На вопросы этого интервью Наталья Цвирко отвечала с польским акцентом. Вот уже 16 лет она живет в Любине, где провела внушительный кусок игровой карьеры, а сейчас развивает тренерскую.
До этого в гандбольной жизни Натальи Цвирко были выступления в минском "политехе" и "Городничанке", а также 38 игр за сборную Беларуси. Накануне матчей "Звезды" и "Заглембе" за выход в групповой этап Евролиги мы поговорили не только о российско-польском противостоянии, но и об интересной судьбе.
Женщины. Европейская лига. 3-й квалификационный раунд. Первый матч
Звезда (Россия) — Заглембе (Польша)
13.11. Чехов. Спорткомплекс "Олимпийский" имени В.С. Максимова. Начало в 19.00 (мск).
Судьи — Амар Коньичанин, Дино Коньичанин (Босния и Герцеговина).
Делегат ЕГФ — Йован Попадич (Сербия).
Трансляция — ehftv.com.
Повторный матч — 21.11 (19.30, мск) в Любине.
— Что вы подумали, когда узнали, что "Заглембе" встретится со "Звездой", если пройдет швейцарский "Брюль"?
— Ничего не подумала. Ха, если играть, то со всеми, если выигрывать, то у всех. В Польше не смотрят, откуда противник — из России, Норвегии или какой-то другой страны.
— Вы есть в составе выездной делегации "Заглембе"?
— Нет. Иногда отправляюсь на такие еврокубковые матчи, иногда нет. Сейчас из-за ситуации с пандемией ограничиваем выездной штаб. То, что можно было сделать дома, мы выполнили.
— "Заглембе" — чемпион Польши и делит с "Люблином" лидерство в новом розыгрыше турнира. Ваша команда фаворит противостояния со "Звездой"?
— По тем материалам, что изучила, — думаю, да. Это мое мнение как тренера. Мне кажется, шансы, что мы пройдем дальше, велики. Но спорт непредсказуем.
— На что обратили внимание при изучении соперника?
— Ха, всего не могу рассказать. Команды похожи тем, что хорошо играют в защите и бегают в контры. В сегодняшнем гандболе это важнее всего. Сейчас российский ручной мяч пошел в сторону международного. Когда я играла, ставка делалась на высоких игроков и силу. Теперь же гандболистки разнородные. Считаю, та команда, которая подойдет с холодной головой, хорошо начнет матч, выполнит запланированное в защите, и продвинется вперед.
— В расширенные заявки своих сборных на ЧМ-2021 попали десять гандболисток "Заглембе": восемь полек, бразильянка Патрисия Матиели, сербка Йована Милоевич. Сколько из них, на ваш взгляд, окажутся в итоговых составах?
— Мы уже получили лист игроков, которые едут в сборную Польши. Там четыре гандболистки "Заглембе". Это Коханяк, Гурна, Лабуда. Ну и под вопросом вратарь Маличкевич. У голкиперов сильная конкуренция. Если все будет хорошо на товарищеском турнире в Испании, Моника окажется четвертой. Про ситуацию в Польше я знаю, потому что работаю еще и в сборной. Что касается Матиели и Милоевич, то, мне кажется, они тоже поедут в свои национальные команды.
— Какова ваша роль в сборной Польши?
— Я работаю тренером вратарей в молодежной команде. Вот скоро поедем в Черногорию на отборочный турнир чемпионата мира.
— Почему в национальную сборную не вызывается правая полусредняя "Заглембе", лучший бомбардир чемпионата Польши Кинга Якубовска?
— Раньше она получала предложения, но отказывала. Тренеры хотят ее пригласить, но все зависит от Кинги. Она должна дать согласие. Сейчас ее выступления за сборную под большим вопросом.
— С Маличкевич вы еще успели вместе поиграть. Прибавила с тех пор?
— Тринадцать лет назад она пришла к нам молодым голкипером. А сейчас, считаю, это номер один в польской лиге на позиции вратаря. В конце сезона у нас определяются так называемые "gladiatory" — и Моника в прошлом розыгрыше была признана лучшим голкипером и MVP. Средняя статистика отраженных бросков в том чемпионате — около 55 процентов. Просто супер.
— Есть ли у "Заглембе" травмированные?
— Одна девочка восстанавливается и не приедет. Это Патриция Свержевска. Все остальные здоровы.
— На чемпионате мира польки и россиянки попали в одну группу. Как оцените шансы команд в их матче?
— Если честно, шансы у Польши есть. Потому что сборная России изменилась, уже не та, что раньше.
— Чемпионство, добытое в прошлом сезоне, стало для вашего клуба первым за десять лет. Это "Заглембе" так силен, или "Люблин" так ослаб?
— Как вы думаете, что я отвечу? "Заглембе" был настолько силен. Смотрю на ситуацию объективно. То, что мы сделали, — это большой успех. В прошлом сезоне в Польше ведь были разыграны еще два Кубка страны. Из-за пандемии один турнир перенесли на начало сезона. Так мы выиграли еще два трофея. А чемпионство завоевали с большим запасом. Это был просто супер-сезон в каждом аспекте. От самого начала до конца девочки шли как буря.
— Какой "Заглембе" сильнее — тот, с которым вы делали золотой дубль в 2011-м в качестве игрока, или нынешний?
— Это две разные команды. В той было больше опытных девочек. Cейчас из тех игроков осталась только Маличкевич. Плюс сегодняшнего "Заглембе" — молодые гандболистки, которые знают, что они хотят, которые поставили себе цели и идут к ним с мыслью "я хочу выиграть". Очень амбициозные и старательные девочки — работать с ними приятно. Но тогда, когда я побеждала как игрок, польская лига выглядела куда сильнее. "Люблин" был полон звезд. Практически сборная Польши. И мы с ним бились до самого конца.
— В "Заглембе" вы работаете еще и с парнями?
— Нет. В Любине есть спортивная школа. Что-то типа РУОРа у нас в Минске. И в этой школе я работаю с молодежью — не только с девочками, но и с мальчиками. Плюс сборная. А еще у нас есть программа министерства "Fabryka Bramkarek". Устраиваем сборы для вратарей всех национальных команд. Недавно, кстати, обсуждали это с Наташей Петраковой.
— Расскажите про этот интересный проект. Сколько он существует? Как реализуется? Оправдывает ли себя?
— Это очень хороший проект. Он существует с 2013 года. Начинали только девочки. А сейчас включились и парни. Там процессом руководит Славек Шмаль. Раз в месяц мы собираем лучших девочек, вратарей всех сборных, начиная с самой младшей команды (это 2006 год рождения) и заканчивая национальной. И проводим специализированные занятия.
Нас три тренера плюс коуч, который готовит голкиперов физически: штанга, бег... Сначала тренировка в тренажерном зале. Потом специализированное занятие на трое ворот — мы даем упражнения, бросаем девочкам с позиций полусредних, линейных, угловых... Есть и четвертая станция, где они растягиваются, работают на мобильность. Игроки переходят по кругу — на каждой станции по 20 минут. А вечером смотрим видео, изучаем игру вратарей из международных лиг. Работаем от воскресенья до среды — и так каждый месяц.
Этот проект очень ценится в Министерстве спорта Польши. Нас приглашают и за границу — на мастер-классы. Мы, тренеры, можем ездить и показывать, что я, например, и делаю. Но с группой — нет. Все игроки ведь представляют сборные Польши. Однако со временем, думаю, найдем выход.
— Клубы отпускают игроков без проблем?
— Да-да. Для них это супер. Потому что во многих командах нет тренеров вратарей. Для них такие сборы только плюс.
— Хорошее дело.
— Да. Вот только в среду вернулась с такого сбора. Как-то в Польшу приезжал делегат ЕГФ белорус Сергей Кот. Мы пообщались на эту тему. Говорю: классно было бы сделать что-то похожее в Беларуси, я могла бы приехать подсказать. Потому что это супер-идея. Но здесь все зависит от министерства.
— Тренировать вратарей вы ведь начали еще в "Городничанке", будучи игроком?
— Ну да. Устраивала тренировки себе и Наталье Агаповой... Причем хотелось заниматься этим все больше и больше. Но в "Городничанке" я выступала недолго — два года. Потом поехала в Польшу. Сначала играла. Затем параллельно работала в школе. А дальше начала заниматься с вратарями. Сейчас клуб, сборная, спортивная школа, "Fabryka Bramkarek" — работы много. Но интересно. Хочу развиваться.
— Еще вы рассказывали, что, когда играли в Гродно, параллельно подрабатывали. Где именно?
— О боже! Откуда вы все это знаете? Я тогда рассталась с БНТУ. Не имела клуба. А надо было как-то жить, удерживаться финансово. Продавала одежду в магазине. Было такое время. Не знала, буду ли играть дальше. А потом позвонили из "Городничанки". Но все это продолжалось недолго. Кстати, если бы не тренер Михаил Маевский, я могла бы и не оказаться в Гродно. Благодарна ему за то, что он помог забрать лицензию. Ни о чем не жалею. "Городничанка" дала мне путевку в Европу.
— А почему ушли из БНТУ? Конфликт?
— Не сказала бы, что там был конфликт. Не стало Леонида Гуско. Он был для нас всем — и тренером, и папой, и психологом. Сменивший его Валерий Певницкий видел в составе других игроков, не до конца верил в нас, хотел что-то поменять.
Если честно, было сожаление. Ведь до этого мы провели в БНТУ по десять лет, если не больше. Кто-то закончил карьеру, я и Света Черечеча (Масюк) уехали в Гродно. Но, наверное, так надо было сделать. Все время в одном клубе — это неправильно. После нашего прихода "Городничанка" вскочила с пятого места на второе. Причем мы не тренировались с командой, а приезжали в четверг на игры.
Кстати, о Певницком ничего плохого не могу сказать. Он имел свою концепцию. Недавно встретились уже как тренеры, поговорили.
— Самый памятный из 38 матчей за сборную Беларуси?
— Это игра с Испанией (решающий поединок за право поехать на чемпионат мира-1999 — прим. БЦ). Я тогда еще была молодой. Вратарскую бригаду составляли Братенкова, Петракова и Цвирко. Я была заявлена с кем-то из них. За десять-пятнадцать минут до конца девочки проигрывали пятерку. А нам нужно было уступить с разницей в три — тогда мы проходили бы дальше. В концовке Гуско говорит: Наташа, разминайся, сейчас выйдешь. И вот я вышла. Тогда за Испанию, кстати, играла Морскова — супербомбардир.
Наталья Морскова из Валенсии: "Я долго мечтала вернуться"
Не представляете, какой стресс я испытывала. Даже не знаю, что в тех воротах делала. Остаются последние мгновения. Смотрю на тренера, думаю, что сейчас случится обратная замена. Но он сказал: стоишь до конца. В итоге отразила еще два мяча на последней минуте, и мы проиграли с той самой разницей в три гола. Сирена, все радуются, а я сижу в воротах и плачу — от счастья и всего остального. Не верила, что это случилось.
— Звали ли вас в сборную Польши во времена, когда вы не вызывались в белорусскую команду?
— Не имела права играть, потому что у меня не было паспорта. А когда появилось еще и польское гражданство, я уже завершала игровую карьеру. И хотела делать тренерскую. Но, кстати, закончила и не могла сидеть на месте. В Польше есть ветеранская лига. Играла в разделе "33+". А есть и "50+", и "60+". Наш "Заглембе" победил в таком турнире и на следующий год защитил звание.
— Возвращаться в Беларусь, естественно, не планируете?
— Нет. У меня там уже совсем мало родных и друзей. Для будущего детей останусь тут. Когда-то хотела вернуться. Но, получив гражданство, все же решила остаться.
— Насколько понимаю, ваши двойняшки Яна и Майя тоже занимаются гандболом. Как успехи?
— Год назад они пошли в спортивную олимпийскую школу, в которой я работаю. Ничего, играют. Но не в воротах. Полусредние — одна правая, другая левая. Они занимались волейболом, но сказали, что это очень нудно. Захотели в гандбол. И сейчас Яна, например, в детской лиге лидер списка бомбардиров.
— Что думаете о миграционном кризисе Беларуси и Польши?
— Честно говоря, болит сердце, когда смотрю на то, что происходит...
ОПРОС. ВЫЙДУТ ЛИ "ЗВЕЗДА" И "АСТРАХАНОЧКА" В ГРУППОВОЙ РАУНД ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИГИ?
Фото: Александр Шичко, "Fabryka Bramkarek", пресс-служба "Заглембе", gazetawroclawska.pl.