
БЦ летом по традиции продолжает рассказывать о том, как к новому сезону готовятся команды и мужской, и женской Суперлиги. Сегодня — очередь "Динамо" из Астрахани. Слово белорусскому вратарю команды с Нижней Волги, 28-летнему Матвею Кревчику.
У Дмитриева — стадион, у Заикина — зал
— Получается, это уже ваши третьи летние сборы с астраханцами? Чем-то они между собой отличаются?
— Ну, когда я только приехал в Россию, то "Динамо" тренировал Евгений Саныч (Дмитриев — БЦ), а Георгий Юрьич (Заикин — БЦ) ещё был исключительно директором. Ключевое отличие: тогда мы работали на стадионах и бегали кроссы, а сейчас бегаем и работаем над "физикой" в зале. А если сравнивать прошлый год и этот — то отличий уже нет.
Главный тренер "Динамо" Георгий Заикин: "Кто-то ходит в супермаркет, мы же свой огород возделываем"
К тому же у нас, вратарей, всё-таки работа специфическая, да и тренер свой. И вот тут мы уже третий сезон трудимся под руководством одного и того же человека — Максима Андреевича Зенько.
А в целом и два года, и год назад, и сейчас пашем на сборах усердно. Циклы у нас трёхдневные, то есть три дня работы — потом выходной, ещё три дня — ещё выходной… В первый день утром "физика" с упором на бег плюс тренажёрный зал, во второй — уже работа с мячом, но больше на передвижение, третий — круговая тренировка, а вечером каждого дня — гандбол, но не чисто игровые занятия, понятно, а в основном нацеленные на переходы.

— Впереди у вашей команды турнир, мемориал Виктора Лаврова — соскучились, наверное, по игре, быстрее бы на площадку?
— Да, вообще хочется побыстрее втянуться в сезон. И надеюсь, что он сразу пойдёт у нас хорошо, а не как в том году, когда долго вкатывались и вскочили в плей-офф в самый последний момент, можно сказать, уже в закрывающуюся дверь. А там уже получилось обыграть "Пермских медведей" — и занять шестое место.
Задачу нам пока не озвучивали, но думаю, что должны сыграть лучше. Команда практически сохранилась, но мы уже стали более сыгранными, тогда как в прошлом сезоне многие вливались по ходу дела. Да взять тех же игроков из Воронежа — Володю Немцева и Руфата Мухтарова, добавивших нам креатива в атаке, и Никиту Сибирёва, с которым в защите начали хорошо цепляться, помогать нам, вратарям!
Воронежский Скубе, сестра "Суперниндзя" и первый вызов в сборную. История Владимира Немцева
Первый длинный отпуск в карьере
— А как отпуск провели? Отдохнуть времени хватило?
— О, в этом году — да. Обычно, когда приезжаешь домой, в Гродно, сразу начинается: "А когда ко мне?" А времени-то мало! Но вот на этот раз, мне кажется, успел навестить всех. Ну и, конечно, отдохнул, перезагрузился…

Отпуск был большой. 44 дня — у всех, кто не ездил на Спартакиаду молодёжи. Такого у меня за игровую карьеру никогда не случалось. В "Машеке" было дней 30-35, в "Крононе" ещё меньше — 28.
Многое успел — сына покрестил, например. Теперь у него Олег Луня — крёстный. Тимофею скоро годик будет, а ещё у меня есть дочка Полина — ей в сентябре исполнится четыре.
— Жена не спортсменка у вас?
— Бывшая спортсменка — и тоже гандболистка. Играла с краю, левша — Маргарита Витко. Сначала была во второй команде БНТУ, потом в "Городничанке". Но затем мы решили, что в семье должен быть только один спортсмен (улыбается).

— В Астрахани уже успели адаптироваться? Я не про гандбол, а в целом по жизни — климат, всё остальное…
— Вот как раз к климату привыкнуть непросто. Летом очень жарко! Часто температура на улице под 40, сегодня, например, 36 — и из-под кондиционера на улицу выходить вообще не хочется… А зимой — ветра. При этом снега здесь почти нет, в отличие, например, от Могилёва.
— Да ещё летом ведь мошка!
— А тут мне повезло — на это время уезжал (улыбается).
Секрет белорусских голкиперов
— Тогда перейдём к разговору про гандбольную адаптацию. Она складывалась непросто: практически как только перешли в 2023-м — сразу травма.
— Да, отработал тогда сбор, потом был турнир в Волгограде, шла третья, уже заключительная игра — и "кресты"… Нет, мыслей насчёт того, зачем я сюда перешёл — не было, скорее, на самого себя ругался: подумал, что приехал, видимо, не совсем в хорошей форме. Естественно, это обидно. Тем более таких тяжёлых травм у меня ранее не случалось, только боковую связку колена однажды травмировал.
Так что первый сезон вышел, сами понимаете, комом. От второго уже чуть большего ждал, но поначалу не так много играл. А ближе к его концовке вроде бы всё стало лучше складываться. Надеюсь, эта тенденция продолжится, тьфу-тьфу!

— Но даже с таким уровнем игры в сборную вас из России не вызывали: белорусская вратарская школа настолько крутая?
— Да, действительно: хороших вратарей сейчас хватает. Даже когда играл в Беларуси, вызывали иногда в резерв сборной из "Кронона" и "Машеки". А ныне есть и Черников, и Ковалёв с Колосом, и Солдатенко.
В чём секрет? Да секрета никакого нет, только работа — больше стало тренеров голкиперов, теперь они практически в каждом клубе. Мне, когда начинал в "Крононе", посчастливилось, например, поработать с Иваном Мечиславовичем Санько, который, скажем так, заложил базу, поставил технику. Потом в "Машеке" фактически играющим тренером вратарей и старшим товарищем был Вадим Котов, делился опытом, много мне подсказывал.
Ну и сейчас, как уже говорил, трудимся с Максимом Андреевичем. Они, кстати, по манере работы с Иваном Мечиславовичем очень похожи. Опыт у него тоже богатый — и сборная Бахрейна, и ЦСКА.

— Про Котова вы сказали, а с кем ещё из вратарей сдружились?
— Да со всеми были хорошие отношения: Володя Корсак в Греции теперь, Пашка Мискевич из Исландии в Израиль перебрался, ну а когда в "Крононе" начинал, там играл ещё Орест Могилевец, затем уже — Никита Шелешко, Виталик Ничей…
У каждого из них стремился чему-то научиться, перенять. А сейчас уже, напротив, в Астрахани я самый опытный. Диме Корякину 21 год всего, несмотря на то что он уже какой сезон в Суперлиге, Илье Иванову — вообще 19 только будет! Конечно, стараюсь тоже чем-то делиться, хотя в любом случае — все мы, в первую очередь, тренеров слушаем.
Говорил: "Папа, купи мне шлем, как у вратаря!"
— Вообще интервью с вами подробных, видимо, мало было, я-то вот ничего не нашёл… Расскажите тогда: как пришли в гандбол?
— Да это у меня ведь такое большое интервью — первое. Поэтому, честно говоря, немного волнуюсь. Раньше только после матчей отвечал на вопросы.
Если вспоминать, то в воротах хотел быть всегда. Ещё до того, как узнал про гандбол. Ходили с отцом на хоккей смотреть — а я говорил: "Папа, купи мне шлем, как у вратаря!" И помню, как брат, он на 2 года старше, в детстве ставил меня на ворота — мне тогда три годика всего было…

Сначала я вслед за братом, кстати, пошёл на баскетбол. А потом друг, который занимался гандболом, предложил: пошли попробуем! Сходили, понравилось, я остался. А друг тот, кстати, начал заниматься баскетболом после этого (улыбается).
Пришёл тогда к тренеру Галине Алексеевне Гавриленко — парень высокий, побегал немного, ну и встал на ворота. Она и сказала: "Оставайся, у тебя получается".
Не спортсмены ли родители? Мама в школе толкала ядро, а так к спорту отношения не имели. К слову, все родственники очень рады, что в новом сезоне наша команда сыграет в СЕХА-лиге. Да ещё и в одной группе с МОГК и "Машекой" — выездов в родные края прибавится!
— 29-й номер в честь дня рождения взяли — у вас ведь он 29 мая?
— Да, всё так. В детстве под 12-м играл, потом в "Крононе" под 1-м, а когда перешёл в "Машеку", то решил взять себе 29-й. Теперь мой — фирменный.

Фото: пресс-служба "Динамо", личный архив Матвея Кревчика