Составленная из молодых гандболистов сборная России на равных сражалась в гостях против белорусских звёзд. Среди вызванных в национальную команду был и саратовский воспитанник Анатолий Филиппов, с котором мы знакомимся подробнее.
Раз о вызове сообщил тренер, значит, это не шутка
— Самое яркое впечатление о турнире в Могилёве?
— То, что я в принципе туда поехал. Первые игры за сборную России, первый заброшенный мяч — ощущения незабываемые, и они останутся в памяти навсегда.
— Новость о вызове в национальную команду — это…
— …Абсолютная неожиданность. Принял ли я это за шутку? Нет, мне об этом сообщил наш тренер Юрий Викторович Орлов где-то за пару дней до официального объявления списка приглашённых. Затем это подтвердило руководство клуба, а я тем временем поспрашивал у парней, кого ещё вызвали. И понял, что это не прикол — на меня действительно рассчитывают.
— Насколько атмосфера в сборной отличается от клубной?
— В некотором роде, но критичного отличия нет. Все друг друга знают, неоднократно встречались в рамках Суперлиги. Такая же душевная атмосфера с дружескими подколами. Просто с одними знаком меньше, с другими — несколько больше. Времени на адаптацию не потребовалось.
Шефство не потребовалось
— Тренировки у Льва Воронина можно сравнить с методикой Орлова?
— Под руководством Льва Геннадиевича мы провели всего пару тренировочных дней. За столь короткое время сложно показать количество упражнений, достаточное для усвоения тренерской модели. В основном были попытки увеличить уровень взаимопонимания и командной игры. Все приехали после клубной нагрузки, у кого-то были матчи буквально накануне сбора. Нужно было хотя бы минимально наладить игру — нам дали тактику защиты, нападения, быстрого перехода. Каждый пытался делать то, что от него просилось.
А с Юрием Викторовичем мы уже работаем долгое время. Я могу с уверенностью сказать, что понимаю его требования — в сборной же я слишком маленький период, чтобы дать ответ о различиях и сходствах подходов к тренировкам. Мой клубный тренер играл под руководством нынешнего главного тренера сборной — возможно, что-либо перенял. Но точно на этот счёт не отвечу.
— Кто в команде взял шефство над молодыми?
— Как такового шефства не было. "Молодая была уже немолода" — мы все играем на уровне Суперлиги. Кто-то проводит довольно много времени на площадке в клубах, причём не первый год. Другие раньше вызывались во взрослую сборную. Видимо, наставники уже не требовались.
На сборе в Новогорске мы жили в одной комнате с Димой Корякиным, потому как с ним больше общались до сбора. А уже по прилёте в Беларусь нас расселял тренерский штаб — и моим соседом стал Антон Аксюков.
— В сборной были те, с кем вы играли вместе?
— На клубном уровне — нет. Я сам всю жизнь играл в Саратове, одноклубников на сбор не вызвали. А в молодёжной сборной пересекался с Аксюковым и Кириллом Акрамовым. Зато почти против всех я выходил в Суперлиге, а до неё — в турнире дублёров, выступая за СГАУ-"Саратов".
Смотришь на Вайлупова и понимаешь — это другая планета
— Первый матч был с российской "молодёжкой". То, что состав соперников прекрасно знаком, снизило уровень волнения?
— Нет, оно было на протяжении всех трёх соревновательных дней — скрывать не буду. Может быть, поэтому не получилось показать лучшей игры.
Борьба молодёжи, главный герой Родион Р. и мастер-класс Вайлупова. Первый день турнира в Могилёве
— Как вам взрослая сборная Беларуси?
— Она всегда была командой высокого класса, а тут и вовсе на турнир приехали все белорусские звёзды за исключением Артёма Королька. Когда ты выходишь против людей, играющих в суперклубах на уровне Лиги чемпионов, сразу чувствуешь, что это другая планета.
Конечно, это не ко всем относится, но если взять того же Никиту Вайлупова — следишь и получаешь удовольствие, глядя на то, как он играет. Эмоции невозможно передать словами — это нужно просто почувствовать.
Левши пользуются спросом
— После возвращения в клубе торжественный приём не устроили? Всё-таки ещё один местный воспитанник в сборной…
— Сезон в разгаре, тут не до торжеств. Во время паузы у клуба был мини-сбор, нужно готовиться к второму кругу. Да, пацаны задавали вопросы о сборной, чувствовалась их поддержка. Но глобально ничего не изменилось: прилетел и пошёл на тренировку.
— А как вы вообще пришли в гандбол?
— В моей школе учителем физической культуры работал Юрий Анатольевич Дудукин. Это муж моего первого тренера Елены Владимировны Дудукиной, у которой, кстати, сегодня день рождения (разговор состоялся в воскресенье — БЦ).
Отец меня забирал из школы, и Юрий Анатольевич подошёл к нему и сказал: "Ваш сын левша, а в нашем виде спорта леворукие спортсмены очень востребованы. Не хочет ли он попробовать силы в ручном мяче?"
Абсолютным плюсом стала возможность заниматься бесплатно — это немаловажная составляющая. Мне тогда было 7 лет, пошёл на первое занятие, затянуло — и вот до сих пор играю.
— Фамилия у вас гандбольная…
— Игру Василия Филиппова я видел, ведь имя "Чеховских медведей" долгие годы гремело на всю Россию, вот только недавно ЦСКА удалось их сместить с вершины. Но сравнить себя с ним я не мог по объективным причинам — он играл в розыгрыше, а я на краю. Позиции совершенно разные.
Я играл в задней линии лет до 12 — на месте правого полусреднего. А дальше с ростом как-то не задалось, и меня передвинули на край.
Кайфую от гандбола
— Когда окончательно поняли, что свяжете судьбу с профессиональным спортом?
— Не было события, которое моментально повлияло бы на решение. Я всю жизнь к этому шёл, выкладывался на тренировках, старался… Вообще-то я долго хотел стать лётчиком, но бабушка сказала, что для этого нужно хорошо знать математику. И я понял, что другого выбора у меня фактически не осталось.
У меня всегда была спортивная страсть, азарт — у нас динамичный спорт, постоянно хотелось играть, двигаться, придумывать что-то новое. Я по-настоящему кайфую от гандбола. А раз я занимаюсь тем, что приносит удовольствие, зачем искать другой путь?
Ну а немного повзрослев, понял, что впереди дубль СГАУ-"Саратова", а там недалеко и до главной команды. Увидел перспективы — и стало ясно, что иду в ручной мяч бесповоротно.
— Как удаётся совмещать спорт и учёбу?
— Откровенно скажу: непросто. Я учусь в СГУ имени Чернышевского на факультете физической культуры и спорта. На занятиях, увы, появляюсь редко, но стараюсь брать дополнительные задания, нивелировать свои пропуски. Университет идёт навстречу, за что огромное спасибо Роману Сергеевичу Данилову, который курирует меня в вузе.
Кураж и "химия"
— Саратовцы в прошлом году и нынешнем — словно две разные команды. За счёт чего удалось прибавить?
— Год назад для очень многих ребят был первый сезон в Суперлиге. Летом пришли более опытные гандболисты. Сама команда стала раскрепощённее — сложно даже объяснить, какая-то лёгкость появилась: и на тренировках, и в матчах. Мы стали более куражистыми. Много игр было, когда кто-то из команды здорово играет, и остальные начинают за ним тянуться. Посмотрите, сколько раз мы выезжали за счёт блестящей игры вратарей!
Появилась командная "химия", все бьются друг за друга. Я не говорю, что в минувшем сезоне этого не было, но в нынешнем имеется однозначное чувство: мы можем. При этом ничего сверхъестественного не добавилось, но есть уверенность в собственных силах.
— В какой момент поняли, что способны выстрелить?
— Намекаете на матч против ЦСКА? Нет, дело не в этой победе, у нас задача не меняется — без разницы, кто перед нами, стараемся играть от себя. После предсезонки мы выступали в Будённовске на Кубке Лаврова и там выглядели неплохо. То есть предпосылки к хорошему старту были. Видели, что можем и дать бой именитым клубам, и максимально взять очки в играх с равными и теми, кто чуть ниже классом.
12 спасений Дьяченко за тайм, суперсенсация от "Динамо-Сунгуля", саратовская смелость взяла Москву
— Какая была реакция на победу над чемпионом?
— Она находилась где-то между "это нечто особенное" и "выиграли — и забыли". Каких-то бурных празднований я не помню. Да, было приятно, но в то же время чувствовалось, что ЦСКА вышел закидать нас шапками.
Грушко и Павленко — неприятные вратари
— Против кого играть тяжелее всего?
— Назову пару голкиперов из Чехова — Артёма Грушко и Дмитрия Павленко. Неприятные вратари — опытные, могут обмануть бросающего, сыграть на паузе. Защитников, с которыми было бы очень тяжело, у меня нет, а вот среди стражей ворот имеются сложные оппоненты. К упомянутому дуэту я ещё добавлю Алексея Крикунова из СКИФа.
— В чём вам нужно больше всего прибавлять?
— Игра в защите. Я обороняюсь вторым — с переменным успехом. Иногда в этом компоненте бывают просадки, о чём постоянно говорит и Юрий Викторович.
— Как должен закончиться сезон, чтобы вы могли сказать: "Это была славная охота, мне не в чем себя упрекнуть"?
— Надо занять максимально высокое место в турнирной таблице. Личные достижения отодвину на второй план, главное — сделать всё на благо команды. Пусть лучше у меня будут скромные цифры, но СГАУ-"Саратов" пройдёт далеко, чем я буду бить статистические рекорды, борясь с клубом за выживание.
Битва за топ-8. Сохранит ли темп Саратов? Воронежцам помогут родные стены? У "химиков" нет шансов?
Фото: пресс-служба БФГ, пресс-служба СГАУ-"Саратова"