Перед стартом прошлого сезона капитан "Луча" Татьяна Захарова была одной из главных надежд и лидером московской команды. Но, не сыграв ни матча, левая крайняя завершила карьеру, на время ушла с гандбольных радаров, а летом уже вошла в тренерский штаб "Луча". О неожиданных метаморфозах — в интервью БЦ.
Вовремя остановиться не смогла
— Больше года назад вы объявили о завершении карьеры. Как и почему пришли к такому решению?
— На сборах с "Лучом" в августе проводили прыжковую тренировку. Я и так прекрасно знала, что мне подобным увлекаться не надо — моя грыжа неминуемо даст о себе знать.
Но в тот раз вовремя остановиться не смогла. После тренировки спина стала сильно болеть. Сразу же убрали нагрузку, занималась только растяжкой да восстановлением. Вроде мне становилось получше, но со всеми тренироваться я не могла.
Сбор закончился, села в автобус. И тут так сильно защемило спину… Я ревела и не знала, как смогу вытерпеть дорогу из Серебряных Прудов до дома. Ужасные ощущения. Боль была невыносимая, месяц после этого трудно было даже просто лежать.
До этого аналогичные приступы случались — и каждый раз последствия становились всё хуже и хуже. Мой молодой человек был очень зол на меня. Мол, зачем гробишь здоровье, оно того не стоит. Да и сама уже понимала, что надо что-то решать. Хорошо, я восстановлюсь и в этот раз, вернусь на площадку, но надолго ли? Щеманёт так ещё раз — я просто не переживу, это было ужасно.
В общем, это стало последней каплей. Сразу же поставила в известность руководство и тренеров — всё, я заканчиваю.
— Как долго проблемы со спиной преследовали вас?
— Когда грыжу обнаружили, она была небольшая — 4 миллиметра. Хотя всё равно давала о себе знать. Я ещё в "Звезде" почти сезон пропустила, восстанавливалась. Не могли понять, почему такие сильные болевые ощущения.
Как только ситуация была стабильной — я возвращалась. Ведь как раньше было — не болит, значит, можно сделать вид, что ничего не было. Это сейчас понимаешь, что каждый день надо закачивать спину, заниматься ЛФК и так далее.
— В "гражданской" жизни спина не беспокоит?
— После последнего случая я очень долго восстанавливалась. Боль в итоге сняли блокадами и морем капельниц, стала потихоньку закачивать спину, ходила в бассейн.
Мама мне подарила инверсионный стол, на котором позвоночник можно хорошенько растягивать. Попробовала, но после него становилось хуже. Пока отставила его до лучших времён, когда в своей спине буду уже полностью уверена. Вещь-то полезная.
Даже через полгода, когда уже пошла на работу, проблема ещё давала о себе знать. Постоишь или походишь чуть больше, чем нужно — сразу это чувствуешь, спина устаёт. Сейчас уже — тьфу-тьфу-тьфу — всё хорошо.
Шанс упустить не могла
— К моменту завершения карьеры "план Б" в голове был готов?
— Когда в последний раз подписывала контракт, думала поиграть ещё годик-два-три, а дальше закончить. В итоге всё случилось намного быстрее. Я к этому оказалась не готова, никакого конкретного плана не было.
Поначалу все мысли были заняты тем, чтобы снова нормально ходить. Параллельно занималась образованием в сфере фитнеса, готовилась к работе. К этому меня подтолкнули родные и друзья. Также углубилась в тему реабилитации после проблем с позвоночником — и самой очень полезно, и людям могу помочь.
— Как пришло предложение войти в тренерский штаб "Луча"?
— К лету я уже освоилась на новой работе, стабильно стали приходить люди. А здесь звонок из "Луча", который стал полной неожиданностью: "Ты подумай, приезжай в офис, поговорим".
А я по чистой случайности ехала как раз в ту часть Москвы. Отвечаю, что в целом готова подъехать хоть сейчас (улыбается). Мой первый вопрос был — в курсе ли Роман Александрович (Ляшенко, главный тренер "Луча" — БЦ)? Меня заверили, что да, он эту идею поддерживает.
— Долго ли думали над предложением?
— Да я ведь сама в гандбол не наигралась! Так рано завершать я не планировала. А здесь такая возможность вернуться, хотя уже и в другой роли.
До этого меня знакомые спрашивали, почему не пойду работать тренером. А это ведь надо детишек набирать, заниматься с ними — справлюсь ли я? Суперлига — совсем другая история.
Конечно, такой шанс я упустить не могла. Хотя в голове было море вопросов и сомнений. А душа просто кричала: Таня, давай в гандбол, ты чего?! Так что для себя я всё решила сразу, но перед ответом всё обсудила с молодым человеком, с мамой, с сестрой.
Хочется выйти и всех порвать
— За что отвечаете в тренерском штабе команды?
— Какого-то жёсткого деления нет. Занимаюсь всем, о чём попросит Роман Александрович (улыбается). Например, на тренировках, если основная работа идёт по нападению, то я смотрю за защитой, подсказываю.
Мне пока сложно успевать замечать всё. Вот у нашего главного тренера, мне кажется, глаза есть даже на затылке. Он всё видит на разных сторонах площадки. Мне же недостаёт опыта, нужно учиться и учиться.
Спасибо Роману Александровичу, он много помогает, разговаривает. Мне очень повезло оказаться рядом с профессионалами — Мария Александровна Воробьёва, тренер по ОФП, тоже замечательный специалист, открытая к диалогу. Моё же дело впитывать всё, как губка.
— Проблем с выстраиванием коммуникации с девочками не было? Ведь буквально вчера вместе играли, а теперь вы — Татьяна Александровна.
— Поначалу это было главной сложностью. И мне, и им нужно было привыкнуть к новым условиям. Сейчас уже никаких проблем.
А так, бывало, что у кого-то вырывалось "Тань!" Я их прекрасно понимаю, но теперь у нас другие правила, нужно было установить дистанцию.
Большой плюс, что я постарше девчонок, да и была капитаном в этой команде. В той роли меня уважали и слушали, это здорово.
— Во время тренировок и игр на площадку не тянет?
— Ох, конечно, тянет! Но в голове сразу возвращается картинка той боли, через которую пришлось пройти. И отпускает.
Но когда Роман Александрович перед игрой произносит мотивационную речь, очень хочется самой выйти и вместе с девчонками всех порвать (смеётся).
— Кстати, почему во время матчей вас нет на скамейке "Луча"?
— Пока наблюдаю за играми с трибуны. Думаю, в ближайшее время этот вопрос решится, и буду участвовать в матчах непосредственно со скамейки.
Зубастые и с характером
— Давайте про позитив: "Луч" на старте сезона всех сильно удивляет. В чём секрет такой яркой игры?
— "Только "Луч" и только победа", что тут ещё сказать (смеётся). Неимоверно приятно, что команда так всех удивляет. Хочется продолжать, заявлять о себе громче и громче.
Показываем всем, что зубастые, с характером, что сбрасывать со счетов нас точно не стоит. Девчонки наконец почувствовали, что могут бороться со всеми, поверили в себя. Ведь и в прошлом сезоне могли сыграть гораздо лучше, но уж как получилось.
Могу заверить, что тренерский штаб и руководство "Луча" делают всё возможное, чтобы девочки раскрывались и показывали на площадке всё что могут. А поверьте, могут они очень многое. Мы в них точно верим, главное, чтобы они не переставали верить в себя. Девчонками я очень горжусь.
— Немного откатимся во времени, в вашу бытность игроком. "Звезда" для вас — не чужой клуб, в его системе вы провели 10 лет. Почему в 2019 году случился переход в "Кубань"?
— Трансфер был по моей инициативе. Уже даже не помню, что чувствовала, когда решилась не переход. Сейчас-то понимаю, что это была глупость. С другой стороны — что ни делается, всё к лучшему.
Было ощущение, что застоялась, надо что-то поменять, бросить себе новый вызов. Вот и отправилась в другую команду, город. В Звенигороде тогда меня особо ничего не держало, кроме мамы, которая там жила. Ха, мне даже кота привезли в Краснодар.
Но в "Кубани" у меня не особо получилось. Клуб в итоге поступил со мной не очень хорошо. Может быть, так было и надо.
После Краснодара у меня был перерыв в год не из-за проблем со здоровьем — я клуб не нашла! Потом, в марте 21-го, поступило предложение из "Луча", который стал важной главой в карьере — и игроцкой, а теперь ещё и тренерской.
Не случись моего перехода в "Кубань", может, и не оказалась бы никогда в московском клубе…
Фото: пресс-служба "Луча"