Виктор Рябых: прерванный вояж. Миссия невозможна

2 апреля 2019

Он снова в Ростове. И снова в творческом простое. Известный российский тренер Виктор Рябых оформил очередной развод с черногорским женским гандболом. Подробности здесь!

— Позади ваше очередное путешествие на Балканы. Чем довелось заниматься в этот раз?

— Работал в Черногории десять месяцев. Был тренером-координатором трех женских сборных младших возрастов: 2000-01, 2002-03 и 2004-05 годов рождения. С самыми старшими занимался непосредственно, остальных курировал: бывал на играх и тренировках. Смотрел, анализировал, подсказывал.

— Эти сборные тренируют известные в гандболе люди?

— В старшей команде мне помогала Сузана Лазович. Она играла в "Будучности", была в составе золотой сборной на чемпионате Европы-2012. С командой среднего возраста работает венгерка Габриэла Киндл, выступавшая за "Ференцварош" и "Будучност". Она вышла замуж за начальника этого черногорского клуба и осталась там жить. Младших тренирует известный тренер Иван Терзич. Он раньше работал с ребятами, теперь переключился на девочек.

Все эти коллеги хорошо разбираются в гандболе, дело знают. Но беда в том, что они связаны по рукам и ногам.

— Вот это уже интересно! Поясните.

— В Черногории разработана специальная программа по работе с детьми. И все должны придерживаться ее неукоснительно. Подробно, по дням и часам, расписана каждая неделя. Отступления от программы не приветствуются.

А она, на мой взгляд, однобокая. Например, все команды должны использовать в обороне только одну схему — 6-0. Другие не допускаются. В результате игроки растут похожими один на другого, а команды играют примитивно, даже без намека на маломальскую вариативность.

Все мои потуги эту ситуацию как-то изменить понимания не встретили. Я приехал в прошлом году, после провала черногорской "молодежки" на чемпионате мира, где она заняла семнадцатое место. И сразу попал на разбор полетов.

Поинтересовался причинами такого результата. Мне ответили: мы маленькая страна, поэтому у нас мало занимающихся гандболом. При этом в ходе обсуждения все в один голос твердили, что в игре команды на "мире" не было никакого разнообразия.

С первым утверждением можно согласиться. А второе вытекает как раз из своеобразной организации учебно-тренировочного процесса при работе с молодежью. Но это я понял позже, после скрупулезного изучения этой программы и погружения в рабочий процесс.

— Неужели черногорцы, искушенные в гандболе, этого не понимают?

— Думаю, понимают. Но у них в работе с детьми отличная от нашей философия. Занимаются мальчики и девочки гандболом, ходят на тренировки с радостью, не ссорятся — и хорошо.

Работа не направлена на результат — ни на конечный, ни на промежуточный. Победа во главу угла не ставится. Главное: дети должны получать удовольствие от занятий, счет на табло второстепенен.

— Так, может, они правы? И не только они. В некоторых странах до определенного возраста вообще запрещено играть на счет…

— В работе с самыми маленькими, которые делают в игре первые шаги, это правильно. Но мы говорим о сборных страны! Я всю жизнь рос как тренер с прицелом на результат, ставил перед собой высокие цели. И требовал этого от игроков. Не побеждаешь — становишься ненужным.

Тамошняя же система тренеров расхолаживает, отбивает у них желание работать творчески. Они стреножены стереотипами. Как-то спросил у рулевого "Будучности" Драгана Аджича, кто ему нравится в сборных младших возрастов, и получил ответ: таких нет. Вот вам и результат.

— Считаете, в обозримом будущем женская сборная Черногории вылетит из обоймы претендентов на высокие места топ-турниров?

— Скорее всего. Чемпионат страны там слабый. В нем всего шесть команд: по три из столицы Подгорицы и из Никшича. Гандболистки других городов играют во втором дивизионе. Квалификация игроков низкая. Большие проблемы с финансами.

Международных игр не хватает. Юных черногорок никуда не приглашают. Они считаются слабыми соперницами из-за их "надцатых" мест на топ-турнирах.

Я с трудом пробил зимой поездку на отличный турнир в Звенигород. Но когда заикнулся о поездке на недавние соревнования в Ростов, получил отказ. Сказали: нет денег.

Иногда сборные выезжают на автобусе на товарищеские игры в соседние страны, но этого явно недостаточно. А в "Будучност" пробиться сложно.

Сборная старшего возраста после чемпионата Европы этого года будет распущена, и на чемпионат мира через год заявлять ее не станут. Руководители федерации считают дальнейшее содержание команды нецелесообразным.

Возможно, кто-то уедет играть за рубеж. Из сборной прежнего созыва, с которым работала белоруска Татьяна Ераминок, шесть девочек отправились в Европу: две — во Францию, три — в Венгрию, одна — в Германию.

Я пытался объяснить, что распускать их так рано нельзя — многие раскрываются в 20-21 год. Да и их содержание не требует больших затрат: еще нет ни зарплат, ни контрактов, а из некоторых может выйти толк. Но мне сказали, что это невозможно.

— Неужели с подрастающей сменой там все так плохо?

— Это как посмотреть. Есть четыре перспективные девочки. Две полусредние 2002 года рождения: правая — Катарина Джафарович и левая — Аннушка Попович.

Но у обеих проблемы со здоровьем. У Попович постоянно выскакивает плечо. У Джафарович, которая регулярно тренируется с "Будучностью", полетела спина, и сейчас ее лечат.

А вот линейных черногорцам хватит еще лет на десять. Брнович и Рамусович уже громко заявили о себе. А на подходе два игрока 2001 года рождения: Николина Вукчевич и Ивана Годич. Но это, скорее, исключения из правил.

— Черногорская спортивная медицина способна восстановить Джафарович и Попович?

— Одна моя черногорская знакомая как-то сказала: к нашим врачам даже кошку лечиться не понесу. А уж о спортивной медицине в Черногории говорить вообще не приходится. Ведущих игроков "Будучност" отправляет в Хорватию или Голландию, где обосновались хорошие эскулапы-сербы.

— С проблемами разобрались. Но чему-то ведь стоит у черногорцев и поучиться?

— Ха, расслабленности и неторопливости. А если серьезно, то в той самой программе есть интересный акцент. Я за свою жизнь читал уйму наших гандбольных методичек и программ — еще с союзных времен. Там подробно расписано, что надо делать, но ничего нет о типичных ошибках, которые может совершить тренер в процессе обучения.

Например, при отработке дриблинга правильно обращать внимание на ведение мяча попеременно двумя руками, а не одной. Присмотритесь: почти все наши игроки, убегая в отрыв, используют только рабочую руку. В свое время их не научили подключать другую, чтобы убрать мяч дальше от наседающего соперника. Свои тонкости обучения в каждом возрасте.

Так вот, черногорские коллеги подробно расписали возможные тренерские недоработки. У нас такого нет. Я даже звонил председателю тренерского совета ФГР Анатолию Драчеву с предложением обсудить этот вопрос на недавнем семинаре по развитию детского гандбола.

— По тональности разговора, понимаю: удовлетворения от работы не получили...

— Никакого. Мне предлагали контракт на три года. Но через девять месяцев пришел к Аджичу и попросил меня отпустить. Так и сказал: невмоготу, неинтересно.

— И что ответил Драган?

— Сказал: извини Виктор, но мы не можем предоставить работу, соответствующую твоей квалификации. Он меня понял. Мы дружим давно. Расстались по-доброму.

— Что дальше?

— Пока ничего. Но жизнь продолжается. Посмотрим.

Фото: Арина Чистякова, пресс-служба ГК "Звезда".

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»