Он провел блестящую спортивную карьеру, а на ее финише сумел справиться с серьезной болезнью и рассказал об этом в автобиографии, чтобы помочь тем, кто также попал в беду.
Гандбольный путь в городе Сеннерборг Ларс начинал на позиции линейного, но в десять лет из-за болезни товарища по команде переместился на левый край, где и остался до самого завершения карьеры в 2012-м.
В 18 лет талантливого парня пригласили из маленького "Сеннерборга" в "Рибе", а еще через два года на него обратили внимание в "Колдинге". В составе лидера датского чемпионата Кристиансен набрался игрового опыта, дважды стал чемпионом страны и получил возможность испытать себя в еврокубках.
В одно время с приглашением в "Колдинг" Ларс впервые сыграл в составе сборной Дании. Всего национальной команде левый крайний, а впоследствии ее капитан отдал два десятка лет. На период его карьеры пришлись и этап полного забвения на фоне суперуспешной женской сборной, и невероятный подъем с двумя золотыми медалями чемпионатов Европы (2008, 2012).
Осенью 1995 года в матче Кубка чемпионов "Колдинг" Кристиансена встречался с немецким "Фленсбургом". Тогдашний тренер немецкого клуба Манфред Вернер заприметил подвижного крайнего. Но не только он. Сразу после матча голкипер Ян Хольперт подошел к Ларсу с вопросом: "Парень, почему бы тебе не приехать к нам?"
Следующим летом Кристиансен перебрался в клуб, где мечтал оказаться с детства, но поначалу попал в глубокий запас. "Завершается разминка, я сажусь на скамейку запасных, — писал гандболист в мемуарах о первых матчах за "Фленсбург". — Через 60 минут я встану без капли пота на лбу, но с занозами в заднице. Ни секунды на площадке".
Однако впоследствии ситуация улучшилась, и Ларс стал одним из лидеров "Фленсбурга" и заметным игроком в немецком чемпионате. Тренер Вернер бесконечно доверял ученику и очень ценил его человеческие качества: "Ларс видит в людях только хорошее. Он представить себе не может, что у кого-то плохие намерения".
По итогам сезона-2001/02 Кристиансен стал одним из главных претендентов на звание лучшего гандболиста года, но в итоге первое место с отрывом в пять процентов голосов занял француз Бертран Жиль.
"Фленсбург" долгое время считался командой, которой фатально не везло в концовках. Но 13 апреля 2003 года в Гамбурге судьба наконец сжалилась над старательными парнями с севера: в драматичном финале Кубка Германии "Фленсбургу" удалось в овертайме обыграть ТУСЕМ — 31:30. "Это был первый титул, который предопределил будущие победы, — вспоминает Кристиансен. — Трофей был очень важен для региона и всех тех, кто окружал команду. Я знаю это как никто: мне пришлось очень долго ждать во "Фленсбурге" триумфа".
И тем, кто прервал череду обидных поражений, стал именно Ларс, забросивший решающий мяч в ворота ТУСЕМа. Датчанин считает его самым важным из 3996 голов, заброшенных за четырнадцать лет в футболке клуба. С тех пор дела у "Фленсбурга" пошли в гору: в составе немецкой команды Ларс однажды выиграл бундеслигу, еще дважды стал обладателем Кубка Германии и поучаствовал в двух финалах Лиги чемпионов. Впрочем, кое-что было выиграно и ранее — Кубок ЕГФ, Кубок кубков, Кубок городов.
Его часто приглашали в другие команды, сама "Барселона" звала дважды, но Ларс заявлял, что все его мечты исполняются во Фленсбурге, и принципиально не менял клубный адрес.
Летом 2005 года Кристиансен вошел в число одиннадцати членов комиссии атлетов ИГФ, своеобразного профсоюза игроков. Ларс попробовал себя за пределами площадки в общественной работе, занимаясь юридическими, медицинскими и прочими вопросами.
15 августа 2010 года Кристиансен провел прощальный матч перед публикой "Халле Норд". "Особенный, прекрасный день, — вспоминал он. — Не потому, что я уходил из команды, а из-за того, как все сложилось здесь. Мне не хотелось прощаться в Дании, потому что нельзя было сделать это лучше, чем во Фленсбурге".
"Более своим" игроком, чем этот левый крайний, в маленьком пограничном городе, не стал, пожалуй, ни один немец. Номер 15, под которым играл Кристиансен, вывели из обращения, и, что совсем удивительно, — назвали его именем площадь, на которой находится домашняя арена клуба.
Официально Ларс мотивировал расставание с "Фленсбургом" личными причинами: к тому времени разладились отношения с женой, бывшей гандболисткой, олимпийской чемпионкой Сиднея Кристиной Рослюнг, и она с маленьким сыном вернулась в Данию. В разлуке с ребенком жилось непросто, и, кроме того, Кристиансен на заре карьеры обещал себе остановиться тогда, когда есть шанс самому себя остановить. После бундеслиги он обозначил себе планку в три сезона в чемпионате Дании.
Однако финал наступил спустя два года: "Колдинг", который был лидером чемпионата страны перед отъездом Ларса в бундеслигу в 1996-м, стал совсем другим клубом. В преддверии сезона-2011/12 команда осталась без еврокубков, и Кристиансен заявил, что "стоит подумать, почему мы были убеждены, что так хороши, хотя таковыми не были". По сравнению с предыдущим сезоном "Колдингу" удалось переместиться с седьмого на второе место.
Ларс мечтал завершить карьеру в майке сборной Дании, но тренер национальной команды Ульрик Вильбек решил иначе: Кристиансен не получил вызова в состав для подготовки к Олимпиаде. Так сорокалетний капитан, который несколькими месяцами ранее привел команду к золоту чемпионата Европы, оказался в резервном списке. "Во мне кипела ярость", — откровенно рассказать о том периоде жизни гандболист смог лишь позднее в автобиографии.
Титаны игры. Ульрик Вильбек. Эксцентричный датчанин, покоривший и женский, и мужской гандбол
Но Вильбеку и Кристиансену удалось сделать шаги навстречу друг другу. Спустя годы Ларс признал, что в том возрасте и состоянии уже вряд ли помог бы сборной, а Ульрик через несколько месяцев после Игр написал бывшему ученику письмо с предложением сыграть прощальный матч за датскую команду. Кристиансен все еще обижался и не хотел иметь дел с тренером, но, поразмыслив, решил прежде с ним встретиться. Недомолвки прошли в течение одной беседы, а последний матч имел огромный зрительский успех.
Гандбольный мир запомнил Ларса игроком, который поставил преданность клубу выше выгодных контрактов в своей иерархии ценностей. Но еще он вошел в историю как хладнокровный и хитрый пенальтист: из 2875 мячей, заброшенных в бундеслиге, 1224 были мастерски отправлены в ворота с семиметровой линии.
В прошлом году на родине ручного мяча был составлен список из ста величайших гандболистов Дании, в котором Кристиансен занял пятое место. Писатель Томас Ладергод считает, что левый крайний не получил полного признания в своей стране: "Всегда говорили, что он чрезвычайно силен во "Фленсбурге", но никогда не рвет жилы за сборную. И все же, когда требовалось сделать все, чтобы вывести команду на высочайший уровень, это творил именно Ларс. Его рекорд по количеству голов за сборную вряд ли будет побит".
Кристиансен написал две книги. В автобиографии 2009 года "Под острым углом", созданной в соавторстве со спортивными журналистами, Ларс рассказал о гандбольном закулисье во "Фленсбурге" и сборной Дании, отношениях в командах, веселых происшествиях и горячих подробностях личной жизни профессиональных спортсменов.
Совсем другой получилась вторая книга под названием "Когда правда выходит наружу". В ней лучший левый крайний в истории датского гандбола касается тем развода, быта воскресного папы, страхов, стресса и депрессии. В культуре, где все стремятся к славе и успеху, а ментальные расстройства у молодых людей общество считает признаком пресыщенности, знаменитый гандболист стал одним из немногих, кто честно поведал о черной полосе.
Клиническая депрессия, вызванная потрясением от потери двух близких друзей в течение короткого времени, длилась у Ларса два года. Для окружающих Кристиансен был заботливым отцом, блестящим атлетом и обаятельным парнем, но в душе гандболиста поселились демоны. У Ларса начались бессонница, а после перехода в "Колдинг" — еще и частые панические атаки, о которых он не решался рассказать никому.
Веселый и общительный спортсмен, каким его привыкли видеть, в момент отчаяния открылся лучшему другу, который убедил его обратиться к специалисту и начать лечение. Осознав проблему, Ларс продолжал тренировки и держал в тайне от окружающих свой диагноз, чтобы никому не пришло в голову оправдать депрессией спад результатов. В моменты триумфа на площадке Кристиансен чувствовал недолгое облегчение.
Рядом была семья — сестры, родители и бывшая супруга, с которой они остались друзьями ради трехлетнего Фредерика. Самые непростые времена пришлись на финальные месяцы карьеры Ларса. Но, закончив с гандболом, Кристиансен будто бы избавился от давления, почувствовал, что болезнь отступает, и посчитал своим долгом открыто рассказать о проблеме.
"Часто думают, что спортсмены как Супермены. Но мы не такие, мы совершенно нормальные люди и можем столкнуться с теми же проблемами, что и все остальные — тревогой, депрессией или выгоранием. Если хотя бы кто-то из читателей моей книги найдет в себе решимость противостоять болезни, бороться с ней, то моя работа того стоила", — сказал Ларс на презентации еще одной автобиографии.
В объемный труд вошли не только откровенные рассказы от первого лица, которые Кристиансен раньше использовал в лекциях, посвященных душевному здоровью. Большая роль в книге отведена и монологам близких Ларса. Ведь зачастую именно семья и друзья могут распознать начало депрессии и помочь быстрее с ней справиться, причем иногда довольно решительными и жесткими методами.
"Я представляю свою жизнь бутылкой, которую бросили на пол и разбили на тысячу осколков, — говорит Кристиансен. — Я аккуратно соединил их, некоторые кусочки отсутствуют, и она уже не такая блестящая, как раньше, но нравится мне больше, чем оригинал. Потому что это — результат моей собственной работы".
Поборов депрессию, Ларс быстро нашел себя в жизни после спорта — углубился в дела собственной компании, стал консультировать тренеров и работать экспертом на телевидении. Через три года после развода он восстановил отношения с Кристиной, и в 2015 году у пары родился второй сын Август.
С осени 2019 года Кристиансен работает во "Фленсбурге", причем короткое название должности "руководитель по развитию" совершенно не описывает спектр его обязанностей. По признанию экс-гандболиста, он мечтал вернуться в главный клуб в своей жизни в любом качестве с самого ухода в 2010 году и по сей день полностью ассоциирует себя с "Фленсбургом".
В ходе нынешней "предсезонки" именно ему пришлось организовывать тренировочный лагерь так, чтобы команда могла качественно заниматься, но в то же время не заразиться коронавирусом. Главный тренер Майк Махулла поставил задачу провести сбор за пределами Германии, предпочтительно — в Дании.
Ларс по совету супруги решил привезти гандболистов не в Орхус, где явно нашлась бы комфортная база, а в городок Юэльсминде, где он живет. Там, в маленьком отеле, окруженном лесом, тренируясь в обычной школе, гандболисты одного из лучших клубов бундеслиги ударно заложили базу на сезон.
"Для меня работа в этом клубе — вопрос чести. Я был и останусь парнем из Фленсбурга и готов вложить все силы, страсть и душу, чтобы помочь команде", — сказал Кристиансен после назначения.
Сегодня он решает проблемы тренерского штаба, занимается подбором игроков, поддерживает отношения со спонсорами и выполняет часть обязательств генерального директора по поиску новых партнеров — проще говоря, во "Фленсбурге" Ларс Кристиансен работает Ларсом Кристиансеном. Парнем, в честь которого благодарные болельщики клуба когда-то назвали целую площадь, где и сейчас не по-северному теплая публика собирается в ожидании очередного матча любимой команды.
Фото: billedbladet.dk, welt.de, sg-flensburg-handewitt.de, herognu.dk.