Сейчас Артем Буш (да, он не Артём, а Артем, как и в случае с фамилией волгоградской гандболистки Варвары Семиной — она тоже произносится именно через "е") тренирует детей в Бескудниково и выступает за столичных "академиков" в высшей лиге.
БЦ поговорил с ним об этом совмещении, а заодно расспросил про годы игровой карьеры, заграничную командировку и роль Кирилла Котова в знакомстве с супругой.
— Перед началом сезона главный тренер "Академии" Владимир Черкашин заметил: посмотрим, удастся ли Артему совмещать игру и тренерскую карьеру. Получается?
Высшая лига. Владимир Черкашин: "Не хотел оставаться в Германии, всегда тянуло домой!"
— Задача непростая, но я стараюсь. Тренерский опыт есть: три года провёл в ярославской спортшколе. А в "Бескудниково" работаю уже месяцев шесть — вместе с Сергеем Владимировичем Петрайтисом и Софией Дмитриевной Гончарук.
Главный тренер "Бескудникова" Сергей Петрайтис: "В работе с детьми кое-что взял у исландцев"
Тренирую команды мальчиков 2009-2010 и 2011-2012 годов рождения. Есть ещё девочки постарше, которые выступают в чемпионате Москвы. Поэтому приходиться потрудиться.
— С девчонками работать труднее?
— Начну с того, что даже не думал четыре года назад о возможности стать тренером. Всегда открещивался от этой мысли. А когда решился, в Ярославле не было вакансии на мужском отделении. Мне сказали: хочешь попробовать себя, иди работать с девочками. Согласился скрепя сердце. Но потом втянулся и понял, что к ним на самом деле проще найти подход.
— А почему не было желания тренировать?
— Когда с детства варишься в гандбольной кухне, проводишь много лет на площадке, то остаётся одна мысль — уйти после завершения карьеры "в народ", а гандбол смотреть только по телевизору. Но все пути ведут обратно. С возрастом в голове всё меняется. Понимаешь, что и самому хочется ещё поиграть, и детей научить.
— Берёте с кого-то пример в профессии? Например, с первого тренера.
— Со мной в Ярославле работала Татьяна Владимировна Волкова. Спасибо, что она открыла мне эту дорогу. Но не стану брать с кого-то пример. Хотя благодаря ей и оказался там, где оказался. В то время местная молодёжь, скажем так, обитала во дворах...
— Игровую карьеру вы начали в Воронеже.
— Провёл в "Энергии" пять лет. Там и тренерское образование получил. Помочь с поступлением в институт было одним из условий моего перехода. Из Воронежа уехал в Долгопрудный. Местная команда собиралась выходить в высшую лигу, но через пару месяцев проект развалился.
После провёл пять лет в Уфе, а когда мы по обоюдному согласию расторгли контракт, отправился в Саратов. Приехал туда в декабре, а через пару месяцев началась та самая пандемия. Надо было подумать, что делать дальше. Мне хотелось попробовать себя в ближнем зарубежье, поэтому выбрал эстонскую "Кехру".
— Вернулись вы в российскую первую лигу, где сначала играли за ярославских "Медведей".
— С ними связана приятная история: ярославские ребята скинулись на трансфер из "Кехры". Это обошлось им в 30 тысяч рублей! Трансфер был полупрофессиональный, там я играл и работал. Но для меня это были совсем не маленькие деньги, поэтому поступок парней окрылил. Очень благодарен им за это.
— Эстония запомнилась только тем трансфером?
— Нет. Прекрасная природа, улочки старого Таллина... Мне очень понравилось. Вышел из зоны комфорта, получил новый опыт. Были варианты продолжения карьеры в Эстонии, но начались проблемы со здоровьем, а без вида на жительство лечиться там дорого. Ну и семью туда не мог перевезти, ковид продолжался... Поэтому решил вернуться к жене и дочери.
— А местный гандбол вам понравился?
— Мы выступали в Балтийской лиге, где впервые услышал выражение "балтийский гандбол". Жёсткий, со своеобразным судейством. Бьют там в пределах разрешённого... Самым тяжёлым было проводить по две игры кряду, как сейчас в российской "вышке".
— После "Медведей" вы выступали за "Дворец".
Первая лига. "Все играют в зрелищный гандбол…" Золото "Дворца", серебро "Кунцева" и уральские поиски
— Георгий Лессер звал в команду, когда я вернулся из Эстонии. Мы познакомились, много общались, он очень приятный человек. Но в первый сезон отказался от его предложения, слишком хорошо помнил жест ярославских ребят. Словом, решил быть со своими.
Но потом в Ярославле начался спад, а Георгий повторил своё предложение, и я уже не мог отказаться. Ведь поиграть хочется! К тому же клуб выступал в Кубке России, встречался с "Зенитом", а на площадку выходили Дмитрий Ковалёв, Василий Филиппов, Алексея Каманин, Александр Черноиванов — легенды…
Было приятно познакомиться с ними и поиграть. От выступлений за "Дворец" получал массу эмоций!
— А ещё вы стали чемпионом первой лиги. Это ваш единственный титул?
— Нет, до этого с "Кехрой" мы впервые за несколько лет выиграли Кубок Эстонии, стали вторыми в чемпионате. Выполнили задачу, которую перед нами ставили, когда звали в команду. Первых мест, конечно, немного, но годы игровой карьеры были богатыми в эмоциональном плане.
В 2014 году ездил на чемпионат мира среди студентов. В Португалии мы стали четвёртыми, проиграв по пенальти испанцам в "бронзовом" матче. Остались без наград, но тот турнир запомнился. Нашу команду тренировали Александр Рыманов и Олег Кулешов. Они тогда возглавляли и первую сборную России. Студенческая — их проект.
— "Дворец" нынче стал страницей истории, на его осколках образовались "Бояре". А вы за них не играете?
— Меня туда не позовут! К тому же не хочу участвовать в этом проекте... Слишком хорошо отношусь к Георгию. "Дворца" нет, история окончена.
— Но ваша игровая пока не завершена. Вы тренируете, но находите время помогать столичной "Академии" в высшей лиге. Вот и в матчах с "Воронежем" выходили на площадку.
Высшая лига. Евгений Макин: "Живу в Воронеже и тренируюсь у отца. Но играю за Белгород!"
— Хотелось получить больше игрового времени. Воронеж для меня — гандбольная родина, а местный клуб стал первым в карьере. Оттуда родом моя жена, там родилась моя дочь. А Владислав Калараш тренировал меня в Уфе. Так что рвался играть, эмоции бушевали. Но сколько дал времени тренер, столько и получил. Он ставит задачу, я её выполняю.
Кстати, с женой нас познакомил Кирилл Котов. Мы издавна общались с ним, ведь гандбольный мир тесен. А тут он приехал в Воронеж, пишет, дескать, есть хорошая девочка. И схожее сообщение написал ей. Почему нет? Ведь тогда был студентом, ходил и скучал... Так и познакомились. С тех пор больше не можем расстаться надолго.
— Нынешняя "Академия" готова побороться с "Воронежем" и "Зилантом" за прямую путёвку в Суперлигу?
— Эти ребята могут многое. Команда проводит первую игру из двух на кураже, до конца несётся вперёд, показывает скоростной гандбол с активной защитой. Такой темп выдержать непросто. На вторую игру остаётся запал, только там нужно перебороть себя. Впрочем, ребята и на это способны.
Ещё одна причина спадов — мы потеряли в первом матче против дубля ЦСКА важных игроков. Егор Егоров и Семён Копылов порвали "кресты". Ребята готовились к чемпионату, были заряжены эмоционально... На остальных их травмы повлияли, запал был уже не таким. Конечно, парни вернутся в строй, но в следующем году.
— Будете прививать яркий гандбол, который демонстрирует "Академия", своим ученикам?
— Пока могу только вносить в их подготовку интересные элементы, которые вижу у других. Работая в Московской гандбольной академии, могу приходить в УОР и наблюдать за занятиями девчонок ЦСКА, выступающих в высшей лиге, или за работой Антона Левченко. Когда вижу любопытные моменты, стараюсь поменять их под себя и попробовать.
Скоростной гандбол — не совсем то, чему надо учить младших. Безусловно, в перспективе мы будем тренировать и такую игру. Но сначала мальчишкам надо подрасти.
— Значит, и сами вместе с детьми продолжаете учиться.
— Это такое собирательство. Увидел, подумал над увиденным, внёс упражнение в план тренировок, подстроив их под свою "среду обитания". Попробовал. Если получилось, то хорошо. Если нет — пробую что-то другое.
Поэтому и решил поработать в столице. Одно дело — искать что-то в сети, абсолютно другое — видеть работу коллег. Мне нужен такой поток информации…
Фото: личный архив Артема Буша