Вячеслав Шумак: "Ведь не сказать, что я стиляга"

16 ноября 2018

В уже неблизком прошлом линейного брестского клуба — три финальные стадии мировых чемпионатов. А в скором будущем — непростой лигочемпионский выезд в польский Кельце.

— С утра ты передвинул наш разговор на пару часов позже, сославшись на внеплановое клубное мероприятие. Если не секрет, что это было?

— Классный тимбилдинг. Отправились всей командой в популярный брестский ресторан "Жюль Верн". Там для нас устроили мастер-класс грузинской кухни. Представляете, мы сами готовили хинкали и хачапури! А потом сами же их и ели.

Нас представили шеф-повару, каждому раздали определенный кухонный инструмент. Например, скалки для раскатывания теста. Все одинаково старались. Но получалось по-разному. Думаю, за некоторыми повара потом работу все же переделывали...

— Ты-то справился?

— Вполне. Даже выложил фото в инстаграме. Думаю, друзья уже оценили мои успехи.

— Слушай, а как этот спешный тимбилдинг понимать? Как реакцию на победу "Монпелье" над "Райн Левен"?

— Не думаю, что это вот так спонтанно придумали. Нам заранее намекали: мол, что-то интересное будет. Просто искали время. И нашли его между тренировками в день перед отъездом в Кельце. Решили перед ответным выездным матчем против "Виве" поднять в команде настроение. Сделать так, чтобы мы все вместе отдохнули, расслабились, посмеялись.

— Такие затеи в подобных сложных ситуациях помогают?

— Безусловно. Всегда, когда у нас такое устраивали, команда становилась сплоченнее. В любом случае происходят психологические переключения, неформальное общение вне тренировок. Добавляются общие интересы. Раньше проходили лесную полосу препятствий, играли в пейнтбол. Мне этот вариант особенно нравился. Активный отдых. Со стрельбой.

— Это происходило при какой тренерской власти?

— При разных. И при Сергее Бебешко, и до него — при Желько Бабиче, Гинтарасе Савукинасе.

— Турнирные проблемы, подобные теперешним, сильно влияют на твое настроение?

— Ясно, что хотелось бы позиций лучше. Хотя до победы "Монпелье" над "рейнскими львами" в среду все было не так тревожно. Теперь ясно понимаем, что для выхода в плей-офф надо в ближайших турах обыгрывать кого-то из грандов в придачу к стартовым победам над "Кристианстадом" и "Монпелье".

До старта все только и говорили, что мешковцы угодили в "группу смерти", где никак не выжить. Потом мы дважды выиграли, чуть не зацепили "Веспрем". И тогда все поверили, что БГК и в этой компании способен удачно сыграть.

Так получилось, что я все самое приятное пропустил из-за травмы. Вернулся в строй и попал в состав только на два матча — против "Вардара" и "Виве". Они и вышли самыми обидными. Не показали игру, какую намеревались навязать сопернику. Конечно, переживаю...

— Как отключаешься от невзгод?

— Лекарство и отдушина — это семья.

— Вот про нее и расскажи.

— Жену зовут Дарья. Сынишку — Леон. Ну и в конце февраля прогнозируется пополнение.

— Замечательно. И кто это будет?

— Первое УЗИ показало девочку. А второе, более достоверное, уже парня. Его и ждем.

— Ваши любимые варианты семейного досуга?

— Если выходной и хорошая погода — за город, на природу. Я любитель рыбалки. Сына к ней тоже приобщаю. Ну и мама всегда неподалеку — посидит на травке или в беседке, на качелях покатается.

— В интернете встречал свидетельства и более далеких ваших вылазок.

— Раньше в отпуск отправлялись на теплые моря — в Турцию, Египет. А самый серьезный вояж был минувшим летом. Решительно сымпровизировали и слетали в Китай. Там в Гуанчжоу работают наши друзья.

Далековато. Но почему бы не воспользоваться шансом побывать в тех краях, познакомиться с незнакомой культурой? До Пекина не добрались. Но зато заехали еще и в Гонконг. Если коротко о впечатлениях: очень красиво и очень дорого.

— Ты, пожалуй, один из самых публичных персонажей команды. Постоянный участник разнообразных затей клубной маркетинговой службы. Нравится?

— Ну, я точно не против всего этого. Когда меня просят сняться в проморолике, поучаствовать во встрече с болельщиками или в фотосессии, дать интервью, никогда не отказываю. Точнее, с радостью соглашаюсь. Понимаю, что мы значим для Бреста.



— У тебя полторы тысячи подписчиков в инстаграме. Сам его ведешь или помогают?

— Сам. Но не очень-то и веду. Время от времени. У моей Дарьи там все гораздо круче. Подозреваю, все подписчики ко мне от нее и перешли. А для меня это прежде всего своего рода общение с родней и друзьями. Встречаемся нечасто. Но так они по крайней мере могут быть в курсе моих перемещений.

— Считаю, в команде тебя выгодно выделяет стиль. В одежде, общении, поведении...

— Спасибо. Но ведь не сказать, что я стиляга? Просто стараюсь выглядеть хорошо. Хотя, не скрою, часто подмывает надеть просто спортивный костюм и кроссовки. Но тогда слово решительно берет жена: возьми-ка джинсы, надень рубашку, туфли...

— Прическу тоже придумывает домашний имиджмейкер?

— Ха-ха! Сразу вспомнил те ваши заметки на эту тему. Нет, прическу мне уже разрешено выбирать самому.

— Вы с Виталием Черепенько — главные старожилы команды, к тому же коренные брестчане, питомцы местной гандбольной школы. Это определяет некий особый статус в клубе?

— Думаю, что-то такое есть. Конечно, чувствую теплое отношение к себе болельщиков. В команде все это тоже оценивается.

— Это к чему-то обязывает?

— Соответствовать статусу. Попросту говоря, мои способности и мой профессиональный уровень меняются с развитием и усилением клуба. Надо постоянно совершенствоваться. Быть не просто хорошим брестским парнем, а игроком, заслужившим место в составе. С каждым годом мы становимся лучше. Я начинал в команде, когда до сегодняшних высот с выходами в плей-офф Лиги чемпионов было очень далеко.

— Я вот посчитал. Маноло Каденас — восьмой тренер в твоей клубной карьере.

— Точно? Я, если честно, так с лету уже не скажу. Сбиваюсь со счета.

— Кто из предшественников испанца больше других значил в твоей спортивной судьбе?

— Правильно говорить, что многое внес каждый. Но важных изменений больше всего произошло при Сергее Васильевиче Бебешко. У него я стал твердым игроком основы. Хотя и не сразу. Надежду мне дал еще Желько Бабич. Но тогда я получил травму, долго лечился. Потом купили Растко Стойковича. Было трудно конкурировать и с ним, и с более опытным Максом Бабичевым.

Наверное, мне еще рано рассуждать о значимости работы с Каденасом — она длится недолго.

— С кем было работать интереснее всего?

— Очень интересные тренировки именно сейчас. Совсем не такие, что были раньше. У нас стало много специальной индивидуальной работы. Упражнений для отработки связок, с делением на группы по амплуа.

— Ты понимаешь английский Каденаса?

— Да, без проблем. Они были только поначалу — из-за его своеобразного испанского акцента. Сейчас их точно нет. Спокойно общаемся. Плюс замечательный английский у ассистента коуча Рауля Алонсо. Он всегда может уточнить терминологию, поправить его или нас.

— У тебя довольно причудливая, прерывистая история выступлений за белорусскую сборную. Как ты определишь свои отношения с Юрием Шевцовым?

— Отношусь к тренеру сборной очень хорошо. У нас нет никаких ссор и размолвок, о которых кто-то думает. Его принцип: в сборной играют сильнейшие. И моя прерывистая история означает, что бывают периоды, когда к числу сильнейших он меня не относит. Это право тренера. И я не могу это как-то комментировать.

— Вот в клуб приходит вызов на сборников, и тебя там снова нет...

— Раньше меня это просто прибивало. Нервничал, переживал. Но теперь, ближе к "тридцатнику"... Нет, не охладел. Можно сказать, притерпелся. Но буду и дальше стараться попасть в сборную. Если поступит приглашение, очень обрадуюсь.

— Самая удивительная тренерская установка, какую тебе довелось услышать?

— О! Сразу приходит на ум выездной матч позапрошлого сезона в СЕХА-лиге против "Вардара". Тайм-аут от Бебешко. Думаю, его запомнили все, кто видел и слышал. Но пересказывать сейчас содержание не стоит.

— Он ведь имел эффект?

— Да. Мы спасли тогда результат.

— Командный дух, атмосфера в раздевалке — это для Бреста некая константа или понятия, меняющиеся во времени?

— Обстановка внутри команды у нас всегда действительно хорошая. Даже сейчас, после серии из пяти поражений, нет никакого провала в общении, непонимания друг друга. Возможно, есть внутренние сомнения у каждого: в чем недоработал, что сделал не так?

Но, по сути, мы еще ничего не проиграли. Будет и дальше тяжело. Но шансы набрать очки вполне реальные, хотя почти все соперники в группе из числа лигочемпионских топов, уже выходивших в "финалы четырех". Мы пытаемся соответствовать этому уровню, решить задачу выхода в плей-офф, чтобы побороться там за четвертьфинал.

— Тебе крепко досталось после проигрыша "Виве"?

— Считаю, что сыграл плохо. Должен был намного лучше. И в защите, и в нападении. Уже не раз пересмотрел тот матч. Уяснил, что надо исправить, какие ошибки не повторить.

Но на командных разборах у нас не заходит речи про индивидуальную игру. И никаких акцентов на чьей-то персональной вине не делается. Так что мне досталось наравне со всеми.

— Сейчас интересный календарный этап: две подряд встречи в Лиге чемпионов с одной командой...

— Мне такой режим не нравится. Хочется переключения с одного соперника на другого — так интереснее. Но для тренеров, возможно, такой расклад удобен. Проще ставить тактику, исправлять ошибки.

— Вы всегда неудачно играли в Кельце. Гиблое место?

— Скажу, что мы всерьез настраивались обыграть "Виве" в Бресте. Была стопроцентная вера, что это возможно. Но получилось наоборот. Возможно, перегорели. Наделали глупых потерь. Без них тоже могли бы уступить, но не так много. Сейчас была неделя анализа, работали над ошибками.

В Польше будет непросто. Есть волнение. Но сомнений в удаче, а тем более страха перед соперником у любого профессионала быть не должно.

— Ты вспомнил о скором своем "тридцатнике" — он в декабре. На таком возрастном рубеже нет сожаления, что так долго играешь в одном месте, не испытав себя где-то еще?

— Честно говоря, было время, когда об отъезде подумывал. Мешковцы еще не играли в Лиге чемпионов, а мне этого хотелось — за границей, в хорошем клубе. И такая возможность была. Но остался в Бресте, потому что... возможно, испугался. Зато сейчас об этом не жалею. Потому что дошел до той же цели вместе с клубом, преодолевая за этапом этап.

И, кстати, я ведь еще вовсе не старый...

Mатч Лиги чемпионов "Виве" — БГК имени Мешкова пройдет 17 ноября в Кельце. Начало игры в "Хале Легионув" — 20.00 (мск). Прямую трансляцию можно посмотреть на канале "Беларусь 5" и медиа-платформе ehftv.com.

Фото: пресс-служба БГК имени Мешкова.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»