Династии в гандболе — явление нередкое. Существует множество семей, где дети шли в профессиональный спорт вслед за родителями и добивались ещё большего успеха. Но всё это — общие слова. А как на самом деле дети вырастают в будущих спортивных звёзд? Как их подтолкнуть в нужном направлении? Как помочь выбрать правильный путь?
Известный детский тренер и мама разыгрывающей "Ростова" Ярославы Фроловой — Ирина Станиславовна — откровенно рассказала "Быстрому центру" о детском становлении игрока сборной России.
Дочь тоже важные вещи часто подсказывала
— Каково быть одновременно и мамой, и тренером?
— Быть мамой и тренером одновременно, конечно, тяжело. Я старалась учиться на своих ошибках и совмещать эти две ипостаси. Но могу добавить, что быть дочкой и одновременно игроком — гораздо сложнее.
— Вы для Ярославы — самый строгий критик или, наоборот, "хороший полицейский"?
— В силу возраста и жизненного опыта мне было легче справиться со своей задачей. Когда Яся была маленькой — ей приходилось очень трудно. У нас с ней по-всякому было. И когда что-то не так она делала — бывало, что и ругала её. Когда всё получалось хорошо — хвалила. В основном, конечно, старалась её поддержать. На какие-то ошибки регулярно указывала, но при этом не забывала подбодрить, говорила о её игровых достоинствах. То есть — и кнут, и пряник.
Когда жили в Волгограде, точнее, под Волгоградом — нам до тренировочного зала нужно было ехать примерно полчаса на машине. И вот во время этих поездок после тренировок мы часто разговаривали. И при этом она мне тоже важные вещи часто подсказывала, которые мне очень сильно помогли.

До сих пор помню одну из таких поездок, запомнилась на всю жизнь. Яся мне сказала такую фразу: "А ты можешь на тренировке быть тренером, а дома — мамой?" И всё, после этих её слов во мне будто что-то переключилось. Как рубильник нажали. Я поняла на самом деле, как ей тяжело — бесконечные нагрузки не только физические, но и моральные. Едем домой — и продолжаем разбирать какие-то гандбольные вещи, приезжаем — и всё равно говорим о гандболе. После этого случая я стала вести себя с дочкой по-другому.
Не нравились некоторые вещи в характере Яси, хотелось их исправить
— Вы как-то повлияли на её выбор вида деятельности в детстве? Или Ярослава сама выбрала гандбол?
— Яся с самого детства была очень спортивная. Высокая — и при этом вся словно слеплена из мышц. Начали с плавания, и у неё здорово получалось. Почти сразу завоевала первое место на соревнованиях, где все соперницы были старше на год или два. Тренер-женщина обхаживала нас со всех сторон, прочила отличную карьеру. И Ясе эта тренер очень нравилась.
"А потом Пешевски сказал — папе привет передавай…" Иван Шельменко — про дебют на серьёзном уровне
Но потом как-то так получилось, что эта специалист ушла. То ли уволили, то ли переехала куда-то. И тренером назначили мужчину. С ним Яся не сработалась. Стиль у него был военный, командный, мог даже накричать на детей. И в один день дочка просто подошла ко мне и сказала: "С плаванием я закончила".
Потом она стала ходить на тхэквондо, и вот это была как раз моя инициатива. Мне не нравились некоторые вещи в её характере, хотелось их исправить.

— Например?
— Сейчас поясню… Маленьким ребенком Яся была добрая. Можно даже сказать, излишне добрая. Сидит в песочнице, играет, другие дети подходят, берут её игрушки — а она не возражает. Некоторые сверстники в итоге эти игрушки забирали насовсем. И меня эта черта в её характере не устраивала — хотелось, чтобы она могла за себя постоять и не давать в обиду. Я всегда говорила: "Если тебя обижают — надо давать сдачи!" Она плакала…
И вот на семейном совете решили попробовать занятия по тхэквондо. И сработало! Больше её в жизни обидеть никто не пытался. Тренер был классный, Павел Степанович, Яся его буквально обожала, и он к ней здорово относился. И характер у неё поменялся полностью, я не ошиблась. Чего хотела — того добилась.
— Единоборства принято считать травмоопасными видами спорта. Редко мамы отдают дочерей в такие секции.
— Как-то на тренировке они играли в футбол — и Ясе в лицо прилетел мячик, минус передний зуб. Но она даже не заплакала, а просто вытащила его, как Александр Овечкин в известном хоккейном ролике, и продолжила играть дальше.
Но, конечно, в какой-то момент моё материнское сердце не выдержало. Ясе было пять лет, и на соревнованиях её поставили биться с 11-летней девочкой! Как я уже сказала, она с детства была высокой, крепенькой. А в тхэквондо в спарринги детей определяли по весовым категориям. Понятно, что та старшая девочка была гораздо сильнее и опытнее. Тренер меня успокаивал, говорил, что избиения никакого не допустит, да и сама Яся себя в обиду не даст. Но я всё равно буквально сходила с ума.
И после этого боя мы решили — пусть уж лучше будет гандбол. Да, там тоже могут врезать от души — но всё-таки дочка находилась бы под моим присмотром.

Я тогда уже работала гандбольным тренером — и мне было удобно всюду возить Ясю с собой. На летние сборы ездили на нашу спортивную базу на Волге. Ну вот куда я дочку дену на три недели? А на сборах она отлично себя чувствовала. Бегала со старшими девчонками наперегонки, играла, могла спокойно самостоятельно полдня провести, занимаясь какими-то своими делами. Тем более уже привыкла к спартанским условиям. Палатки, походы — никакие трудности её не пугали, ей это все нравилось.
Легендарная династия Ричардсонов: потомки африканских рабов, отмеченные высшей наградой Франции
Ну и постепенно она стала заниматься гандболом под моим присмотром, получалось у неё сразу хорошо. Уверена — какой бы вид спорта она ни выбрала, в любом добилась бы больших успехов. Так получилось, что это стал именно гандбол. А тхэквондо помогло ей обрести настоящий спортивный характер.
И, конечно, надо сказать огромное спасибо моим родителям. Они очень сильно помогали мне с воспитанием дочки. Мой папа отвечал за искусство, математику, логику. Моя мама прививала Ясе любовь к литературе. А я отвечала за спортивную часть.
— В какой момент поняли, что для дочери гандбол — не детское хобби, а профессия на всю жизнь?
— Знаете, это не был какой-то конкретный матч или турнир. Как я уже сказала, за что Яся ни бралась — у неё всё спорилось. Помимо тхэквондо и плавания, она ещё и большим теннисом занималась, и в художественную школу её дедушка возил. И в гандболе тоже сразу всё стало получаться. Но, понятное дело, у нас не было какого-то далеко идущего плана — доиграть до уровня игрока сборной России или чего-то подобного. Нет, она просто занималась тем, что ей нравилось.

Да, тренер может увидеть в ребёнке предпосылки того, что он вырастет в большого профессионального игрока. Но нужен же не только талант. Очень важны работоспособность, умение учиться, готовность быть частью коллектива и иногда даже жертвовать своими амбициями ради команды. Всё зависит от самого ребёнка, от того, насколько он упорно готов идти к своей цели. Трудолюбие — это, наверное, самое главное.
И в детских командах видно было, что Яся готова развиваться и учиться. Всё, что я ей говорила — впитывала и потом пыталась использовать на площадке. Характер у неё, как уже сказала, образовался бойцовский, это тоже очень важно.
Спортсмен — это какой-то отдельный вид человека
— Кем ещё из своих воспитанниц гордитесь?
— Это может прозвучать банально — но буквально всеми! Честное слово! Спортсмен — это какой-то отдельный вид человека. Через столько трудностей и сложностей приходится проходить, начиная с детского возраста! Ты рано встаёшь, затемно идёшь на тренировку, потом на учёбу, вечером — снова тренировка, а перед сном надо ещё и домашнее задание сделать.
И так — каждый день, в то время как сверстники гуляют, развлекаются. Поэтому каждой, с кем я когда-либо работала, искренне горжусь, каждая из них проделала очень большой и сложный путь и преодолела множество препятствий.
Сейчас я работаю в Ростове-на-Дону, у меня две группы девочек. Одни постарше, а другие — совсем маленькие. И знаете, когда работаешь с малышами — это прям какое-то неподдельное счастье. Они искренние, чистые, добрые, радостные, тёплые. Приходишь к ним на тренировку — и тебя сразу словно согревает множество лучиков солнца!

Понятно, что с девочками постарше работать сложнее. У них начинается переходный возраст, в голове появляются мысли о мальчиках, возникает желание протестовать против родителей, тренеров и всего остального. Но всё равно это — очень интересная и очень важная работа. Но в целом — недооценённая и неблагодарная.
— "Ростов-Дон" в последнее время штормит. То проигрыш дома ЦСКА и ничья с "Астраханочкой", то, напротив, победа в гостях над армейским клубом. В чём причина, с вашей точки зрения?
— Конечно, я не знаю, в чем причина. В этом должны разбираться тренерский штаб и сами игроки. Просто как болельщик могу сказать, что очень переживаю за них всех. Могу пошутить в разговоре с дочкой, если вдруг не очень удачно сложился матч — "вот, опять вы мне давление подняли!" И разумеется, надеюсь, что "Ростов-Дон" будет показывать свою прекрасную игру как можно чаще. Как против ЦСКА в Москве.
Фото: личный архив Ирины Фроловой