Болельщики могли запомнить ее вратарем "Лады", "Ставрополья" или сборной российских пляжниц. Сегодня Валерия Горелова выступает в Германии за "Неккарзульм".
— Ты не сыграла в Казани на чемпионате мира по пляжному гандболу. Это большое огорчение?
— Да, наверное, такого сильного расстройства не испытывала никогда. Но потом остыла и поняла, что гнаться за двумя зайцами было бы решением неверным. Подготовка к чемпионату совпала по времени с клубной "предсезонкой", а мне важно было пройти ее с моей немецкой командой.
Интернет-трансляции из Казани смотрела, переживала за девчат безумно. Было ощущение, будто нахожусь рядом с командой, а после буллитов в четвертьфинале с гречанками дошло и до слез.
— А как вышло, что ты сейчас в Германии?
— Еще полгода назад клуба у меня не было. Из-за травмы семь месяцев не играла. Жила у старшей сестры в Подмосковье и восстанавливала здоровье. Как вдруг — звонок от моего менеджера: есть предложение из Германии — поедешь?
Если бы оставалась со своими мыслями наедине, то различные "но" наверняка перевесили бы. А вот сестра Лена нужными словами вселила в меня уверенность, заставила взять в руки мяч, снова его почувствовать. И через неделю легких тренировок я зажмурила глаза и полетела в Германию.
— Почему зажмурилась?
— Ведь не знала, чем все обернется. Приехала — и сразу на просмотр. Нужно было сдать тест на физическую готовность, поучаствовать в тренировках. Удивительно, но, несмотря не неважные кондиции и волнение, со всем справилась. И через четыре дня передо мной лежал готовый контракт. После такого простоя это был подарок судьбы!
— Боялась, что не вернешься?
— Нет, верила, что моя спортивная карьера не закончена. Но не ожидала, что заиграю уже зимой. Полагала, что это произойдет перед новым сезоном, когда полностью восстановлюсь и наберу форму.
— Это было сложно после такой паузы?
— На это ушла вся вторая часть прошлого сезона. Первое время травмированная нога не слушалась. В паузе я занималась фитнесом, но там были задействованы другие группы мышц, пришлось перестраиваться. Хорошо, что в Германии понимают: если игрок не готов, то надо дать ему время, не требовать результата здесь и сейчас. Сначала за счастье было играть совсем немного. А сейчас, когда прошла с командой предсезонные сборы, готова гораздо лучше.
— Уже два года, как ты играешь за границей...
— Всегда хотела развиваться как игрок, мечтала посмотреть, как устроен гандбол в Европе. Начинала в "Ладе", но не видела там для себя перспектив — вратарская позиция была занята. А долго ждать шанса на скамейке — это не по мне. Поэтому продолжила карьеру в "Ставрополье", хотя решение о переезде далось нелегко. Но в итоге тот год в Суперлиге дал больше, чем все время в Тольятти. Очень благодарна тренерам Виталию Волынченко и Евгению Зотину, девочкам из команды.
Расставаться с ними, когда появился вариант контракта с "Мадейрой", было тяжело. Но решение приняла быстро, родителей просто поставила перед фактом: уезжаю в Португалию!
— Не страшно было срываться в ту океанскую даль?
— Наверное, только в самолете почувствовала серьезность ситуации. Но отступать было поздно. В дни перед вылетом усиленно занималась английским. Все путешествие провела с приложением "Полиглот". Переживала. Но, когда спустилась с трапа и вдохнула приятный влажный воздух, на душе стало удивительно спокойно.
Адаптация прошла легко. Мой английский с каждым днем улучшался. А потом стала с энтузиазмом изучать португальский — в пять утра садилась за тетради, после этого шла на тренировку. Вскоре стала ощущать себя на острове своей. Это была "моя" культура, "мой" народ. Порой чувствовала себя даже комфортнее, чем в России.
— Представляю, как перевернула твою жизнь та португальская травма...
— Она случилась на тренировке в ноябре 2016-го. Услышала щелчок, потом почувствовала сильную боль в ноге и упала на площадку. Это был разрыв мышцы задней поверхности бедра — пять сантиметров. Клуб с такой травмой столкнулся впервые. Мне не стали делать операцию. Надеялись, что все заживет без нее. Лечил меня лучший на Мадейре врач. Но, как выяснилось потом, совсем не так, как было нужно.
Месяц я передвигалась только по квартире, а спустя два с половиной руководство клуба стало намекать, что пора возвращаться на площадку. Я была в команде одной из двух профессиональных игроков. Соответственно и подход был таким: если ты профессионал — отрабатывай контракт. Вынуждена была приступить тренировкам, хотя обычная пробежка никогда не отнимала столько сил, а любое движение в сторону сопровождалось пронизывающей болью.
Тем не менее месяца через четыре, когда наступила пора решающих игр, вернулась в ворота. Это не было игрой в полном смысле слова, но за счет опыта получалось верно выбирать позицию и совершать сэйвы. А потом пришло приглашение в сборную России по пляжному гандболу для подготовки к чемпионату Европы. И я загорелась этой идеей.
— Что было после того "пляжного" лета?
— Предложили попытать счастья в клубе из норвежского Ставангера. Поиграть в Скандинавии было бы интересно. Думала, еду туда подписывать контракт, а оказалась на просмотре. Там были еще четыре вратаря: две норвежки, датчанка и канадка. Оставляли только двух, и, к сожалению, тот отбор я не прошла. Объективно была еще не очень готова, требовалось время на восстановление.
Но чувства были не из приятных. В гандбольных кругах уже ходила новость, что я перехожу в норвежский клуб... Возвращаться в город, где начинала карьеру, было морально тяжело. Поселилась у сестры. Каждое утро просыпалась и ехала в Москву, чтобы побыть одной и подумать о будущем.
— А не было возможности остаться на Мадейре?
— Тренер хотел видеть меня в составе. Но в клубе дали понять, что в следующем сезоне не могут позволить себе подписывать профессиональных игроков. Да и мне хотелось поиграть в чемпионате уровнем выше — потому и заинтересовалась Норвегией.
— А получилось, что осталась без клуба...
— ...и вcтал вопрос: что делать дальше? Когда у тебя есть все, а потом в одночасье не станет ничего — это очень тяжело. Вот могу уже посоветовать молодым игрокам не жить только спортом и одним днем, а задумываться о будущем — там всякое может случиться.
Я пошла на курсы по фитнесу. Думала, что это близко к спорту, можно будет поддерживать физическую форму и продолжать восстановление. Получила много интересной информации о физиологии, строении тела. Это полезный опыт, узнала много нового.
— Взглянула на жизнь под другим углом?
— Это точно! По окончании курсов, как и планировала, поступила на работу в хороший фитнес-клуб. Помню, как волновалась перед собеседованием — ведь впервые попала в ситуацию, когда надо устраиваться на работу так, как это принято в обычной жизни. А потом было непростое время. Часто уходила из дома в 7 утра, возвращалась только в 11 вечера, в том числе, по воскресеньям. Плюс в рабочем расписании было такое понятие, как "дежурные часы", когда просто следила за порядком в зале и оборудованием. Для нас, спортсменов, привыкших быть в движении, это очень непривычно. Даже сейчас, когда вспоминаю, передергивает.
Спасибо Лене. Сестра постоянно твердила: "Фитнес — не твое, а гандбол — твоя жизнь". А еще меня поддержала подруга Лера Бараник. Мы вместе начинали в Тольятти, а сейчас она играет в Турции. Не забыть, как однажды она специально прилетела в Москву, чтобы быть рядом. Ведь в такой ситуации трудно не упасть духом.
— Довольна, как сейчас складывается судьба?
— В Германии чувствую себя превосходно. Здесь скоростной, мощный и агрессивный гандбол, основанный на быстром мышлении. В клубе сменилось руководство, обновился состав. Считаю, что по сравнению с прошлым сезоном наша игра улучшилась. Да, на старте чемпионата случались неудачи, но это были встречи с сильными соперниками.
Что еще нравится? В отличие от России, в Европе гандболисты нередко работают. Здесь в порядке вещей сначала потренироваться, потом несколько часов провести а офисе, а затем прийти еще на одно занятие. И нет различных психологических установок: мол, если днем не поспишь, то вечером на площадке будешь никакая.
В подходе к тренировкам тоже есть разница. Например, мы дважды в неделю посещаем тренажерный зал. И там каждый занимается по индивидуальной программе. На мой взгляд, это гораздо эффективнее, нежели когда вся команда делает одно и то же.
— Что тебе дал заграничный опыт?
— Прежде всего навыки саморазвития. Ведь в другой стране волей-неволей познаешь иные менталитет, культуру, язык. А это и есть движение вперед. Говорю на английском, португальском, сейчас усилено штудирую немецкий. Язык сложный, но это всего лишь значит, что потребуется больше времени на его освоение.
— В какой стадии сейчас твоя карьера?
— Самое подходяще определение — рестарт. Хочется полностью восстановиться и набрать форму, достичь с командой высоких позиций в чемпионате, пробиться в еврокубки. Я и о сборной мечтаю. Понятно, что сейчас говорить об этом сложно. Но я еще молода, а в гандболе голкиперы раскрываются позже, чем другие игроки, и с годами становятся только лучше.
— Думаешь вернуться в команду российских "пляжниц" и выступить следующим летом на чемпионате Европы?
— Сначала надо увидеть, как будет развиваться пляжный гандбол в нашей стране. Очень надеюсь, что он получит поддержку на всех уровнях. Но со своей стороны постараюсь побороться за место в команде.
— В разных источниках встречал информацию про твои увлечения живописью. На сегодня это актуально?
— Посещала художественную школу еще до занятий гандболом. Учитель очень не хотела, чтобы я уходила в спорт, так как у меня все неплохо получалось. На какое-то время это увлечение оставила, но совсем недавно решила снова попробовать. Купила бумагу, карандаши. Посмотрим, что из этого получится.
А вообще мои увлечения — это книги. Читаю много научной литературы о здоровом питании. Нравится художественная литература, книги о бизнесе. Изучаю языки, путешествую. Но на первом месте сейчас гандбол. Ведь я так долго ждала возможности в него вернуться.