Главный тренер "Балтийской зари" Юрий Бабенко уходит из команды, которой предстоит дебютировать в Суперлиге. "Быстрый центр" поинтересовался причинами, толкнувшими известного петербуржского специалиста на такое решение.
— Вчера общался с руководством клуба. Сказал, что покидаю проект. Дело в том, что после Спартакиады я понял: полностью подготовить команду к достойному выступлению в Суперлиге не удалось.
Турнир в Звенигороде показал, что девчонки не готовы играть в элитном дивизионе. Сыграли свою роль и последние травмы: полусредние Элеонора Кузнецова и Анна Волкова выбыли на полгода. Оставшимся не хватает опыта. Поэтому просто не мог взять на себя такую ответственность.
Могу только пожелать удачи команде. Хочу, чтобы у "Балтийской зари", несмотря на все проблемы, всё получилось. Буду приходить на матчи, а если потребуется мой совет — я готов. Игроки мне не чужие.
— Решение приняли спонтанно или шли к нему ещё до выступления в Подмосковье?
— Всё понимал раньше, когда ушли Стрельцова, Бурова, Орехова, Виноградова. Основные игроки, с которыми мы побеждали в высшей лиге, опытные девочки. С их помощью могли заложить базу команды. Теперь тех, кто мог бы задавать тон в игре, нет.
В таких условиях тренеру страшно сложно что-то придумать. А проигрывать соперникам по три десятка мячей за матч я не готов.
— Базовым вопросом для любого клуба остаётся финансовый. Корень проблем нужно искать здесь?
— Именно. Мы готовились, тренировались, но сложно ждать чего-то от девчонок, когда они утром идут на работу или учёбу, а вечером приходят в зал. По большому счёту, в составе "Балтийской зари" нет профессиональных игроков.
— Напрашиваются параллели со сборной Приморского края, которая приехала на Спартакиаду без малейших шансов на успех.
— Пожалуй, это так. Но они собрались за месяц до турнира, а мы выступали в первой лиге, в "вышке", завоевали место среди сильнейших... И всё же уровень игрока должен соответствовать Суперлиге, сейчас без таких невозможно показывать результат.
В любом случае, я благодарен организаторам за возможность участвовать в Спартакиаде. Всё было на высшем уровне, мы сыграли с классными командами. Только смотрелись на их фоне не лучшим образом. Повторюсь, в тот момент стало окончательно ясно, что к Суперлиге мы не готовы.
В последние дни соревнований ко мне подходили тренеры других команд, расспрашивали, желали удачи. Они всё прекрасно видели. Аксакалы прямо говорили: видим, как тебе тяжело. У тебя ведь нет игроков! Но это я и сам прекрасно знаю.
— Возможности подписать опытных гандболисток у клуба не было?
— Пригласить игроков можно только при наличии средств. Любая гандболистка уровня Суперлиги в первую очередь хочет получать зарплату, другие вопросы стоят ниже в списке приоритетов.
Будь у клуба финансовые возможности, кадровый вопрос не стоял бы. В Санкт-Петербург просились бы все! У нас прекрасный город с богатыми традициями в гандболе. Вспомните женский чемпионат мира 2005 года — трибуны почти на всех матчах заполнялись до отказа.
— Почему на гандбол в Северной столице не обращают внимания? Ведь спонсоры есть, а петербуржские команды в иных видах спорта чувствуют себя прекрасно.
— Вы правы. Футбол, волейбол, баскетбол — там в полном порядке как мужские, так и женские команды. Сейчас ситуация вроде бы меняется. Знаю, что для "Невы" нашёлся богатый спонсор, так что рассчитываю на лучшее.
— С какими чувствами решились на уход? "Балтийской заре" вы отдали несколько лет жизни.
— Всё, что я делал, было сделано от чистого сердца. Хотел, чтобы женский гандбол в Санкт-Петербурге жил, чтобы здесь был свой клуб, который мог бы достойно выступать на самом высоком уровне.
С момента основания "Балтийской зари" мы всё делали правильно. Клуб достиг поставленных целей, но идти дальше... В таких условиях я просто не могу продолжать.
— Вы возьмете паузу, чтобы собраться с мыслями, или продолжите тренировать?
— С "Балтийской зарёй" у меня не было трудовых отношений, я не получал там зарплату. Моё основное место работы — детская спортивная школа, там продолжу воспитывать игроков.
В Санкт-Петербурге есть перспективные девчонки. Станем работать с ними и надеяться на будущее. А куда нам деваться? Но затрону такой вопрос: в том же баскетболе те, кто не попадает в команды, могут проявить себя в студенческой лиге.
У нас с этим "вторым шансом" дела обстоят хуже. Студенческий гандбол раньше находился на другом уровне, но с тех пор многое изменилось.
— У вас большой опыт работы на высшем уровне, как в мужской Суперлиге, так и в женской. Готовы принять команды из другого города, если поступит предложение?
— Давайте не будем спешить. Пока я никуда не собираюсь, а что будет дальше — покажет время.
— В любом случае, в памяти всегда остаются приятные моменты. Что запомните вы?
— Было много хорошего. Выход в Суперлигу запомнился как праздник. Много лет в Санкт-Петербурге не было женского гандбола, два с половиной года мы строили команду и добились своего. Как принято говорить, мечты сбываются.
В "вышке" мы выглядели хорошо, но в Суперлиге, скажу ещё раз, с учётом ухода основных игроков и травм, "Балтийской заре" выступать рано. И всё же добиться результата и стать чемпионами было прекрасно.
Не знаю, что будет дальше. Может, руководители клуба найдут средства, чтобы продолжать начатое дело в Суперлиге. Я только высказал своё мнение о сложившейся ситуации.
Межсезонье. "Балтийская заря". Ксения Шармакова: "Начинали мы вместе с Машей Дувакиной"
Фото: пресс-служба "Балтийской зари"