игрой смотрел — и достаточно, у него были свои фишки, за счёт которых семерики удачно отражал.

Натренировать тут не так просто. Вот я уже про полевых скажу: помню, на тренировках ничего забить не могли неделю, наверное. Буквально все после промахов кувыркались — такое правило… А потом играли со Ставрополем — и выиграли по пенальти, всё забросили!

"Со Стасом Третынко давно дружим!"

У некоторых клубов такая тактика: если играет один вратарь, то на семерики выходит другой, со скамейки. Не могу сказать, что правильнее, но иногда в той же Перми решают так.

В целом же для голкипера уверенность в себе очень важна. Поэтому мне нравится фраза, которую когда-то услышал: "Если у тебя нет первого вратаря — у тебя вообще нет вратаря". Как, помню, было у нас, когда играли Алексей Крикунов, Женя Лысаков и Макс Попов — их по кругу меняли, и ничего никто не понимал, в том числе и они сами…

Естественно, бывают исключения. Когда два голкипера опытных, допустим, и каждый знает, что отыграет по тайму. Но всё же лучше, чтобы имелся железно основной, и он сам это чувствовал — а второй был на подмене. Либо уже всё повидавший, как у нас в прошлом сезоне Женя Лысаков, либо пока молодой, как Витя Холодов.

"Женя Лысаков подсказывает ребятам во время игры…"

Фото: пресс-служба ГК "Динамо-Сунгуль", личный архив Андрея Голубева

Лента новостей
© 2025 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»