
В последнее время интерес к "звёздно-полосатому" гандболу возрос.
Make Handball Great Again. Почему Вяхирева сыграет в Лас-Вегасе? Что происходит с гандболом в США?
В стремлении понять, что собой представляет ручной мяч за океаном, корреспондент БЦ набрал номер игрока американской сборной Домагоя Сршена.
В течение получасовой беседы 34-летний линейный хорватского "Метковича" рассказал:
— как ковалась первая победа США на чемпионатах мира;
— кто главная надежда американского гандбола;
— что привнёс в сборную шведский специалист Роберт Хедин;
— чего можно ждать от американцев на домашних Олимпийских играх-2028 в Лос-Анджелесе.
В ворота? Больше никогда!
— Ваш отец подростком уехал из Хорватии в США получать образование, осел там и открыл свой бизнес. Вы родились в Нью-Йорке, но в 5-летнем возрасте с семьёй переехали обратно на родину предков. В Метковиче, городе больших гандбольных традиций, в 14 лет начали заниматься ручным мячом. Что сподвигло стать гандболистом: успехи золотого поколения сборной Хорватии, местные традиции или что-то ещё?
— Заниматься спортом я начинал с футбола. Но не нашёл себя в нём, поскольку очень быстро вымахал. В 14 лет примерно до 190 сантиметров, был гораздо выше сверстников. Поэтому решил переключиться на гандбол и вскоре влюбился в эту игру.
Сначала был вратарём. Но однажды мяч угодил мне в голову, и я решил — в ворота больше никогда не встану!
— В Meтковиче проживает примерно 15 тысяч человек, это, возможно, город, который дал миру самое большое количество олимпийских чемпионов на душу населения (Славко Голужа, Патрик Чавар, Давор Домникович, Никша Калеб, Владимир Елчич). Насколько взросление в такой среде повлияло на ваш выбор?
— Да, Меткович — настоящий гандбольный город. На выбор частично повлиял мой двоюродный брат Иван Чупич. Наши мамы — родные сёстры, Иван чуть старше меня, он сделал серьёзную карьеру, играл за сборную Хорватии, завоёвывал медали на крупных турнирах (Чупич — бронзовый призёр ОИ-2012, обладатель серебра (2009) и бронзы (2013) чемпионатов мира, а также двукратный серебряный (2008, 2010) и бронзовый (2012, 2016) призёр чемпионатов Европы — БЦ).
Я смотрел, как он играет, ну и как-то спонтанно сам захотел попробовать себя в гандболе. С Иваном иногда созваниваемся, правда, не так часто. Чаще поддерживаю связь с моим другим родственником Илией Брозовичем — он тоже гандболист, сборник, с ним я вместе играл в "Метковиче", "Загребе" и "Ганновере".

Лучшие линейные в мире — Фабрегас с Банхиди
— Вы начинали как левый полусредний, но в итоге стали линейным. Как переквалифицировались?
— Летом 2012 года я перешёл в "Загреб", которым тогда руководил Славко Голужа, а помогал ему Желько Бабич. Они поставили меня на место линейного, я больше играл в защите и в итоге остался на этой позиции. В тот сезон я практически не играл в атаке. И за мной закрепилась репутация специалиста по защите.
— Kто, на ваш взгляд, лучший линейный в мире прямо сейчас?
— Хм, если ранжировать с учётом игры на обеих сторонах площадки — тогда голосую за Людовика Фабрегаса и Бенце Банхиди. Если бы выбирал лучшего атакующего линейного, то однозначно назвал бы Марина Шипича. Защита, может быть, не его конёк, но в атаке он блещет!
— Загребский отрезок карьеры запомнился и вашим дебютом в Лиге чемпионов. Вы вошли в историю как первый американец, сыгравший в сильнейшем клубном турнире в гандболе. Насколько трудно было адаптироваться к топ-уровню, требованиям, борьбе с конкурентами за место в составе?
— Для меня всё было в новинку. До того я играл за "Меткович" в чемпионате Хорватии, по сравнению с ЛЧ это будто разные виды спорта. Тренировки, матчи, противостояния с лучшими игроками Европы… На фоне всего этого быстро адаптируешься и встраиваешься в систему, играть становится легче.
— Koго было труднее всего опекать?
— Хорошо помню и вряд ли забуду Икера Ромеро из "Берлина" — во втором тайме матча в Германии накидал нам 8 мячей!

— Сезон-2013/2014 вы провели в клубе "Мешков Брест". Чем запомнился белорусский период, какое ваше самое тёплое воспоминание о тех днях?
— Это был хороший год. В команде тогда было много игроков из бывшей Югославии: Роберт Маркотич, Иван Пешич, Любо Вукич, Давид Шпилер, Деян Малинович, также там играли Растко Стойкович и Иван Карачич... Мы хорошо ладили как между собой, так и с остальными парнями. Из местных игроков лучшие отношения у меня сложились с вратарём Виталием Черепенько.
Вообще "Мешков Брест" был настоящей командой, все парни классные, замечательно общались...
Позвонил Ортега и спросил: "Хочешь играть за сборную?"
— В сборной США вы впервые появились в 2011 году. Можете поподробнее рассказать, как вышло так, что вы прилетели в Испанию и оказались в национальной команде, которая проводила спарринги с командами низших дивизионов?
— Мне позвонил капитан сборной США Марк Ортега. Он слышал про меня, знал, что у меня есть американский паспорт. И я, если можно так сказать, через него попал в сборную.
После звонка Ортеги мы с ним ещё некоторое время переписывались по электронной почте, после чего я прибыл в Мадрид. Сборная сыграла несколько товарищеских матчей с местными командами и отправилась в Гвадалахару на Панамериканские игры. Там мы заняли предпоследнее место — седьмое, если не ошибаюсь, смотрелись очень плохо, а я после этого турнира взял перерыв в играх за сборную примерно на 7 лет.
— Причину назовёте?
— Это было моё решение. Не очень красиво прозвучит, но уровень гандбола в США в ту пору был катастрофически низок. В те годы я выступал за солидные клубы и не хотел подвергаться риску травм в матчах за сборную, сосредоточился на клубной карьере.
— Примерно в то же время в интервью официальному сайту "Загреба" вы сказали: "Надеюсь получить приглашение в сборную Хорватии". У этой истории было какое-то продолжение?
— В более молодом возрасте я выступал за кадетскую сборную Хорватии. Когда перешёл в "Загреб", командой руководил Славко Голужа, который одновременно возглавлял и национальную команду. Мы тогда беседовали с ним на эту тему, но ничего не материализовалось.
В сборную США я вернулся примерно в 2018-2019 году, точно не помню. На тот момент я выступал в бундеслиге за "Ганновер", и новый главный тренер сборной Роберт Хедин (как игрок со сборной Швеции он дважды брал серебро на Олимпийских играх, был чемпионом Европы, завоёвывал бронзу на чемпионате мира — БЦ) прилетел в Германию поговорить со мной.
Он приглашал меня обратно в национальную команду, говорил, что появилось много новых игроков из вторых дивизионов Германии и Франции, что собирается создать новый, более крепкий коллектив. Выслушав его, я решил вернуться.

Бенджамин Эдвардс — запомните этого парня!
— Хедин уже семь лет возглавляет сборную США. Насколько команда прогрессировала за это время? И в чём нагляднее всего виден этот прогресс?
— Кстати, в 2021 году нам не повезло, пропустили чемпионат мира в Египте из-за вспыхнувшего в команде коронавируса, а это должно было быть первое выступление сборной на ЧМ после 20-летнего перерыва!
Оглядываясь назад, видим, что под руководством Хедина команда сделала огромный скачок. С тех пор как я вернулся в сборную, на каждом новом турнире играем лучше, лучше чувствуем партнёров, в команде замечательная "химия". Кроме того, на подходе ещё пара-тройка классных молодых игроков, сборная постоянно прогрессирует.
Сильнейшая сторона Хедина — блестящие коммуникационные навыки, он с каждым игроком наладил контакт, всегда готов обсудить любой вопрос. Он создал хорошую атмосферу, лично я отношения "игрок-тренер" считаю самым важным аспектом в гандболе. Когда есть взаимное доверие, сразу лучше чувствуешь себя.
— Вы сказали про молодых игроков. Один из тех, кого часто упоминают, 20-летний Тристан Моравски, сын бывшего игрока сборной Польши Томаша Моравского. Тристан обучался в академии "Фленсбурга", в 14 лет дебютировал в сборной США U-19, а в начале этого года был уже на взрослом чемпионате мира…
— У Тристана хорошие физические данные, двухметровый рост, он левша, играет на позиции правого полусреднего. Перед ним будущее, но ему нужно ещё много работать, чтобы стать хорошим игроком. На мой взгляд, наш лучший молодой игрок — 18-летний разыгрывающий молодёжки "Веспрема" Бенджамин Эдвардс. Думаю, что парень станет классным игроком.

— Эти ребята — будущее американского гандбола. А что скажете о тех, кто уже является лидерами команды? Среди них одна из самых узнаваемых фигур — Эндрю Донлин, у которого интересная биография: в "обычной" жизни он пилот ВВС США, благодаря чему его прозвали "Капитан Америка"...
— Если уж выделять кого-то, назову нашего капитана команды, разыгрывающего Иана Хютера. Ему 27 лет, родился в Германии, они с братом Патриком регулярно выступают за сборную. Иан — настоящий капитан и мотор нашей атаки. На мой взгляд, он игрок топ-уровня, к тому же — в лучшем игроцком возрасте. Он — двигатель всей команды.
21 положительный тест — и прощай, чемпионат мира!
— В США запустили амбициозный проект Pro Handball USA, который призван популяризировать гандбол в стране с прицелом на ОИ-2028 в Лос-Анджелесе. Каков потолок потенциала американской сборной на домашней Олимпиаде?
— До Игр остаются три года. За это время точно можем ещё прибавить, поднять свой уровень. Насколько — не знаю, сейчас трудно строить прогнозы. Сначала нас ждёт чемпионат мира 2027 года, ещё один важный турнир, очередной серьёзный экзамен для нас.
Когда-то у сборной был ограниченный состав, который потом сильно менялся, но все перемены были в плюс, на каждом новом турнире мы смотрелись всё лучше и лучше. Раньше мы крупно проигрывали тем же Бразилии, Аргентине и Чили, они были гораздо сильнее нас. Сегодня — уже не так, мы можем сражаться на равных с каждой из этих команд. И думаю, что за несколько лет перегоним их. Время — наш самый главный союзник.

— Вашим первым крупным турниром в майке сборной США должен был стать ЧМ-2021, но из-за того самого невезения с коронавирусом команде в последний момент пришлось сняться с чемпионата. Как вы узнали про это? Что почувствовали тогда?
— На тот момент мы находились в Дании на сборах, готовились к чемпионату. Всё было замечательно, мы максимально старались избегать контактов с посторонними.
За два дня до вылета в Египет сдавали очередной ПЦР-тест. Вернулись с тренировки, поужинали, после чего получили сообщение — приходите в комнату для видеоразборов. Там нам сообщили, что из 25 игроков, сдававших тест, аж 21 положителен на COVID-19! При этом тесты проходили раз в два дня — и на предыдущем вся команда была чистая.
Мы сильно переживали, к тому же в датском карантине пришлось незапланированно остаться ещё на 10 дней. Большинство игроков чувствовало себя нормально, физически почти все были в порядке, может, только у кого-то чуть-чуть поднялась температура или разболелась голова.
Разумеется, очень жалели, что не можем поехать в Египет, выступить на столь крупном турнире, как чемпионат мира — это мечта каждого спортсмена. Но что поделаешь, форс-мажор…
Мы — аутсайдеры, не понимаем ни черта в гандболе?! Марокканская пресса только раззадорила нас!
— Три года назад США выиграли чемпионат Северной Америки и Карибского бассейна, завоевав путёвку на ЧМ-2023. В шведском Йёнчёпинге состоялся и ваш личный дебют на первенствах планеты. В группе вы обыграли Марокко, это была первая, историческая победа сборной на чемпионатах мира. Благодаря ей команда вышла в основной раунд, в котором одолела и Бельгию.
Балтийский журнал. День 13-й. Хорватия надеялась на чудо, Сербия за пределами топ-10, США рискуют и…
— В предварительном раунде наша главная цель была — обыграть Марокко. Мы понимали, что против Хорватии и Египта нам ловить нечего. Но верили в победу против Марокко и выложились по полной. Отдельную мотивацию обеспечили марокканские газеты — до матча они писали, что нас разгромят минимум с разницей в 10 мячей, что мы понятия не имеем, что такое гандбол…
— Kaк эта информация дошла до вас, в команде есть знатоки арабского?
— Нам встречались марокканские газеты, которые выходят на французском, а в нашей команде было много ребят, которые играли во Франции и знают язык. Они переводили нам, и мы понимали, что к нам относятся как к аутсайдеру, у которого абсолютно нет шансов — это лишь раззадорило нас дополнительно. Первая победа США в истории чемпионатов мира, наверное, моё самое глубокое впечатление за всю карьеру в сборной, я никогда этого не забуду.

— Вы редко играете в атаке, а в том матче с марокканцами забросили два мяча. Тренер сменил тактику?
— Нет, это получилось случайно. Один мяч я забросил с центра в пустые ворота, другой — в контратаке. Я редко перехожу центр, меняюсь сразу после того, как пропускаем мяч или отбираем владение у соперника.
— После Марокко США обыграли и Бельгию, которая, разумеется, не гандбольная сверхдержава, но в копилке вашей команды оказались две победы!
— Так и есть. Любая победа важна. Бельгия — европейская команда, в Европе играют в лучший гандбол, и, наверное, и у этого успеха есть свой вес. До матча мы верили в победу, не сомневались в себе и в итоге выиграли.
На ЧМ-2025 болел за Хорватию, а как же?!
— Недавний ЧМ-2025 сборная США заканчивала в хорватском Порече матчами за Кубок Президента. После трёх побед вы лишь в серии пенальти проиграли полякам в матче за 25-е место. Что для себя вынесли с этого чемпионата?
Немцы не прошли испытание водой, опыт БГК для Пешича и что делать с форматом? Итоги ЧМ от авторов БЦ
— Да, сборная Польши сегодня не та, что была раньше, но это по-прежнему крепкая команда, на клубном уровне её игроки выступают практически по всей Европе. Все говорят, что мы должны были выиграть матч с поляками. Увы, в основное время смогли добыть только ничью, а потом началась лотерея с пенальти...
Но наше выступление на ЧМ-2025 определённо удалось, это успех. Три победы, а ведь на ЧМ-2023 были две, хотя тогда мы заняли более высокое, 20-е место. В этот раз в группе нам попались очень сложные соперники: Бразилия, Португалия и Норвегия, три сильных команды. Впрочем, вы видели, как они закончили — Бразилия вышла в четвертьфинал, а Португалия чуть не выиграла бронзу.
По окончании турнира обратной связи из федерации мы не получили, тренеры передали нам, что не было никакой реакции со стороны руководства. И это выглядело весьма странно, поскольку, на мой взгляд, мы выступили хорошо и доказали, что продолжаем постоянно прогрессировать.
— Пока вы сражались в Порече, Хорватия убирала одного за другим соперников на пути к финалу. С какими чувствами вы следили за успехами земляков? Где оказались в день того огненного полуфинала с Францией?
— Мы были ещё в Порече, все матчи я смотрел по телевизору. Моя семья из Хорватии, я всю жизнь там живу, конечно, я болел за хорватов. Большие заслуги в успехе сборной принадлежат и болельщикам. После поражения от Египта на предварительном этапе Хорватия в основном раунде каждый матч играла от ножа, должна была только побеждать, и фанаты её толкали к победам, поддерживая просто шикарно.
Фото: usateamhandball.org, Håkon Mosvold Larsen / NTB