"Лада" с белорусским специалистом Дмитрием Тихоном была одним из главных ньюсмейкеров на протяжении всего сезона. Напомним, тольяттинская команда показала худший результат в истории, впервые завершив сезон в чемпионате России ниже 4-го места. Тихон и клуб расстались по соглашению сторон в мае, сразу после вылета в 1/4 финала от "Черноморочки". БЦ, сначала поговорив с тренером о прошедших Олимпийских играх, затем расспросил его и о российском периоде карьеры.
"В Лилле ожидал финал Франция — Дания, но хозяева "приятно" удивили". Экспертиза Дмитрия Тихона
Автобусы и декрет
— Если бы знали, что так всё закончится, согласились бы снова возглавить "Ладу"?
— Конечно. Это был положительный опыт. "Лада" — клуб с традициями, именем и игроками высокого уровня.
Что бы изменил в работе? Возможно, больше контролировал ту её часть, выполнение которой делегировал, а также жёстче решал вопросы за пределами площадки.
— К чему за время работы в женском гандболе так и не привыкли?
— Хм, мне было комфортно с первых дней со всеми игроками, поэтому выделить что-то такое трудно. Самыми тяжёлыми, наверное, были автобусные переезды на дальние расстояния. Девочки тогда сами сказали, мол, тренер, к этому не привыкнуть, надо просто принять (улыбается).
— А что стало самым большим открытием в работе с женщинами?
— Я был готов ко всему, но неожиданный уход игрока в декрет заставил удивиться (смеётся). Ну и то, что девушки не так быстро возвращаются после беременности, тоже приходилось учитывать.
А ещё приятно было наблюдать, что в Тольятти болельщики всех возрастов очень тепло относятся к девочкам, по душам общаются после матчей, дарят подарки.
— Консультировались с кем-то из мира женского ручного мяча перед тем, как прийти в "Ладу"?
— Во-первых, взял с собой помощника Дмитрия Оначенко — тренера по ОФП, который 10 лет работал с девушками. Он помогал мне и по другим вопросам, с которыми хорошо справлялся. Во-вторых, я же и начинал тренерскую карьеру в женской "Городничанке", которая в те годы была лидером белорусского чемпионата. Много общался и с Роландо Пушником, и с Игорем Чебровым перед началом работы в Тольятти.
Слёзы и задача
— В каких отношениях расстались с руководством тольяттинского клуба?
— Пожали руки, попрощались, пожелали друг другу успехов. Такова тренерская работа. Более сложным в эмоциональном плане было расставание с игроками. Ах, да, возвращаясь ко второму вашему вопросу — не привык к слезам!
— С какими чувствами читали июньское интервью Антона Анташева БЦ?
— Читал. У каждого человека своё мнение.
— Последней каплей, приведшей к расставанию, стало поражение в Новороссийске?
— Задачу, которую мы с помощником Дмитрием Оначенко ставили перед собой — выполнить не удалось. Чтобы оставаться честными перед самими собой, приняли решение расстаться. И дать возможность провести оставшиеся матчи другому тренеру, потому что клубу нужно идти дальше и искать новые пути развития.
Если честно, разногласия по поводу моих взглядов на развитие команды и того, каким его начало видеть руководство, появились ещё в феврале, хотя к тому моменту мы шли верным путём к остававшимся актуальными целям.
— Если это тянулось с февраля, вам самому не хотелось уйти? Явно же работать было некомфортно.
— Да, но считаю правильным доводить дело до конца, поэтому надеялся, что найдём компромисс с руководством и придём к взаимопониманию. Был открыт к этому. Как главный тренер же несу ответственность за игроков и тренерский штаб, которые работали со мной, верили в меня и мои идеи.
Кирдяшева и Амельченко
— Согласны, что к худшему результату в истории выступлений "Лады" в чемпионате привела всего одна игра в Новороссийске? Или сводить всё к одному неудачному матчу нельзя?
— Фактически да, всё свелось к нему. Но если сделать более глубокий анализ, то предпосылки к такому результату были ещё до моего прихода. И связаны, в первую очередь, с уходом лидеров — Валерии Кирдяшевой и Алёны Амельченко.
Перед тем как приступить к работе в Тольятти, мы просмотрели около двух десятков матчей "Лады" в сезоне-2022/23. Кирдяшева оказалась самым бросающим игроком — 460 бросков, у следующей — Ольги Фоминой — всего 300. Амельченко была ключевым центральным защитником. Большинство игровых моментов — взаимодействие именно этих игроков, на замену которых нужно было много времени.
В том сезоне команда стала четвёртой, поэтому задача оказалась понятной — вернуться в топ-3. Однако сразу было поставлено условие: новичков не будет, работай с тем составом, что есть, а также привлекай молодёжь. Состав, на секундочку, был самым возрастным в лиге!
Тихона гавань не в Тольятти. Сезон в "Ладе": провал или нет? БЦ разбирается, что это было
Декрет Анны Мишуриной, травма Яны Жилинскайте заставили искать нового игрока на важную позицию в центре обороны. Всё пришло к тому, что в концовке основным центральным защитником оказалась 17-летняя Ангелина Жукова, которая, надо сказать, хорошо себя проявила.
— Что думаете по выступлению голкиперов в том матче?
— Да, они провели самую плохую игру в сезоне, отразили 11% бросков, а второй сейв на троих совершили на 53-й минуте. Возникал вопрос: "Почему так?" Но я уже ответил на него в начале интервью — нужно было больше контролировать работу с вратарями.
— Вы подписывали контракт на два года. Были предпосылки к тому, что второй сезон получился бы лучше первого?
— План работы строился на два сезона. Первый год — ознакомление с командой, тестирование, выявление игроков, способных решать серьёзные задачи, определение уровней мастерства и эмоциональной стабильности. Определённую работу мы выполнили, дали достаточно игрового времени большому количеству молодёжи, в том числе ради этого играли шестёрками. Восстановили опытных игроков, у нас стали получаться интересные игровые комбинации.
И если помните, начало сезона у нас было великолепным — семь побед подряд. Поэтому изменения в подходе были не нужны, а вот поработать над качественным подбором исполнителей оказалось необходимо.
Это я озвучивал руководству с октября, потому что как минимум одного-двух игроков надо было приобрести даже при том составе, что был. Тем более все видели, как усиливались другие команды по ходу сезона. Если бы это сделать удалось, думаю, задачи в итоге были бы выполнены.
— Вы уже сказали о шестёрках. Получается, такая схема применялась не только ради сохранения игрового тонуса? И как вообще появилась идея такой тактики?
— Изначально мы проанализировали состав обеих команд — первой и второй. У нас получилось расслоение: большинство игроков — кому за 30 лет (трое — после декрета), а также много молодёжи, кому меньше 20. Представителей золотого возраста — 24-28 лет — всего два человека. Поэтому такая схема игры была озвучена руководству сразу. Даже вместе обсуждали, как делать замены, на что могут обращать внимание судьи.
Благодаря этой тактики мы давали играть молодым, а также не допускали перегрузки, чтобы обезопасить их от травм. Результат игры по этой схеме — третье место в "регулярке".
Юные игроки выходили на площадку и точно знали, что им будет предоставлено игровое время! Знали, когда их час настанет, понимали, что являются такой же важной частью коллектива, как и опытные игроки. И, самое важное, чувствовали, что тренерский штаб в них верит.
Ведь как обычно подпускают молодёжь? Когда команда много ведёт или проигрывает. И если молодой ошибается, его меняют и больше не выпускают. У нас же они ошибались, менялись, мы с ними обсуждали, что пошло не так, и они возвращались. Даже если игра была мяч в мяч. Росли на глазах, становились опытнее и сильнее. Та же Мария Шмонина забрасывала по несколько мячей ЦСКА и "Ростову", а голкипер Дарья Сёмина признавалась лучшим игроком матчей с нашими конкурентами.
— Как команда реагировала на это новшество?
— Любая новинка — это психологическая нагрузка. Игроки говорили, что им надо втянуться, просили время. Приводил им простой пример: работник приходит в цех автозавода и просит запустить новый конвейер не на полную мощность, потому что ему "надо втянуться"… Как отреагирует руководство?
Они — профессионалы, должны работать с первой до последней секунды матча. Но при этом каждая имела право на ошибку.
Болельщики и "дамочки"
— За такую тактику довольно часто критиковали. Читали ли вы комментарии в соцсетях? И как вообще реагировали на критику?
— Критиковать — право каждого человека. Но для объективной критики надо находиться с командой 24/7, как это делал я. И тренерский штаб, к мнению которого прислушивался. Всегда открыт к общению и принимаю конструктивную критику.
В соцсетях комментарии не читаю, это занимает много времени, которое лучшее потратить на команду или общение с родными. При встречах с болельщиками претензий не слышал, поэтому и негатива не заметил.
Кстати, болельщики у "Лады" — настоящий восьмой игрок, их поддержка помогает всегда — и дома, и на выезде, что было видно на "финале четырёх" Кубка России.
— Ещё одна претензия касалась вашего непривычного для России стиля общения с командой. Мы предполагали, что это был психологический приём при работе с коллективом. Так?
— Пришёл к выводу, что не всегда взрыв эмоций тренера благоприятно воздействует на команду. Самый свежий пример — Альфред Гисласон в первом тайме олимпийского финала: не сработал же его рык при "минус 9".
Уверен, что конструктивный диалог в тайм-ауте гораздо эффективнее. Мне вообще нравится, когда кто-то из игроков предлагает что-то своё в паузе — от этого точно больше пользы. Можете считать, что это мой психологический подход. И, как по мне, он приносил пользу.
— Конкретно о главном слове прошлого сезона — "дамочки". Откуда это пошло?
— Красивое же слово (улыбается). Появилось с первых дней работы. Что-то новое, не привычные девочки или девчата, а дамочки! Сразу заставляло обращать внимание на тренера.
— Торт от команды на день рождения вам понравился?
— Ой, это непередаваемые эмоции. Лучший день рождения за последнее время — сюрприз и игрой, и подарком. Это было великолепно!
— Ещё из необычного — игра с четырьмя полусредними при 7 на 6. Почему на роль дополнительного игрока сзади была выбрана Рахмаева? Насколько удавалось воплощать задуманное в играх и на тренировках?
— Скорее Валентина была не полусредним, а входящим между первым и вторым. Располагалась сзади только в начале атаки, а завершала вообще с края.
Оказалось, что Рахмаева раньше играла и центральным, и линейным. Также она — очень эмоциональная и открытая, готовая выполнять установку тренера, поэтому стала идеальным кандидатом.
На тренировках иной раз получалось очень хорошо, в матчах — реже. Хотя игра 7 на 6 принесла нам больше пользы, чем вреда.
Кишко и Явон
— Самая горячая история сезона — расставание "Лады" с Алиной Кишко и Ольгой Явон. Антон Анташев в интервью нам говорил, что инициатива исходила от вас. Причин не верить ему нет, но обычно в таких ситуациях именно клуб занимает жёсткую позицию, а тренер, которому нужно давать результат, явно не будет рад лишению возможности использовать лидеров. Хотелось бы услышать вашу точку зрения на произошедшее.
— Скажу сразу, что ответ на этот вопрос для болельщиков и для прессы был готов в тот же день, когда Ольга Явон и Алина Кишко были переведены в "Ладу-2". Мы с Дмитрием Оначенко и пресс-атташе "Лады" Игорем Гречушниковым подготовили пресс-релиз, в котором буквально поминутно и в хронологическом порядке рассказали всё, что произошло.
В нём были даны ответы на все вопросы по поводу этой ситуации. И его обнародование ограничило бы поток негатива в мою сторону, но руководство клуба приняло решение тренера не защищать, не дав добро на публикацию.
Когда я узнал, что Алины и Ольги не будет в новом сезоне, предложил руководству строить команду без них — совершить трансферы и приобрести игроков, готовых играть за "Ладу" и сейчас, и в следующем сезоне. Решение о трансферах принимали четыре человека — я, Дмитрий Оначенко, президент Ирина Близнова и директор Антон Анташев. Никто не возражал.
Кстати, а почему вы сказали, что Кишко — лидер?
— До января-февраля оставалась вторым бомбардиром "Лады"…
— Она тот игрок, под которого надо было подстраивать команду. Одна шестёрка работала только на то, чтобы у Алины получился запоминающийся гол…
Вообще желаю Алине найти своего тренера и радовать болельщиков красивой игрой.
— Были и ещё три расставания. С Кариной Сисеновой, Виолеттой Голец и Екатериной Терлецкой. Нужны подробности.
— Карине было предложено уйти в аренду, чтобы иметь больше игровой практики, так как в состав она часто не попадала. И потом в интервью БЦ она даже поблагодарила за это решение.
Виолетта и Екатерина оказались слабее тех, кто мог сыграть в розыгрыше. Держать их во второй команде в таком возрасте было неправильно. Им также была предложена аренда, в которой они получили достаточное игровое время.
Дворцевая и молодёжь
— Главное приобретение "Лады" — Алиса Дворцевая. Почему именно она?
— Мы со старта сезона мониторили гандбольный рынок, потому что нам было необходимо усиление.
Алиса как раз попадала в нужные возрастные рамки — те самые 24-28 лет, да и на тот момент была вторым бомбардиром чемпионата. Думаю, её прогресс налицо, но она способна достичь ещё более высокого уровня.
— Молодёжи вы задействовали и правда много. А как отбирали игроков второй команды?
— Мы пристально следили за играми и тренировками второй команды. Один из пунктов плана на второй сезон — омоложение состава, создание семёрки из девушек 2006 года рождения — Марии Шмониной, Анастасии Благовой, Полины Филиной, Алины Соковой, Александры Островской, Ангелины Жуковой и Дарьи Сёминой. Они получили много игрового времени и к новому сезону подходят более опытными. Я рассчитывал бы на них, как на игроков основы.
— Понятно, что может быть сложно, но хотелось бы услышать вашу оценку работе Дмитрия Тихона в "Ладе".
— За 10 месяцев была проделана большая работа с игроками. Но чтобы максимально непредвзято подвести итог и оценить, куда мы пришли, нужно посмотреть на стартовую позицию. Команда в прошлом сезоне уже была четвёртой, после этого её покинули два лидера, а позже ушла в декрет основная защитница. Таких игроков заменить непросто и, наверное, даже невозможно.
Как уже говорил, работа велась согласно озвученным условиям: с теми, кто есть, и молодёжью. Поэтому и появилась необходимость креативить. Подтягивание молодёжи до нужного уровня требует времени, но на свой страх и риск продолжал пробовать в деле большое количество игроков "Лады-2". Думаю, у нас многое получилось — девочки стали гораздо интереснее смотреться с игровой точки зрения, зазвучали новые перспективные имена.
Также удалось эффективно восстановить Ольгу Фомину, которая была признана лучшей крайней чемпионата, и Яну Жилинскайте, выдавшую классную концовку сезона. Ирина Мокат стала одной из лучших линейных Суперлиги, добавила Елизавета Малашенко, получилось раскрыть Валентину Рахмаеву, а Ирина Никитина провела, кажется, один из лучших сезонов в карьере. У команды получилось освоить новые комбинации и грамотно проводить необходимые перестроения, в том числе — на высоких скоростях.
Квинтэссенцией своей работы в "Ладе" считаю кубковую игру с "Ростовом" в апреле. К сожалению, повторить такой гандбол в дальнейшем не получилось, но стабильность — это навык, для приобретения которого нужно время.
— Готовы ли вы возглавить женскую команду ещё раз, если поступит предложение?
— Да, готов! И напоследок хочу от себя и помощника Дмитрия Оначенко, поблагодарить "Ладу", всех работников "Олимпа" и болельщиков за совместную работу и полученный опыт.
Фото: пресс-службы "Лады" и "Черноморочки"