Россия. Вадим Мурзаков: "Это был звёздный период того ЦСКА. После Игр в Сеуле стали уезжать за границу — и дела пошли на спад"

11 сентября 2023

Экс-правый крайний ЦСКА Вадим Мурзаков в интервью Александру Просветову для БЦ обстоятельно вспомнил игровую карьеру. В частности — триумф московской команды в Кубке европейских чемпионов-1988.

Вадим Мурзаков: "После поражения от ЦСКА в финале Кубка чемпионов немцы лежали и плакали"

— Как же ЦСКА удалось нарушить в 87-м году гегемонию команды Спартака Мироновича, которая до этого три раза подряд выигрывала чемпионат СССР, да и потом побеждала?

— Признаться, сам не мог понять, как это произошло. Общий итог предопределила наша победа над минчанами во время последнего тура в Челябинске. Им где-то не везло, а мы с линейным Сашей Рымановым удачно мячи друг другу подсовывали: то гол, то пенальти.

Впрочем, мы тогда были на пике. Весной взяли Кубок обладателей кубков, год спустя — Кубок европейских чемпионов.

— Ответный финальный матч Кубка чемпионов против немецкого ТУСЕМа — самый памятный в вашей карьере?

— Пожалуй. В Москве мы выиграли три мяча, а в Эссене по ходу уже первого тайма проигрывали девять! Ужас!

Немцы вообще играют жёстко, а в финале совсем озверели. Мише Васильеву нос на первых минутах сломали, хотя он и продолжил играть как мог. Мне прилетело по рёбрам.

Против меня на фланге играл Йохен Фратц, один из лучших бомбардиров бундеслиги за всю её историю. Поскольку я с ним справлялся, он ушёл в заднюю линию — и как начал метров с восьми-десяти поливать!

Что ни бросок — гол. Полный зал в восторге. Пришли в раздевалку — ничего не слышно. Замначальника ЦСКА по политической части — нормальный в принципе мужик, а тут раскричался, угрожал. Я же в прострации находился.

Вернулись на площадку — и потихоньку стали ТУСЕМ настигать. Вратарь Коля Жуков раз за разом выручал. До двух мячей в какой-то момент отставание сократили. В итоге проиграли три, но нас это устраивало, потому что больше забросили в гостях. Дома победили 18:15, а в Эссене уступили 18:21. Немцы лежали на площадке и плакали. Им же колоссальную премию обещали за победу.

— Вы ведь и в полуфинале взяли верх по сумме двух матчей над югославской "Металопластикой" за счёт выездных мячей?

— Оба раза вничью сыграли. А ведь боролись, считай, со сборной Югославии. В расцвете сил находился Веселин Вуйович, вскоре уехавший в "Барселону" на беспрецедентный по тем временам для гандбола контракт. Как раз в 1988 году Международная федерация гандбола признала его лучшим игроком мира.

За "Металопластику" играли и другие олимпийские чемпионы 1984 года: левый крайний Миле Исакович, линейный Веселин Вукович. В составе был яркий разыгрывающий Златко Портнер. Звезда на звезде. Но соперники сваляли дурака в первом матче. Слишком уж вальяжно играли на своей площадке в Шабаце. А в Москве мы упёрлись. Опять-таки Жуков тащил.

Это был звёздный период того ЦСКА. После Олимпийских игр в Сеуле стали уезжать за границу — и дела пошли на спад. В сезоне-1990/91 добрались, правда, до финала Кубка ИГФ, но проиграли югославскому "Борацу". К тому времени уже стал задавать тон Талант Дуйшебаев, начал играть молодой Слава Горпишин. Я же в начале 92-го года уехал в Испанию, где и завершил карьеру, — поделился Мурзаков.

Фото: личный архив Вадима Мурзакова

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»