Он сделал себе имя в Европе и на пике славы пустился в длительное путешествие на восток — прививать любовь к гандболу неискушенной японской публике.
Успешных гандболистов, которые в свое время предпочли ручной мяч баскетболу или футболу, перечислить не представляется возможным — настолько много игроков, которые искали себя сразу в нескольких видах спорта. Однако наш герой мучился выбором нетипично долго: Дагур провел семь поединков за футбольные сборные Исландии младших возрастов и только в 17 лет окончательно сосредоточился на гандболе.
На континент Сигурдссон перебрался в 1996 году в статусе постоянного игрока гандбольной сборной и пятикратного чемпиона Исландии — столичный "Валюр" с 1991 года лишь единожды уступил чемпионство. Первым клубом в легионерской карьере Дагура стал немецкий "Вупперталь", которому разыгрывающий помог выйти в первую бундеслигу.
В сборной Исландии Дагур провел больше двух сотен матчей, занимал пятое и четвертое места на чемпионате мира и участвовал в Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.
В 27 лет Сигурдссон принял оригинальное решение перебраться из бундеслиги в чемпионат Японии — в "Вакунагу" из Хиросимы.
Карьеру он продолжил в австрийском "Брегенце", причем в интересной роли играющего тренера, и за четыре сезона четырежды стал чемпионом страны. В конце мая 2007 года Дагур провел последний матч в качестве игрока и вернулся на родину, чтобы стать управляющим родного "Валюра" из Рейкьявика. Но довольно скоро получил предложение вернуться в Австрию.
С 2008 года Сигурдссон успешно трудился в австрийской сборной, отказавшись ради этого от руководства исландской командой. Его предшественник Райнер Османн за шесть лет ни разу не вывел команду в финальную стадию чемпионатов Европы или мира. А Дагур в первом же товарищеском матче у руля сборной сумел уложить на лопатки сборную Германии — чемпиона планеты, пусть и ослабленного кадровыми потерями.
На домашнем чемпионате Европы в 2010 году австрийцы под руководством Сигурдссона заняли девятое место, и до нынешнего января (на ЧЕ-2020 сборная Австрии стала восьмой) то выступление было для них самым успешным на международной арене. Также именно благодаря исландскому наставнику команда впервые с 1993 года квалифицировалась на чемпионат мира.
Дагур предсказуемо стал лучшим тренером года в стране, но летом 2010 года в "Берлине", где Сигурдссон трудился параллельно, ясно дали понять, что совмещение постов клуб не устраивает.
Само назначение в столичный клуб в 2009-м было окружено скепсисом: болельщики и специалисты сетовали, что наставник, которому тогда было 36 лет, очень молод для ответственной роли и не сможет справиться с командой, полной титулованных и опытных игроков.
"Могу пообещать одно, — ответил недовольным Дагур. — Я определенно не из тех людей, которыми можно управлять. Я иду своим путем и для многих ситуаций был "довольно молод": в 22 года играл в бундеслиге, в 24 стал капитаном "Вупперталя". Хорошая работа никак не связана с возрастом".
За шесть лет в "Берлине" команда под руководством Сигурдссона дошла до "финала четырех" в Лиге чемпионов, а также выиграла Кубок Германии и Кубок ЕГФ. Еще одним показателем качества работы в те годы, помимо приглашения возглавить сборную Германии, было подключение к основному составу молодых игроков. Перед каждым сезоном Дагур обязательно заявлял в основную команду как минимум одного гандболиста из академии "лис", превращая юные таланты в конкурентоспособных гандболистов.
Игроки, работавшие с Сигурдссоном в "Берлине", в один голос называют исландца очень спокойным тренером. Но эта выдержка не мешает коучу добиваться своего.
"Дагур сидел с газетой в руках, подозвал меня, шлепнул этой газетой по голове и сказал: послушай, у тебя есть два варианта. Или начать тренироваться так, как я тебе сказал, или развернуться и поехать в свой Белград и пить кока-колу и кофе. Потом отправил меня работать и сказал прийти во второй половине дня, чтобы дать ответ", — вспоминает сербский разыгрывающий Петар Ненадич. Молодой гандболист согласился тренироваться так, как велит тренер, и в том числе стараниями Сигурдссона нынче он один из лидеров венгерского "Веспрема".
Добавляет красок портрету коуча и звездный ученик, а ныне коллега Икер Ромеро: "Я видел много тренеров, приятных и не очень, но Дагур умеет работать идеально. Он всегда устанавливал четкие границы, прозрачную систему, твердые правила и своей спокойной манерой снимал с игроков давление без потери концентрации".
Первые слухи о том, что Сигурдссон может возглавить сборную Германии, появились сразу после ухода с поста Хайнера Бранда. Однако сам Дагур заметил, что решение, даже если возникнет предметный разговор, принимать придется не ему, а руководству "Берлина".
"В сборной Германии нет такого духа, как в сборной Исландии. У нас гандболисты приезжают домой ради матчей команды, а также — чтобы встретиться с семьей и друзьями. Такого нет в сборной Германии. Здесь лучшая лига и много звезд, но мало что получается, когда вы собираете их вместе", — говорил тогда Сигурдссон.
В 2013 году Немецкий гандбольный союз в рамках рабочей программы "Перспектива 2020" обозначил главной целью завоевание золота Олимпийских игр в Токио. Именно под эту задачу чиновники искали молодого, но в то же время опытного тренера, готового пройти с командой почти два олимпийских цикла. Он стал первым иностранным тренером во главе "бундестим".
1 сентября 2014 года Сигурдссон был представлен как главный тренер сборной Германии. На чемпионате мира 2015 года в Катаре команда под его началом заняла седьмое место. Впечатляющим оно не кажется, но это только на первый взгляд — на топ-турнир сборная, состоявшая сплошь из игроков самого сильного первенства на планете, вообще попала только благодаря "уайлд кард".
Работа со сборной Германии, которую практически сразу после назначения нужно везти на крупный турнир, — серьезный вызов для любого тренера, но на руку Сигурдссону сыграло умение ясно видеть суть.
"Когда все громкие слова сказаны, перед нами остается обычная команда с шестнадцатью парнями, которых я пытаюсь заставить лучше играть в гандбол. Но нельзя отрицать, что вокруг нас происходит какой-то большой цирк", — говорил тренер во время катарского турнира, намекая, вероятно, на судейство.
Летом 2015 года Дагур покинул "Берлин", куда пришел малоизвестным тренером из Австрии, и сосредоточился исключительно на работе в главной команде страны.
Через полгода немецкая сборная сенсационно выиграла чемпионат Европы, а на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро стала третьей. В ноябре 2016 года Сигурдссон заявил о планах расстаться с командой, мотивировав это личными причинами. Предложенный немецкой стороной пересмотр условий соглашения этих планов не изменил.
Чемпионат мира 2017 года стал последним крупным турниром Дагура во главе немецкой команды. Несмотря на горячее желание и самих игроков, и руководства немецкого гандбола красиво попрощаться с тренером, команда выбыла на стадии 1/8 финала, минимально уступив сборной Катара.
Изначально сотрудничество Сигурдссона со сборной Германии планировалось до 2020 года, однако для обеих сторон была доступна опция досрочного расторжения договора. Так исландский коуч без проблем покинул пост.
"Очень жаль, что Дагур уходит, — сказал тогда Штефан Кречмар. — Но он так много создал в немецком гандболе, что мы должны уважать его решение. Следует спросить себя: все ли возможное мы сделали здесь, в Германии, чтобы удержать его?"
На тренера, который привел "бундесманншафт" к самому большому успеху со времени триумфа на чемпионате мира в 2007 году, стали сыпаться соблазнительные в финансовом и карьерном смыслах предложения о работе.
Сообщалось, что наставника хотели заполучить венгерский "Веспрем" и "ПСЖ", причем французский клуб предлагал коучу годовую зарплату в 600 тысяч евро, что было примерно вдвое выше жалования Немецкого гандбольного союза.
В ноябре 2016 года Дагур Сигурдссон подписал контракт с японской федерацией, нацеленной на достойное выступление на домашней Олимпиаде. Тесный контракт с тамошней ассоциацией исландец долго поддерживал и до этого: будучи наставником немецкой команды, он каждый год читал лекции для японских специалистов.
Соглашение со сборной рассчитано на семь лет: в стране смотрят на более далекую и широкую перспективу, чем Игры в Токио. В Японии намерены выстроить целую систему, которая выведет гандбол на более высокий уровень. Деятельность Дагура там включает не только работу непосредственно с главной командой страны и постоянный контакт с тренерами местного первенства, но и экспертное участие во всех проектах федерации.
Гандболисты японского чемпионата, как правило, заняты не только в залах: команды принадлежат крупным компаниям, и игроки являются их сотрудниками, выполняя обычную работу вне площадки. Также из-за географических особенностей и традиций региона местный гандбол — вещь в себе, где атлеты изолированы и крайне редко получают игровую практику за пределами страны. Со всем этим Дагуру, избалованному европейским профессиональным спортом, приходится постоянно иметь дело.
"Но в Японии есть много хорошего, — парирует тренер. — У игроков нет такой бешеной занятости, зато в наличии прекрасные залы, комфортная среда, суперсовременные центры для тренировок и игр. А мне нужно просто понемногу улучшать команду".
Свой новый коллектив, как и все предыдущие, Сигурдссон регулярно привозит на сборы в Исландию. Остров, по мнению тренера, обладает особенной силой и помогает готовиться к новым вызовам. Кроме того, исландский чемпионат не без протекции наставника японской команды потихоньку начал прирастать легионерами с востока.
Сигурдссон — очень разносторонний человек: он принимает участие в разработке мобильных приложений, написал книгу, на родине имеет долю в гостиничном и не только бизнесе. Но в последнее время сознательно сужает круг своих интересов, чтобы уделить больше времени семье.
Любопытные журналисты также записывали Дагура в модники из-за специфической привычки носить под тренерским поло водолазку подходящего цвета с длинным рукавом. Все спекуляции на тему стиля наставник развеял: "Это не мода. На самом деле во время матча меня бьет дрожь, мне просто холодно!"
Наряду с ролью в судьбах сборных и клубов, где Сигурдссону довелось поработать, в глобальном смысле он во многом опередил время и еще в 2014 году поднял вопрос перегрузки игроков, который все острее стоит перед гандбольной общественностью.
"Вероятно, в чемпионате Германии должно быть не более шестнадцати команд, Лигу чемпионов нужно будет сократить, и, конечно же, крупные турниры должны проводиться раз в четыре года, чтобы игроки воспринимали их как праздники. Но для того, чтобы это произошло, все должны сесть за стол и занять одну позицию — бундеслига, ЕГФ и ИГФ. Однако я хорошо знаю этот бизнес, такого не произойдет. Нагрузка привела к тому, что люди перестали играть за сборные. В Германии около восьми сильных игроков отказом от национальной команды пытаются продлить свои карьеры. Давайте смотреть на наш спорт с позиции гандболистов", — призывал Дагур Сигурдссон.
Остается надеяться, что в новом, подкорректированном пандемией коронавируса сезоне, эти слова вдумчивого наставника наконец-то будут услышаны.
Фото: visir.is, spiegel.de, stuttgarter-zeitung.de, dhb.de.