Одной из главных тем обсуждения на недавнем заседании исполкома ФГР стало выступление женской сборной России на Олимпийских играх в Токио.
О том, как велась функциональная подготовка команды к турниру, доложила руководитель комплексной научной группы, кандидат биологических наук, доцент Сибирского государственного университета физической культуры и спорта Елена Реуцкая. Учитывая огромный интерес к вопросу, Федерация гандбола России опубликовала основные тезисы доклада.
Комплексная научная группа начала работу с женской сборной России в феврале, за пять месяцев до старта Олимпийских игр. Это небольшой срок, однако он позволил провести серию срезов биохимического контроля для оценки.
Главной проблемой стало отсутствие у гандболисток выносливости. Это стало ясно после тестов на выделение молочной кислоты (точнее, лактата). Даже при выполнении простой пятиминутной работы на пульсе 140 ударов в минуту 6 из 13 будущих участниц Олимпийских игр, вызванных на февральский сбор, попали в зону закисления. 7 гандболисток показали зашкаливавшие значения лактата и по итогам второго теста, имитировавшего соревновательный режим на пульсе до 170 уд/мин. Но, что еще более показательно, сразу два игрока — Анна Сень и Полина Кузнецова — при этом даже не добрались до требуемой частоты сердечных сокращений. Аналогичные показатели комплексная научная группа увидела и перед стартом сбора в Сочи. Фактически это означает неготовность функциональной системы к жесткому режиму Олимпийских игр, где на протяжении двух недель необходимо играть через день.
— Молочная кислота способствует закислению мышц и, выделяясь в кровь, воздействует на центральную нервную систему. Из-за этого спортсмен теряет концентрацию, начинает ошибаться. Падают работоспособность и выносливость. Игрок, который быстро закисляется, не способен в соревновательной деятельности эффективно реализовывать свои возможности.
Уже на первом предолимпийском сборе комплексная научная группа обратила внимание, что при выполнении получасового упражнения, имитирующего тайм гандбольного матча (50-метровые ускорения чередовались со 150 метрами свободного бега), у многих гандболисток, во-первых, постепенно падала скорость, во-вторых, наблюдался эффект "пульсового дрейфа". То есть с каждым повторением частота сердечных сокращений росла.
К сожалению, за шесть недель невозможно провести полноценную аэробную подготовку. И предложенный комплексной научной группой план тренировок был прежде всего направлен на повышение функциональных возможностей игроков сборной. Подобная стратегия не раз применялась в разных игровых видах спорта и доказала свою эффективность. Именно сжатые сроки подготовки потребовали введения 30-40-минутного бега в качестве утренней зарядки. Это аэробная работа, выполняемая в крайне невысоком темпе — максимальная дистанция составила всего 5 км. В Сочи одна из двух основных тренировок также была беговой — с различными ускорениями и чередованиями темпа. Но и на ней никто не преодолевал более 8 км, а средняя дистанция составляла от 4 до 6 км. Кроме того, в последний день каждого трехдневного микроцикла такое занятие заменялось работой в тренажерном зале. В итоге за весь сбор получилось 6 беговых тренировок и 9 зарядок. Еще две пробежки в легком темпе игроки должны были сделать в те дни, когда их отпустили по домам после Сочи.
День микроцикла | Зарядка | 1-я тренировка | 2-я тренировка |
День 1 | Стадион – 40 минут Общий объем – 5 км ОРУ, растяжка | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме | Беговая работа на стадионе: 4 серии – 2 км работа (150 м спокойно + 50 м с ускорением) / работа с набивными мячами 10 мин. Общий объем – 8 км |
День 2 | Стадион – 40 минут Общий объем – 5 км ОРУ, растяжка | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме | Беговая работа на стадионе: 800 м / 5 минут отдыха + 2х600 м / 2 минуты отдыха / 5 минут отдыха + 4х300 м / 2 минуты отдыха / 5 минут отдыха + 2 серии (4х150 м / 2 минуты). Общий объем – 4,4 км |
День 3 | Стадион – 40 минут Общий объем – 5 км ОРУ, растяжка | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме | Тренажерный зал |
К сожалению, по ходу сбора команда столкнулась с еще одной сложностью. При повышении нагрузок многие гандболистки стали испытывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Проявились травмы суставов и мышц. Анализы показателей кислородтранспортной функции крови (количество гемоглобина и гематокрита) наводят на мысль, что спортсменки давно не сталкивались с подобной работой, так как ее не предлагают в клубах. Тренерскому штабу сборной пришлось сокращать нагрузки для отдельных игроков. В частности, не смогли полностью выполнить программу сбора Анна Сень, Полина Кузнецова, Владлена Бобровникова, Дарья Дмитриева, Антонина Скоробогатченко, Анна Седойкина. Замена же беговых упражнений на велосипед, эллипс и т.п. не могла дать необходимого результата. Из-за риска усугубить травмы пришлось отказаться и от части упражнений на скоростно-силовую подготовку — например, от прыжковой работы. Все решения принимались вместе с тренерским штабом на основании информации от медиков, благо на базе "Юг Спорт" была возможность оперативно проводить все исследования, включая МРТ.
В то же время были игроки, выполнившие предложенный объем работы, невзирая на проблемы со здоровьем. В частности, Анна Вяхирева и Полина Ведехина, получавшие травмы по ходу сезона, не давали себе никаких послаблений. Вяхиревой из-за угрозы рецидива пришлось пропустить пару тренировок, но после этого она вернулась к работе в общей группе.
— Особого внимания заслуживает Ксения Макеева. Ее великолепная игра на олимпийском турнире стала в том числе результатом максимально ответственного отношения к подготовке. Даже во время двухнедельного отпуска перед сбором в Сочи Макеева продолжала тренироваться самостоятельно, согласовав программу с КНГ. И уже на самом сборе она с хорошими показателями выполнила всю программу, что особенно сложно для игрока таких габаритов. Эффект этой работы подтвердили все проведенные анализы. Также очень хорошо с точки зрения функциональной подготовки и скорости показали себя Вероника Никитина и более молодые игроки — Валерия Кирдяшева, Ольга Щербак, Анастасия Илларионова.
После турнира в Нидерландах на сборе в Новогорске обе основные тренировки посвящались отработке технико-тактических действий в аэробно-анаэробном режиме. Чистый бег остался только на зарядке — но даже там было заметно, как подросла функциональная готовность команды. Сохраняя комфортный для себя темп, позволявший даже разговаривать, игроки стали преодолевать за те же 30-40 минут заметно большее расстояние.
День микроцикла | Зарядка | 1-я тренировка | 2-я тренировка |
День 1 | Стадион – бег 30 минут | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме |
День 2 | Стадион – бег 30 минут | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме | Технические и технико-тактические задания в аэробно-анаэробном режиме |
День 3 | Стадион – бег 30 минут | Тренировочная игра |
По окончании каждого этапа подготовки КНГ проводила срез биохимических показателей игроков. После сбора в Новогорске уже ни один игрок не зашел в зону закисления после пятиминутного упражнения с пульсом 140 уд/мин. И даже при работе на 170 уд/мин показатели большинства гандболисток были нормальными. Улучшились и показатели кислородотранспортной функции крови у гандболисток — кроме, увы, тех игроков, кто из-за травм не смог выполнить всю программу подготовки. Хотелось бы, чтобы в клубах не игнорировали аэробную работу, которая необходима и для тренировки выносливости, и для эффективного восстановления.
При этом было важно, чтобы на фоне большой аэробной работы гандболистки не потеряли игровую скорость. Сравнение данных матчей в Нидерландах и двусторонки, проведенной 10 июля, показало, что и с этой точки зрения все спортсменки прибавили.
— Пик формы — это не момент, а состояние, к которому приходят постепенно и которое не может появиться или исчезнуть за пару дней. Действительно, сборная России тяжело начала олимпийский турнир — возможно, как раз из-за нехватки скоростно-силовой, прыжковой работы. Однако потом команда очевидно прибавила. Негативная же оценка своего состояния некоторыми гандболистками может объясняться тем, что по сравнению с Олимпиадой-2016 они стали старше и на фоне отсутствия аэробной работы в клубах тяжелее переносили сравнимые нагрузки.
С учетом состояния, в котором находились игроки в начале предолимпийской подготовки, можно оценить проделанную работу как успешную, а результат, показанный на Олимпийских играх, как отличный. С точки зрения КНГ сборная России не столько проиграла финал, сколько выиграла серебряные медали.
Фото: пресс-служба ФГР.