21-летний голкипер "Пермских медведей" в интервью БЦ — про соперничество с "Зенитом", про то, как оказался в воротах, а также про то, как спас девочку при пожаре.
— При общении с вратарями никак не обойти тему конкуренции. В Перми сейчас — два классных голкипера: вы и опытный Андрей Дьяченко. Как два "медведя", образно говоря, делят одну берлогу?
— Ну я не думаю, что в этом кроется какая-то проблема. Наоборот, мне кажется, мы дополняем друг друга в профессиональном смысле. Грубо говоря, играем примерно поровну. Стараемся, как правило, по тайму.
Ну а что касается того, что за пределами площадки, то у нас с Андреем прекрасные отношения. Говорю это не из-за того, что так положено отвечать. А потому что так — на самом деле.
— А как распределяете игровое время, собственно? Как тренеры скажут?
— Нет, напротив, обычно нам говорят: да вы между собой решите! В основном — так: если он в первом тайме выходил в прошлом матче, то следующую встречу начну я. И наоборот. От этого приблизительно и отталкиваемся.
Но бывает и такое, что игра идёт более-менее равная, а у кого-то из нас, как выражаются в таких случаях, попёрло. Тогда особенного смысла меняться нет, пусть играет тот, у кого получается в этот день.
— Андрей как старший что-либо подсказывает?
— Ну, конечно, благодаря своему опыту во многих моментах он может мне что-то посоветовать.
— Такой играющий тренер вратарей?
— Ну нет (улыбается), тренер вратарей у нас есть. Это Максим Сергеевич Кузьмин. Он очень много занимается с нами, за счёт чего и растём.
— Точно, прекрасно помню, как Дьяченко мне в интервью БЦ говорил, что благодаря Кузьмину продолжает прогрессировать: "Невероятно активный, показывает новые упражнения, часто устраивает просмотры видео…"
Olimpbet Суперлига. Андрей Дьяченко: "Из моих одноклассников Дима Макаров тоже до сих пор играет"
— Да, всё так и есть. Мы с ним работаем над собой, Максим Сергеевич подсказывает нам, чему именно уделять в первую очередь внимание. Указывает на наши минусы. Если скорости не хватает — работаем над скоростью. Техники — над техникой. И так далее: реакция, ловкость… Всё, что нужно вратарю, получается!
Он внимательно анализирует наши матчи, по их итогам выносит свой вердикт. Ну не только ругает, само собой, иногда и похвалит, если есть за что (улыбается).
— А вот как это технически происходит? Вы с ним и с главным тренером собираетесь обычно?
— Нет-нет, только с Максимом Сергеевичем. Я думаю, они с Валентином Игоревичем (Бузмаковым — БЦ) отдельно уже нас обсуждают. А так — мы в основном втроём сидим и анализируем: Максим Сергеевич, Андрей и я…
— А молодых не привлекают?
— Молодых привлекают, конечно, но лишь когда приболел кто-то из основных или что-то случилось ещё. Или же когда проверить их есть возможность, как недавно с Виктором Холодовым было в матче против омичей.
Ну а так-то Максим Сергеевич с молодёжью, естественно, тоже возится. Он ведь не только в нашей главной команде тренер вратарей — нет, вся структура в Перми на нём. И, собственно, когда начал в прошлом сезоне работать в "медведях", я тогда же в основном по дублю ещё играл, но Максим Сергеевич уже нам уделял достаточно внимания.
— Да, вы ведь в том году первенство России выиграли, с чем и поздравляю — хотя и с опозданием! Вообще болельщикам в любом городе наверняка приятно, когда подрастают собственные таланты... Кстати, вы сейчас — единственный пермяк в основном составе?
— Нет, есть же ещё Дима Калугин. Да и другие способные ребята в той самой команде, с которой в прошлом году взяли золото, подрастают: уж не буду никого выделять персонально, чтобы не было обид.
Дмитрий Калугин: "Почему сменил номер? Не мог отказать старшему товарищу"
— Что ж, логично. И мудро. А вообще вы как голкипер — самоучка? Или с детства с вами тренер вратарей работал?
— Ну что прямо уж самоучка — наверное, нельзя говорить. Всё же многие тренеры в меня вложили что-то своё, даже если они непосредственно на работе с голкиперами не специализировались. Любой специалист ведь часть души на ученика всегда тратит, поэтому всем им благодарен. Но в том, что касается вратарской техники, тут да — сам себе её во многом ставил.
— Смотрели что-то по телевизору, в интернете?
— В том числе. Например, помню, изучал ролик, где голкиперы сборной Германии показывают, как работают. Ну и вообще часто забивал в поисковую систему "тренировка вратарей", подсматривал что-то. Какие-то новые для себя упражнения подмечал, пытался повторить.
— Как вообще стали вратарём? В каком возрасте?
— А вот это интересная история. В ворота я встал только в 14 лет — правда, точный день уже не вспомню. Изначально-то в поле играл. И даже отложилось в памяти, как тренер родителям моим говорил, мол, хороший игрок будет (улыбается).
Так что в "рамке" во многом случайно оказался. Тогда то ли у меня у самого как-то такое желание появилось, то ли вес на тот момент набрал — честное слово, не помню причину! Но вот попробовал себя там — и сразу ногой бросок парировал…
— Из "девятки"?
— Ну вроде как-то так (улыбается). И тренер тогда сразу ещё сказал: "Ни фига себе!" И я вот так резко встал в ворота. И в 16 уже в дубль попал.
— А через год, помню, уже и в Суперлиге играли… Но писали про вас тогда не только по этой причине. Была ещё история с девочкой, которую вы в 16 лет как раз спасли на пожаре!
— Да, но прямо скажу: не большой охотник об этом вспоминать. Всё уже тогда рассказал. И об этом во всех подробностях поведали.
— Ну не все же читали…
— Да просто не хочется, чтобы в очередной раз начинали про героизм писать. По большому счёту — ну какой героизм? Просто сделал то, что, наверное, сделал бы любой на моём месте.
— Не соглашусь — не любой. Да, услышав про пожар у соседей, наверное, побежали бы помогать. Но поймать ребёнка, который прыгнет со второго этажа, точно не каждый сможет! Помогла вратарская подготовка?
— Получается, да (смущается).
— Извините, задам ещё один вопрос. Писали, что у девочки той были сильные ожоги. Она выжила?
— Да, слава Богу! Иногда вижу её, здороваемся… Хотя больше мы не соседи, я давно переехал в другой район.
— Ну и, чтобы подытожить, уточню: вы ведь и до этого помогали эвакуироваться другим соседям в похожей ситуации? И тогда за спасённую девочку вас действительно наградили медалью "За отвагу на пожаре"?
— Именно так. Но очень прошу, давайте не будем больше об этом.
— Хорошо. Тогда на посошок — снова о гандболе. В SEHA-Gazprom League, где вы, кстати, вошли в символическую сборную 6-го тура группового этапа, пермякам предстоит сразиться в четвертьфинале с "Зенитом"? Насколько для вас лично это удобный соперник? Или, может, лучше было занять в группе 3-е место и сыграть с ЦСКА?
— Да не могу сказать, что есть удобные и неудобные соперники. Как правило, всё зависит от конкретного матча. С одной и той же командой может в определённый день пойти, а в другой — ничего не будет получаться! Ну, как уже говорил, мы с Андреем Дьяченко всегда готовы заменить друг друга в таком случае.
А к зенитовцам, конечно, подходим со всей ответственностью. Изучаем и команду в целом, и самых опасных в её составе. Наверное, могу выделить там Павла Тураева… Ну а вообще здорово, что такой турнир появился. Играть против белорусских команд очень интересно, тем более — еврокубков у нас сейчас нет.
А задача… Задача — побеждать в каждой игре. Так что и на четвертьфинал с "Зенитом" настрой — максимально серьёзный!
Фото: пресс-служба "Пермских медведей"; личный архив Александра Попова