Валерий Кочетков: "Тренеры вынуждены работать на результат, а не заниматься обучением детей"

10 июня 2022

С известным специалистом БЦ обсудил самые насущные проблемы подготовки подрастающего поколения: зарплаты тренеров, устаревшую систему и бюрократические барьеры.

С Надеждой. Алексей Дзарданов: "Одни в "Дворце" в фактическом статусе бабушек, а другим – по 17…"

— Одна из главных проблем — низкие зарплаты начинающих специалистов. Когда я только начинал работать ещё в советское время, то получал 90 рублей в месяц. Да, в 1981 году это была не очень большая сумма, но и мизерной её не назовёшь, — вспоминает Валерий Кочетков.

Сейчас, когда молодой тренер набирает группу детей, в первый год работы с ними ему перепадает лишь шесть тысяч в месяц. На такие деньги можно жить? Хорошо, если это бывший игрок, успевший накопить что-то за годы карьеры. А остальные?.. Поэтому и работают в основном старые специалисты.

Ещё момент. Если я, например, выиграю всероссийские соревнования с детьми младшего возраста, то получу прибавку к жалованию. Можно это сделать? Конечно, если собрать акселератов специально под эту задачу.

Мы набираем ребят с девяти лет. Это поздно! Первый старт у них уже через три года. За это время мы обязаны научить их играть. И не хватает залов. Мы занимаемся на площадках 24х12, хотя в Европе школьные залы — стандартные.

Но нам же нужно победить, чтобы получить приличную зарплату. Поэтому занимаемся не обучением, а натаскиваем на результат. А потом глядишь — они мяч поймать не могут, пас отдать!

Словом, система выстроена неправильно. Молодой тренер, ещё раз скажу, получает шесть тысяч за работу с группой, ну и постепенно его зарплата растёт. К выпуску он зарабатывает, скажем, 20 тысяч. Однако после-то всё начинается снова.

Вопрос не к гандбольному руководству, конечно, систему утверждает министерство спорта, оно и платит деньги.

— Что можно сделать, чтобы повысить качество тренировочного процесса?

— Разговаривал с Александром Деревенем, он теперь тренирует, а когда-то учился у меня. Саня приводил пример Македонии, он же играл в этой стране. Так там никто никуда не торопится. Идёт планомерный процесс обучения детей. Результат в детские годы им не интересен.

Первая лига. Завершивший карьеру Александр Деревень играет за тольяттинский "Олимп" и тренирует детей в спортивной школе

Приведу другой пример, из Дании. Пример футбольный, но в гандболе, уверен, у них всё примерно так же. Во-первых, там начинают с игры три на три, а это значит, нужно больше пасовать. Это важно. И счёт матчей не ведут.

Есть много таких "мелочей", целая программа развития. И дети в такой среде на самом деле развиваются. Основная мысль — мальчишки и девчонки должны получать удовольствие от игры.

Много общался с известным датским гандбольным тренером. Он выигрывал первенство мира со своими ребятами, к слову. Так вот, его слова: передо мной не ставят задачу непременно взять медали. Цель работы: дать как можно больше качественных игроков мужской сборной.

А у нас надо непременно попадать в призёры с раннего детства. Что будет с этими детьми дальше, никого не интересует.

Даже такой нюанс: большого надо много учить. Пока он научится правильно переставлять ноги, мелкие выиграют всё для своих тренеров. Так зачем им что-то придумывать?

И возвращаемся к началу нашего разговора: нужно кардинально менять систему оплаты труда тренеров, чтобы у них появилась мотивация готовить игроков высокого уровня.

Скажем, воспитал я парня, отдал в команду. Пока он там играет, клуб платит мне копеечку. Подготовил трёх ребят — получаю больше, где бы они не выступали. Позвали моего ученика в сборную — ещё бонус.

— Раньше талантливых игроков было больше.

— Так ведь была массовость! Мой первый набор — юноши 1969/70 годов рождения. Василий Кудинов, Лёша Саядян... Потом были ребята 1971 года: Воронин, Измайлов, Кустяев, Шмаевский. С ними я выиграл первенство СССР.

Но мы объездили весь Союз — Грузию, Прибалтику, Украину и так далее. Играли много. Может, тогда и мне не хватало опыта, но спасибо этим поездкам — мы много общались, получали массу информации для дальнейшей работы. И зарплата моя тогда сильно не изменилась, кстати. Была почасовая оплата.

— Вернёмся к возрасту, с которого начинают заниматься гандболом. Почему 9 лет — это так поздно?

— В хоккее детей набирают зачастую с четырёх лет, в футболе — тоже можно найти примеры, где берут с пяти, в баскетболе — с семи... Да, сейчас в Чехове один бывший игрок открыл частную школу, набирает младших. Они с таким удовольствием идут на тренировки!

У тренера тогда есть время научить ребят всему, не отвлекаясь на результат. Ведь это уникум успеет стать звездой, занимаясь с девяти лет, а обычным детям сложнее. Им надо всё показать, спокойно и методично готовить.

Ведь у многих ребят мышление медленнее, нет "долгой" памяти. Им нужно большое количество повторений, чтобы знание отложилось в голове и в мышцах.

Поэтому неплохо начинать готовить гандболистов хотя бы с семи лет, но наша беда — стандартизация подготовки. И стандарт утверждает государство, а федерация — общественная организация, которая обязана ему следовать.

Есть много документов, принятых во времена царя Гороха. Например, положение об экипировке, датированное началом 60-х... Много говорили на эту тему — нужно менять стандарт, подгонять его под современные реалии. К сожалению, проблем из-за бюрократии много. Федерация делает, что может, но это трудно.

Другой момент — гандбол всегда был бесплатным. А теперь в школах вводят платные группы. Не будут родители тратить на это деньги! Они и так не очень богаты. Разве что за маленьких детей платят. Тем более Чехов — скромный городок, это ещё возможно, а кому это нужно в Москве?

Есть ещё одна проблема — теперь, если дети пришли на тренировку, мне нужно снять у каждого куар-код, заполнить электронный журнал посещаемости. Без проблем, но зачем тогда делать то же самое в бумажном варианте?

В столице, например, теперь надо сфотографировать каждого ребёнка, доказав, что он присутствует, снять детей в тренировочном процессе и всё это выложить. Позвольте, а тренировать когда?

И это всё идёт от чиновников, а не от федерации. Бюрократам в тёплых кабинетах хорошо, но нам они мешают спокойно работать. Лучше бы подумали о привлечении детей в спорт, который должен быть, скажу это ещё раз, бесплатным.

Когда был ребёнком, в нашем дворе работал детский клуб. Даже хоккейная форма была бесплатная. Мы играли дом на дом, двор на двор. В каждом доме была квартира, выделенная под клуб, был инструктор. Куда всё делось?

Значит, и массовость упала, а для нашего вида спорта, не самого популярного, это критично. Вспомните олимпийских чемпионов, родившихся в конце шестидесятых. Вячеслав Атавин из Красноярска, Олег Киселёв — Ярославль, Сергей Бебешко — Киев, Талант Дуйшебаев — Фрунзе, Андрей Барбашинский — Ошмяны, Василий Кудинов — Астраханская область. Можно перечислять ещё и ещё.

Олег Киселёв в интервью журналу "Быстрый центр". Ярославская сноровка

География тогда была значительно шире. В гандбол играли от Владивостока до Бреста. И тогда рано начинали выходить на площадку вместе со взрослыми. А сейчас девушки до 15 лет и юноши младше 16 не имеют права играть даже в молодёжных соревнованиях.

А зачем запрещать? Это тоже вопрос к спортивным бюрократам. Приведу пример из Испании, где живёт один бывший гандболист. Его сын играет в баскетбол, и уже с 15 лет там можно выступать вместе со старшими.

Там тоже не смотрят на результат, а прогресс потрясающий! С Александром Деревенем вспоминали, смеялись. Говорю: сколько ты мне игр проиграл, сколько косячил! А я не смотрел на возраст, давал Саше карт-бланш. И в Советском Союзе тоже не парился никто вот так по поводу возраста...

Фото: пресс-служба "Чеховских медведей"

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»