Жизнь ничего не давала Павлу Сукосяну просто так. В его время было много классных вратарей, но он провёл 145 матчей за сборную России, завоевав с ней все возможные титулы.
Игроков 35+ в профессиональных лигах считают ветеранами. А есть такие аксакалы, чьи рекорды становятся почти недостижимыми! Футболист Анатолий Давыдов вошёл в историю как самый возрастной за всю историю чемпионата России: он вышел на поле в 43 года и 295 дней. Легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов сыграл в КХЛ в 51 год и 235 дней. Гандбольный голкипер Павел Сукосян их показатели с лихвой перекрыл: последнюю встречу в Суперлиге ему довелось провести в 55 лет и 92 дня!
Мог стать метателем молота, но выбрал мяч
В 1962 году, когда он появился на свет, началась история "Буревестника" (сейчас — СКИФ). Родился Сукосян в знаменитом посёлке Пашковский, где работал блистательный педагог Юрий Корчагин. Под его крылом начинали Виталий Крохин, Александр Тарасиков, Анатолий Скрыпник, Геннадий Кислянский, Владимир Максимов…
В этом ряду мог оказаться и Сукосян. Если бы не переезд. В 1968 году семья получила квартиру в Краснодаре… Но спорт и там не ушёл от него: мальчик Паша успел немного позаниматься вольной борьбой и лёгкой атлетикой, а именно — метанием молота. А уже в шестом классе оказался в секции, организованной в 44-й школе одним из отцов-основателей кубанского гандбола Валентином Шияном.
"Он был нам как отец: воспитал, научил сражаться, всегда идти до конца!" Памяти Валентина Шияна
Плакал и не хотел вставать в ворота
Высокий и атлетичный юноша выделялся, играя в задней линии. Левого полусреднего присмотрел ещё один дуайен тренерского цеха Виталий Барсуков. Он пригласил в краевую КСДЮШОР. Там Павел попал в руки Юрия Зайцева и Александра Долгого, тренировавших ребят 1960 года рождения.
Версии о том, как именно Сукосян попал во вратари, разнятся. Сам он рассказывает, как однажды в двусторонке с девочками не оказалось голкиперов, а выбор просто пал на него. Но Долгий давал другое объяснение: "Паше явно не хватало игровой подвижности, и я решил попробовать его в воротах. Он не хотел, протестовал, плакал… Но я проявил настойчивость: хорошего полусреднего из него не вышло бы, а вот вратарём он стал мирового класса".
Как бы то ни было, а на турнир "Стремительный мяч" с участием мальчиков и девочек со всей страны Сукосян отправился в роли второго голкипера. Первым был Виктор Шпонько, вскоре дебютировавший в высшей лиге чемпионата СССР.
Экспедитор и разнорабочий
Подошло время службы в армии. Тренеры предлагали «решить вопрос». Но Сукосян отказался от отсрочки и твёрдо решил отдать долг Родине. А там — будь что будет.
До призыва, чтобы не бездельничать, наш герой устроился на хлебозавод. Был экспедитором, разнорабочим, брался почти за всё. А вечером, после смены, шёл на тренировку.
Сначала Павел попал в учебный полк радиотехнического обеспечения ВВС под Киевом. Узнав об этом, краснодарские тренеры тут же отправили письмо в СКА: мол, есть у вас там голкипер с хорошими данными. Главный тренер команды высшей лиги Леонид Захаров отнёсся к этому посланию скептически. И не поехал знакомиться с вратарём, о чём, по его признанию, впоследствии жалел.
Вместо Афганистана в Тирасполь
Через полгода Сукосяна направили под Мелитополь в боевую часть, обслуживающую полёты. Судьба могла распорядиться иначе: рассматривалась возможность «командировать» отличника боевой и политической подготовки в Афганистан, где вовсю полыхала война.
Но после наступления 1981 года, когда гандбол стал уже забываться, юношу неожиданно вызвал командир части. Вручил спортивный костюм, кеды и предписание отбыть в команду СКА-"Тирасполь", которая базировалась в Одессе, представляя на первенстве вооружённых сил черноморский город и выступая в первой союзной лиге. Хлопоты краснодарских тренеров не прошли даром.
И СКА по итогам сезона-1980/81 перебрался в "вышку", где одесситы тоже пошумели. А голкиперу-новобранцу благоприятствовал пункт регламента: в каждом матче как минимум 15 минут должны проводить 2 молодых игрока ростом от 190 сантиметров (полевой и вратарь).
Реклама в "Советском спорте"
"Советский спорт" в сентябре 1981 года писал: "После игры со СКИФом хорошее впечатление оставляют быстрый и подвижный, обладающий сильным завершающим броском В.Нежельченко, 19-летний вратарь П.Сукосян (рост 196 см)". Молодому игроку посыпались предложения о переходе в МАИ, "Кунцево", "Гранитас"…
"В Краснодар, кстати, тоже звали, — вспоминал Павел. — Об этом донесли начальнику физподготовки Одесского военного округа заслуженному тренеру СССР полковнику Юрию Предехе. Вызвал он меня: "Ты куда собрался после армии?" — "Домой, наверное, поеду". — "Я тебе поеду! А не хочешь дослужить на Кушке? Пиши рапорт на сверхсрочную службу". Я и подписался на прапорщика. А после того, как отыграл за Одессу первенство "вооружёнки", получил на руки билет. Сказали — едешь в ЦСКА".
Там осенью 1984 года он даже дебютировал в Кубке чемпионов. Но высочайшая конкуренция за место в основе с Николаем Томиным, Вадимом Валейшей, Николаем Жуковым, Михаилом Левиным не позволяла как следует расправить крылья.
Если он и попадал в заявку, то проводил на площадке считанное количество минут. Оставалось лишь стиснуть зубы и пахать. Что Павел и делал всю спортивную жизнь.
Поддерживать игровой тонус помогали матчи за дубль ЦСКА, первенство Вооружённых сил и международные турниры дружественных армий. Но в 1987 году Сукосян приложил-таки руку к двойному успеху клуба: стал чемпионом СССР и обладателем Кубка кубков. Последний рубеж защищал на пару с Жуковым.
Казалось бы — трамплин! Но тут в Одинцово под патронатом ЦСКА организовалась новая команда, и туда отправились игроки, не проходящие в основу.
Огонь в глазах в "Искре" и долгожданный шанс в ЦСКА
В "Искре" таланту не позволил зачахнуть прославленный Евгений Чернышёв: олимпийский чемпион, вставший у руля, застал приход Павла в ЦСКА и успел немного поиграть с ним вместе. А главное — он видел, что огонь в глазах вратаря никуда не делся. К выходу в высшую лигу «Искра», где зажигалась звезда Таланта Дуйшебаева, даже подходила вплотную. Но кому-то очень не хотелось видеть четвёртую команду из московского региона в элите (там уже присутствовали ЦСКА, МАИ и "Кунцево").
Но сдаваться — это не про Сукосяна! Тем более в 1989 году в штаб ЦСКА пришёл знаменитый гандболист и тренер Анатолий Федюкин, а вскоре возглавил команду и вернул Павла. Но поначалу тот был вторым — за Левиным.
"Однажды на туре в Минске перед важным матчем против СКИФа Федюкин подошёл и сказал: начинаешь с первых минут, у тебя шанс. Выиграем — станешь основным", — делился воспоминаниями голкипер. И ЦСКА победил!
Новый удар: Олимпиада прошла мимо
Перед ОИ-1992 Сукосян даже оказался на завершающем сборе олимпийцев в Новогорске.
"ЦСКА вернулся из турне по Южной Корее, в Шереметьево меня приехал встречать Владимир Максимов, тогда помощник Спартака Мироновича. И сказал, чтобы завтра утром я был на тренировке. Дескать, Андрей Лавров и Игорь Чумак как-то расхлябанно себя ведут, нужно усилить конкуренцию во вратарской линии. Я был включён в заявку на Игры в Барселоне, даже получил олимпийскую форму, но в итоге никуда не поехал".
Для кого-то в такой ситуации рухнула бы мечта. Тем более в 30 лет. Но для Сукосяна всё только началось.
Спустя 4 месяца после Олимпиады первый международный турнир провела сборная России. В Германии основным голкипером стал Павел.
За высокомерие шведы заплатили титулами
Тогда вообще ситуация сложилась интересная: сильнейшие гандболисты, игравшие за границей, вызывались только на Олимпиаду, чемпионаты мира и Европы. В остальных случаях упор делался на гандболистов из внутреннего чемпионата.
Но весной 1993-го Сукосян поехал и на чемпионат мира в Швецию. Сборная России завоевала золото, и он тоже внёс лепту в этот успех: "Было большое желание доказать, что наша новая команда кое-чего в этой жизни стоит. Сам король Швеции невесело смотрел с трибуны, как мы в полуфинале разделываем его подданных с разницей в 10 мячей".
Кстати, именно перед матчем против шведов у Павла появилось прозвище Busschauffören (в переводе — водитель автобуса). Согласно легенде, его присвоил то ли Пер Карлен, то ли Магнус Висландер, увидев Сукосяна в подтрибунном помещении и подумав, что это водитель автобуса, который привёз на арену игроков сборной России.
Каково же было удивление, когда «водитель» занял место на скамейке запасных, а потом ещё почти целое десятилетие блистал, успешно подменяя в национальной команде легендарного Лаврова!
Но прозвище понравилось шведским комментаторам, которые во время замен даже не называли фамилию, а хихикали: "Место в воротах занимает водитель автобуса". И всё же подобное высокомерие всегда возвращается бумерангом. В том числе и за это шведам пришлось заплатить олимпийским проклятием: блистательное поколение так и не выиграло вожделенное золото.
Лучший матч в жизни
Повторить успех удалось на чемпионате мира-1997. К тому моменту Павел дважды выиграл чемпионат России и ещё взял золото чемпионата Европы. При этом в Японию он приехал в качестве легионера. Как большинство игроков сборной, Сукосян хотел подзаработать за границей. И не брезговал приглашениями клубов из низших дивизионов Германии, которые были готовы платить в разы больше, чем в России.
31 мая в Кумамото воспитанник кубанского гандбола провёл лучший матч в жизни. В полуфинале против Франции поначалу не пошла игра у Лаврова — спустя 11 с половиной минут при счёте 5:7 его заменил вратарь скромного "Верраталя". Три сейва кряду позволили повести 8:7, а всего за первый тайм у Сукосяна набралось 8(!) спасений при всего 5 пропущенных голах.
В дебюте второй половины он ещё дважды примагнитил к себе мячи, а затем при 55% отражённых бросков вернул пост перезагрузившемуся Лаврову. Россияне взяли верх в дополнительное время 25:24, а героем, выведшим команду в финал, был единогласно провозглашён Сукосян.
В титульном матче подопечными Максимова была повержена Швеция, а главный тренер прокомментировал итоги "Советскому Спорту": "Хорошо сыграли оба наших вратаря Андрей Лавров и Павел Сукосян. Причём на этот раз Паша взял на себя достаточную нагрузку, а Лавров пришёл к финальным играм свежим, что сыграло роль". К слову, на турнире в Японии помощником Владимира Салмановича был Евгений Трефилов, с которым спустя 19 лет в Рио Сукосян одержит свою главную тренерскую победу.
Два старых волка
А главную победу в карьере игрока ему довелось отпраздновать в 2000 году в Сиднее.
"Лавров всегда был первым номером. Это никем не оспаривалось. Я понимал, что если меня выпускают на площадку, то ждут, что сыграю как минимум не хуже. У нас было своё соревнование с Андреем: кто меньше пропустит, но отношения между нами оставались нормальными", — рассказывал Павел, ставший самым возрастным олимпийским чемпионом по гандболу в XX веке (38 лет и 260 дней).
Резюме Лаврова было ещё лаконичнее: "Мы с Сукосяном — два старых волка. Уступая ему место, я не испытываю опасений за охраняемый нами пост".
28 лет между медалями!
Взрывной и азартный, не терпящий несправедливость и халтуру. Безобидный и спокойный до такой степени, что тренеру приходилось его злить перед матчами, чтобы завести…
Сукосян привык выкладываться без остатка. Так было, когда он вернулся из Германии и почти год бесплатно выступал за рассыпающийся на глазах питерский клуб "Степан Разин – Нева".
Так было, когда помогал "Каустику" взять бронзу-2007. Так было, когда выводил "Пермских медведей" в Суперлигу. Так было и в Снежинске, где никто не верил в медали, а он пришёл — и "Сунгуль" сенсационно стал бронзовым призёром чемпионата России. Кстати, это ещё один рекорд Сукосяна: между первой медалью (серебро чемпионата СССР-1984) и последней (бронза Суперлиги-2012) прошло 28 лет!
Возвращение в 55 лет
Последний на данный момент рекорд был зафиксирован уже после того, как Павел успел поработать тренером вратарей в юниорской сборной России, "Луче" и женской национальной команде.
О триумфе наших девчонок в Рио сказано и написано немало. В том числе о вкладе Сукосяна, который хоть и не поехал в Бразилию, но постоянно консультировал по телефону.
А в феврале 2017 года громом среди ясного неба стало сообщение о том, что он возобновил игровую карьеру. В 55 лет! Кто-то не верил в происходящее. Но Сукосян доказал, что вратарское ремесло — это не беготня и даже не балетная растяжка. Это главным образом реакция, выбор позиции да необъяснимое "шестое чувство", которое кто-то называет интуицией, кто-то опытом, а кто-то — чутьём…
В составе УОР №2, куда позвал тряхнуть стариной Николай Чигарёв, чемпион мира, Европы и Олимпийских игр провёл 11 матчей и помог сохранить прописку в Суперлиге. Отражая 25% бросков. Команда, где рождалась самая яркая звезда нового поколения Сергей Марк Косоротов, одержала в этих встречах 6 побед!
Цифры могли оказаться куда внушительнее, если бы не казус: в Челябинске после игры против местного "Динамо" Сукосян предотвратил драку, но за нецензурную брань был дисквалифицирован на 5 встреч и досрочно закончил сезон.
Отказал "Ростову", восстанавливается после операции
Окончательно повесив кроссовки на гвоздь, он съездил поработать ненадолго в Южную Корею. Давал, по меткому выражению Анастасии Лагиной, вратарскую грамматику в "Ладе". Вернулся на 3 года к Трефилову, но уже в "Кубань". А сейчас трудится в структуре "Кунцево — Юность Москвы".
Минувшим летом мог оказаться в Ростове-на-Дону, о чём до БЦ никому не рассказывал. "Был звонок в июне, но я счёл его несерьёзным. Подобные предложения делаются за 3-4 месяца, чтобы было время на раздумья. А тут — уже во время предсезонки! Пришлось отказать, ведь я не мальчик, которого можно через полгода выкинуть. Там, конечно, удивились, но тренера вратарей в Ростове до сих пор нет", — объяснил свой отказ Сукосян.
В августе Павел Алексеевич во время сбора с юными гандболистами в Казани получил, как он сам говорит, травму.
"За 2 дня до отъезда натёр ногу и увидел, что образовалась небольшая рана. Купил в аптеке мазь, которая вроде начала заживлять. Но по прибытии домой жена посмотрела и сразу вызвала скорую. 19 августа меня госпитализировали. Врачи сказали, что на фоне диабета развилась гангрена. В итоге ампутировали 3 пальца. Полное восстановление займёт от 6 до 9 месяцев. Но я не унываю, держу себя в руках, сохраняю стойкость духа. Верю, что обязательно встану на ноги!" — рассказывает Сукосян.
…Он столько в своей жизни преодолел, что и здесь справится. Недаром же болельщики, глядя на голкипера, всегда говорили, что пробить его можно только отбойным молотком.
Фото: личный архив Павла Сукосяна