Медали Суперлиги, еврокубки, полная арена... История "Виктора" может остаться без какого-либо продолжения. Директор ставропольского клуба — о проблемах и поисках их решения.
— Когда в клубе начались денежные трудности?
— Раньше финансирование осуществлялось из трех источников — субсидиями от правительства Ставропольского края, субсидиями из городского бюджета и спонсорами. Отдельная благодарность нашему губернатору Владимиру Владимирову: спонсор всегда привлекался за счет его резерва. Последние полтора года нашим партнером выступала компания Ивана Игнатьевича Саввиди, за что ему большое спасибо.
В прошлом году нас исключили из городского субсидирования, а в январе от "Виктора" ушел генеральный спонсор, выполнивший все договоренности. Сейчас команда существует только за счет краевого финансирования. Три человека уже подписали контракты с другими клубами. Остальные ребята хотят остаться в Ставрополе, но все зависит от решения финансового вопроса.
На одни субсидии от правительства региона доиграть до конца года будет практически невозможно. Все выделяемое краем уйдет на разъезды, проживание, питание, медицину и экипировку. Для выплат игрокам заработной платы необходимо привлечение внебюджетных средств.
— Часто раздаются призывы сбросить с корабля балласт в виде сидящих на игле государственной поддержки.
— С гандбольной карты периодически пропадают сильные клубы с богатой историей. В этом году из Суперлиги вылетел "Каустик". Давно нет гандбола высокого уровня в Воронеже. Проанализировав ситуацию в игровых видах, прихожу к выводу, что ситуация в профессиональном спорте России неправильная.
В стратегии развития до 2030 года есть четкий пункт: к концу указанного срока профессиональный спорт должен уйти от бюджетного финансирования и финансирования за счет государственных компаний. Когда ездил в Сочи на обучение, спросил у замминистра, что делается в этом направлении. В ответ услышал: "Ничего".
Получается, что для запланированного перехода на коммерческие рельсы не создано никаких рычагов. Как привлечь спонсора, если он в этом случае не получит никаких преференций или налоговых льгот? Я только за, чтобы наш клуб стал коммерческим и мог сам себя окупать. Но на сегодня в России это невозможно.
"Виктор" в последние годы добился значительных успехов, скорее, вопреки. Мы продаем билеты на матчи, привлекаем небольших спонсоров, но я понимаю, что этих денег не хватит на содержание клуба европейского уровня. Болельщики хотят получать зрелище, видеть топ-игроков в составе и соперников из Европы. Будь в действующем законодательстве преимущества для потенциальных партнеров, нам было бы куда проще их находить.
Сейчас в Суперлиге только два клуба полностью коммерческие, и мы видим, сколь масштабная у них трансферная политика. Но фактически за ней стоит желание одного человека выделять средства. Не будет этого желания — клуб может попросту перестать существовать.
— Есть ли другие мешающие факторы?
— Второй негативный нюанс — непонятное положение по нашему федеральному спортивному каналу. Сложилась парадоксальная ситуация: чтобы игры твоего клуба транслировал "Матч ТВ", ты должен заплатить за это телевизионщикам. В Европе ситуация обратная: там производитель продукта получает, а не отдает. В итоге возникает дилемма: с одной стороны, мы хотим показать работу спонсору, с другой — видя ценник, понимаем, что лучше вложить эти деньги в развитие клуба. Потому что несколько трансляций могут стоить, как годовой контракт не самого слабого гандболиста.
Наконец, третья причина проблем — закон "О рекламе". Когда нашим партнером была компания "Тавр", мы старались, чтобы в фильме о "Викторе", который транслировался по "Матч ТВ", как можно чаще в кадре мелькал спонсорский логотип. Но в итоге все было либо вырезано, либо замазано, либо заклеено.
Совокупность трех факторов не дает клубам коммерциализироваться и существовать самим. Во время плей-офф я встречался с руководством СГАУ-"Саратова" и "Пермских Медведей". Все в один голос говорят: мы бы с радостью вышли на конкурентную борьбу, где от уровня работы менеджмента зависело бы финансирование клуба. Но при переходе все сталкиваются с аналогичными препятствиями.
Даже у "Чеховских Медведей", два десятка лет показывающих стабильно высокий результат, все неразрывно связано с одной боевой единицей — Владимиром Максимовым, который за счет авторитета способен выбить деньги для своего клуба. И если, как гласит документ, мы уйдем в 2030 году от государственного финансирования, я не знаю, как будет существовать российский спорт, раз пока не сделано ничего для его развития в условиях коммерциализации.
— Как в такой ситуации удалось не опустить рук и попасть на подиум?
Чемпионат России. Второй пьедестал "Виктора". И первая медаль, завоеванная в плей-офф
— Уход спонсора стал тяжелым ударом для команды, если учесть, что краевое финансирование у нас открылось только в апреле. Мы собирали ребят, объяснили ситуацию. Огромная благодарность игрокам и тренерам — ни один человек не вышел и не сказал, что не будет в этом участвовать. Хотя все понимали: грядут задержки зарплаты. Есть задолженности и сейчас.
Приняли общее решение доиграть сезон. Клуб со своей стороны выполнил все и даже больше. Все это время занимались деньги, чтобы расплатиться с гандболистами. Надеялись, что спонсорский вопрос разрешится еще весной, но дотянули уже до середины июня. Наша дальнейшая судьба станет известна в ближайшие пару недель. На прямой линии губернатор сказал, что поддерживал "Виктор" все это время и поддержит в дальнейшем. Увы, поиск спонсора — дело непростое.
— Получается, даже статус спортивного флагмана Ставрополья мало чем помогает?
— В следующем году клуб должен отпраздновать тридцатилетие. Последние пять лет "Виктор" показывает феноменальные результаты, учитывая объемы финансирования в сравнении с теми, что есть у топов. Дважды взяли медали Суперлиги. Пусть прошлый сезон и не был доигран, но в недавно завершившемся чемпионате мы показали, что способны завоевывать награды и в формате плей-офф. Уже пятый сезон подряд сыграем в еврокубках. А ведь еще лет семь назад над словами о борьбе за пьедестал и участии в Кубке ЕГФ или Евролиге только посмеялись бы.
Из всех клубов региона наш показывает максимальные результаты, является визитной карточкой края. И, что важно, это происходит не в пустых стенах. Болельщики максимально заполняют трибуны, при том что мы продаем билеты, а не раздаем бесплатно.
— Перспективы есть, или все совсем беспросветно?
— Есть одна компания, имя которой не могу разглашать. Переговоры с ней ведутся на уровне губернатора. Мы в них официально не вступали, лишь подготовили необходимую информацию. По всей видимости, вопрос затягивается из-за отсутствия решения по одному сильному спонсору, который сможет подписать с нами договор на 3-5 лет. В этом случае будет намного проще работать, ибо станет известен бюджет на некоторое время вперед. До этого мы практически работали в долг, поскольку региональные субсидии подразумевают такую процедуру: сначала деньги нужно потратить, затем Минспорта края их возмещает.
Если переговоры зайдут в тупик, предполагаю план "Б". Ставрополье — аграрный край. Надеюсь, в этой сфере найдутся компании, готовые к сотрудничеству. Пусть это будет не одна, не две фирмы, а даже пять, но каждая понемножку поможет, и в общей сложности это станет хорошим подспорьем.
За последние годы это самый трудный период для команды. Не достигни мы такого результата, все можно было бы списать на спортивный принцип. Но сейчас будет очень обидно потерять клуб. Да и для чемпионата России, для сборной страны намного лучше, если среди участников сохранится как можно больше сильных команд.
— В подвешенном состоянии бесконечно держаться нельзя. Есть ли точка невозврата, после которой клубу в случае продолжения негативных тенденций придется сниматься с еврокубка и расставаться с игроками?
— Я узнавал, когда наступает заявочный дедлайн в Кубке ЕГФ. Ответа пока не получил. Европейская гандбольная федерация анализирует национальные чемпионаты, вся информация затем последует в ФГР. Но по практике прошлых сезонов предполагаю, что нам нужно определиться до конца июня. Например, заявку в Евролигу мы отправляли 26 числа. Осталось десять дней до прояснения будущего "Виктора".
Фото: пресс-служба ГК "Виктор".