Известный по работе многим поколениям гандболистов и участвовавший в подготовке 9 олимпийских чемпионов Юрий Зайцев продолжает активно тренировать и растить смену. Находит он время и для выступлений с лекциями на тренерских семинарах. БЦ побеседовал с заслуженным тренером СССР
— В четверг вам исполнилось 75 лет, так что для начала поздравляем с прошедшим днём рождения, Юрий Григорьевич! Как вы его отметили?
— Наловил рыбы, пожарил её, сварил уху. Угостил друзей, которых собрал в Клубе судоводителей маломерного флота "Причал". Есть такой на реке Кубань почти в центре Краснодара. У меня там лодка стоит, с которой и рыбачил. Пришли те, с кем вместе учились, а также бывшие соседи, с которыми жили душа в душа.
Позже собрались дома с родственниками. Дочь Олеся работает старшим преподавателем физвоспитания в Кубанском технологическом университете, внукам Насте и Артёму скоро исполнится 6 лет.
— Вы продолжаете и в Краснодаре работать?
— Вожусь понемногу с ребятами 2008 года рождения, помогаю молодому тренеру. В Краснодаре только полставки осталось. Перешёл на федеральный уровень (смеётся).
Некоторое время назад стал работать в Центре спортивной подготовки сборных команд России. Должность — старший тренер резерва мужской сборной России.
Вместе с главным тренером Антоном Левченко занимаюсь с молодёжной командой, составленной из игроков 2004 года рождения. Впрочем, добавили в неё несколько ребят 2005 года, оказавшихся сильнее тех, кто немного старше.
Кроме того, задействован в проведении курсов повышения квалификации. Когда генеральный директор Федерации гандбола России Лев Геннадиевич Воронин направляет в регионы, еду и провожу семинары… Моя должность, кстати, предусматривает также участие в работе с юношеской сборной U-17, которую возглавляет Сергей Клёнов.
— Вы и с этой командой сотрудничаете?
— Если ей понадобится помощь, готов оказать. Но пока до неё не добрался (смеётся). Этим летом молодёжная сборная усиленно готовилась ко II Играм СНГ, так что я полтора месяца провёл на сборах и соревнованиях.
Мы серьёзно уступали белорусским ребятам. Так ведь и команда у них — ой-ой-ой! Четыре года играла в одном составе. В молодёжку, которая под названием БГУФК-СКА-РГУОР участвовала в чемпионате Беларуси и заняла высокое 4-е место, добавили только пару игроков.
Сейчас отставание сократилось. В Бресте в финале Игр мы основное время завершили с белорусами вничью, а в овертайме проиграли только один мяч. Причём имели шанс счёт сравнять. Поэтому считаем, что мы примерно уравнялись в силах.
— Назначение молодёжки, в первую очередь, всё-таки заключается в подготовке резерва для национальной команды. Как вы оцениваете её под этим углом зрения?
— Оценку дал главный тренер Велимир Петкович, сказавший: "Вижу пять-шесть человек, которые будут у меня". Когда это произойдет? Зависит от планов главного тренера.
— Могли бы конкретизировать, о ком идёт речь?
— Да я мог бы назвать даже 7-8 фамилий без опасения ошибиться, что из числа этих ребят появятся игроки национальной сборной, но, пожалуй, не буду этого делать, чтобы не задирали носы.
— Вы считаете своим учителем Геннадия Иосифовича Барышева, преподавателя физвоспитания в станкостроительном техникуме. Это потому что он вас увлёк гандболом?
— Не только. Барышев стоял у истоков краснодарского "Буревестника", предшественника СКИФа, тренировал его, подготовил для сборной таких гандболистов как Александр Хрыпов и Владимир Морозов.
Гордо реет "Буревестник"? К 60-летию создания в Краснодаре мужской команды — прародительницы СКИФа
Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, он был очень серьёзным специалистом. Мне повезло встретить его в молодом возрасте, когда сам Барышев как тренер ещё делал первые шаги.
— А вы с чего начинали профессиональную карьеру?
— Из-за травмы я очень рано закончил играть. Поступил на факультет физвоспитания Краснодарского государственного педагогического института, по окончании которого стал работать с детворой. Набирал и тренировал перспективных ребят. В одной из групп мальчишек 1962 года рождения оказался будущий трёхкратный олимпийский чемпион Андрей Лавров.
Из тех, кого я набирал, вышло четыре победителя Олимпийских игр. Например, Павел Сукосян, который вместе с Лавровым "закрывал калитку" в 2000 году в Сиднее. Позже пришли ещё два победителя Игр в Австралии: Станислав Кулинченко и Дмитрий Кузелев. Причём Дима был "переростком", но я считал, что его феноменальные физические данные не должны пропасть для гандбола.
— Известно, что вы причастны к подготовке девятерых олимпийских чемпионов. Как судьба свела с остальными?
— Названных четверых я сам набирал в детские группы, которые вёл. Валерий Гопин, Игорь Чумак и Олег Киселёв не из Краснодарского края. Они жили и тренировались в интернате, в котором я был и тренером, и воспитателем, и хозяйственником.
На базе Краснодара сборная РСФСР готовилась к Всесоюзным спартакиадам школьников. Их у меня за плечами семь или восемь. Естественно, через эти команды прошло немало игроков, которые впоследствии приглашались в сборную и приносили славу нашему гандболу.
С Гопиным и Чумаком, игроками 1964 года рождения, мы заняли на Спартакиаде второе место, а вот с Киселёвым, который родился в 67-м, впервые победили в 1984 году в Ташкенте.
Что касается Олега Ходькова и Эдуарда Кокшарова, то их набирал краснодарский тренер Павел Моржов. С ними я работал уже в СКИФе.
— В плане поведения у кого-то из будущих олимпийских чемпионов были проблемы?
— Отдельные отклонения случались, но не могу сказать, что ребята куролесили. Шло планомерное воспитание, и постепенно они привыкали к дисциплине.
— Как долго вы руководили СКИФом?
— Восемь лет. Принял команду в 1996 году, когда она вылетела из Суперлиги. На следующий год мы в неё вернулись. А в сезоне-1997/98 завоевали бронзу чемпионата России.
— Вы ведь и за границей поработали. Расскажете?
— Зарубежных командировок у меня было две. В 1989-91 годах тренировал в ОАЭ, а в сезоне 1995/96 — в Испании.
— Итак, в первый раз уехали в конце 80-х. Наверняка, с одной стороны, было интересно, с другой, стояла цель заработать на жизнь?
— Абсолютно верно. Поработав со сборными России, не имел ни машины, ни квартиры. Жили с родителями. Нужно было решать бытовые вопросы.
— До знаменитого феномена Катара, сколотившего из иностранцев сборную, которая заняла на чемпионате мира 2015 года второе место, было ещё далеко. Каким же в начале 90-х показался гандбол в ОАЭ?
— Весьма среднего уровня. А работать было нелегко. На Ближнем Востоке тренер может быстро потерять работу, а к специалистам из России относились скептически.
Однако мне повезло. Моя команда из эмирата Рас-аль-Хайма неожиданно "хлопнула" в Кубке одного из фаворитов — клуб "Аль-Айн", представляющий богатый нефтедобывающий район в эмирате Абу-Даби. Это произвело фурор.
Потом мы, правда, проиграли будущему победителю турнира — команде "Аль-Шабаб" из Дубая, но по итогам первого сезона я занял в тренерском рейтинге второе место.
— В Рас-аль-Хайме ведь в то время работал Борис Петрович Игнатьев, который вскоре после этого возглавил национальную футбольную сборную России?
— Да. Жили в соседних коттеджах и виделись, считай, каждый день. Большой тренер и уважаемый мною человек. Но через год он уехал из ОАЭ работать с олимпийской сборной Ирака.
— А вы почему надолго в Эмиратах не задержались?
— Причин несколько. Дочке исполнилось 6 лет — пора было идти в школу. Ну и зарубежные контракты спортсмены и тренеры заключали через "Совинтерспорт", который, правда, успешно состригал больше половины зарплаты. А тут нужно было заниматься оформлением контракта самому. Да и тяжёлый климат утомил.
Вернулся в Краснодар. Отправили снова на набор. А потом появился вариант во второй лиге Испании. В команду из Галисии "Лалин" меня сосватал Вадик Мурзаков, чемпион СССР 1987 года в составе ЦСКА, хорошо знакомый мне по сборной РСФСР 1967 года рождения, той самой, что победила на Спартакиаде школьников в Ташкенте.
Вадим Мурзаков: "После поражения от ЦСКА в финале Кубка чемпионов немцы лежали и плакали"
— Сам он о "Лалине" высказывался скептически…
— Всё познаётся в сравнении. Вадим поиграл на топовом уровне. Мне же удалось добиться с командой прогресса. Заняли во второй лиге 5-е место, в то время как до этого она была в середине второго десятка.
— Почему же ограничились одним сезоном?
— В Испании всерьёз озаботились проблемой лицензирования тренеров. Нужно было ездить на курсы в Мадрид, сдавать экзамены. Потихонечку началось выдавливание иностранных тренеров, которые, собственно, и сделали Испанию гандбольной страной.
— Как вам наш нынешний мужской гандбол, вынужденный вариться в собственном соку, если не считать периодических матчей между сборными России и Беларуси?
— Конечно, хотелось бы иметь возможности для сравнения. Но, так или иначе, не далее чем полтора года назад сборная под руководством Петковича участвовала в чемпионате Европы. Пусть она не попала в плей-офф — подкачали концовки матчей с испанцами и немцами, за неё не было стыдно. Выглядела вполне достойно, представ крепкой командой европейского уровня.
У меня же была возможность для сравнения на примере "двухтысячника", то есть сборной 2000 года рождения. В начале 2020 года заменял заболевшего Валентина Бузмакова и ездил с молодёжкой на турнир в Венгрию.
Недельку готовились — и победили на турнире, чего, наверное, лет пятнадцать не случалось. Обыграли и Венгрию, и Словению, а хорваты на последних секундах сравняли счёт, хотя за четыре минуты до конца мы вели четыре мяча!
Учились бы, на младших глядя! "Молодёжка" (U-20) выиграла турнир. Попутно победив венгров…
В той команде играли Илья Белевцов, Сергей Иванов, которые стали в прошлом сезоне чемпионами страны в составе ЦСКА, Илья Дёмин, Владислав Мартыненко, Никита Ильтинский... Был интересный разыгрывающий из "Чеховских медведей" Евгений Грибков, который теперь в "Воронеже".
Эти ребята и сейчас молоды. Надо только упорно трудиться, остальное приложится.