Игровая карьера легенды польского гандбола стала предвестником блестящего тренерского пути. А роль наставника предвосхитила будущий политический успех.
Богдан Вента родился в маленькой деревне Цукергавск на границе регионов Кашубия и Кочевье. Родители Богдана не имели ничего общего со спортом, разве что отец иногда упоминал любительские занятия боксом во время военной службы.
Крупный и подвижный Богдан был физически одаренным парнем, что не ускользнуло от внимания тренеров по легкой атлетике. Вента соревновался в беге на 400 метров, пробовал себя также в стипль-чезе и дистанциях на пересеченной местности.
Играть в гандбол он пробовал еще в начальной школе, но настоящая спортивная карьера началась, когда родители согласились отправить его продолжать учебу в недалекий Гданьск. Учитель физкультуры средней школы увидел в рослом мальчишке перспективу и перевел его в класс, где учились парни-гандболисты.
Начались интенсивные тренировки. Через пару лет Богдана стали привлекать к работе с ребятами старше, и уже там азартный Вента быстро сократил естественное отставание в физических возможностях упорным трудом в индивидуальном режиме.
"Я многим обязан первым наставникам, — вспоминает Вента. — Они научили меня тому, как много значит защита. Большинство видят гандбол как соревнование бомбардиров. Да, это важно, когда один игрок забрасывает двадцать голов. Но от защиты зависит все".
В 17 лет Богдан попал в "Выбжеже", в составе которого впоследствии стал пятикратным чемпионом Польши, а в 21 год дебютировал в сборной страны. После одиннадцати сезонов в клубе из Гданьска Вента отправился получать легионерский опыт в испанский чемпионат.
В первый сезон он спас "Бидасоа" от вылета во вторую лигу и был признан лучшим иностранным гандболистом лиги ASOBAL. В 1992 году Богдан получил приглашение в "Барселону", где провел три сезона, и уехал в бундеслигу.
"Когда я приехал в Испанию, первые несколько месяцев не мог понять, как можно говорить только о еде в течение трех или четырех часов. Важную роль кухни в культуре Испании я осознал много позже. А вскоре перебрался в Германию, где это уже не так важно", — рассказывал Вента, характеризуя испанский этап жизни. За шесть лет на Пиренеях польский варяг ни разу не стал чемпионом страны и, казалось, так и не привык к тамошнему образу жизни.
С немецким "Люббеке" Вента дважды выиграл Кубок городов и Суперкубок Германии. В те годы Богдан завершил выступления за сборную Польши и принял решение получить немецкое гражданство.
Отказ от польского подданства в пользу немецкого тема в его биографии чувствительная, хотя в 2008 году он вернул себе польский паспорт. Интересно, что при переходе под другой флаг по спортивным причинам выяснилось, что дедушка и бабушка Венты — немцы, а потому он мог бы получить документы и по этническим мотивам.
С немецким гражданством Богдан переставал быть легионером, но самое главное — смог принять участие в Олимпийских играх. Соглашаясь пополнить "бундесманншафт", гандболист предупредил, что никогда станет играть против сборной Польши.
Позднее, уже будучи главным тренером польской сборной, Вента мог без проблем продолжать жить и работать с немецким паспортом, так как Польша вошла в состав Евросоюза. Однако Богдан принципиально ввязался в процесс возвращения польского гражданства, занявший два с половиной года. При личном содействии президента Леха Качиньского срок удалось слегка сократить.
А тогда Богдан, представляя новую страну, действительно осуществил мечту отправиться на главный старт четырехлетия. Кстати, в Сиднее-2000 Вента стал самым возрастным среди трех сотен гандболистов: на время старта Игр левому полусреднему сборной Германии было 38 лет и 302 дня.
Национальная команда под руководством Хайнера Бранда вышла из группы со второго места, но в четвертьфинале минимально уступила сборной Испании (26:27) и, переиграв египтян, завершила выступления на пятой строке итоговой классификации. Вента принял участие во всех восьми матчах и отметился десятком заброшенных мячей.
После Олимпиады Богдан перешел во "Фленсбург", последний в его карьере клуб, где провел два сезона и выиграл в 2001 году Кубок кубков. В 41 год Вента завершил игровую карьеру и сразу же стал помощником датского наставника Эрика Вейе Расмуссена в тренерском штабе северян.
В 2003 году в роли ассистента тренера Вента вместе с "Фленсбургом" выиграл Кубок Германии, а на следующий год повторил достижение, оформив также и чемпионство в бундеслиге. С 2004 года он стал совместителем и принял руководство сборной Польши.
В 2005 году 44-летнему Богдану пришлось снова появиться на площадке в игровой форме: в майке под номером 44 Вента поддержал подопечных в матче Лиги чемпионов против "Парижа". Экстренная мера была связана с эпидемией травм в немецкой команде, так что отвыкший от нагрузок ассистент еще до поездки во Францию был готов к такой неожиданности.
Пострадавший "Фленсбург" уступил всего два мяча, его играющий тренер результативными действиями не отметился, а позднее назвал кратковременное второе пришествие в качестве игрока "катастрофой".
Совмещать посты помощника в клубе и главного тренера в сборной амбициозному Венте стало некомфортно, и летом 2006 года он согласился занять позицию рулевого "Магдебурга", который покинул Альфред Гисласон. Во главе новой для себя команды он продержался всего сезон.
Причиной увольнения стали разногласия с руководством клуба. Вопреки желанию боссов они вылились в публичное поле. Накануне матча Суперкубка Германии неизвестный источник обнародовал письмо Богдана Венты управляющему "Магдебурга" Хольгеру Кайзеру.
В нем тренер просил о личной встрече, чтобы поговорить о странном отношении к нему со стороны руководства, об отсутствии его голоса решениях по селекции, не выплаченной премии за победу в Кубке ЕГФ и слухах, что клуб за его спиной планирует назначить наставником в следующем сезоне Маркуса Баура.
Встреча состоялась, и по ее следам с тренером предсказуемо связались журналисты. Вента дал обстоятельный комментарий, не сказав ни одного критического слова в адрес клуба, где намеревался продолжить работу.
Однако в "Магдебурге" сам факт интервью сочли оскорблением, а дипломатичность Венты — нарушением договоренности о контактах со СМИ. Богдана уволили за непослушание и экстренно подняли для руководства командой тренера молодежного состава.
В Германии будто бы обиделись на Богдана за отказ от немецкого паспорта и возвращение к корням. Примерно в то же время тренеру пришлось комментировать якобы конфликт с тренером немецкой сборной Хайнером Брандом во время чемпионата мира 2007 года.
На самом же деле оба наставника даже по горячим следам высказались больше о некорректном судействе, а Вента искренне поздравил бывшую команду с завоеванием титула. Но пресса, казалось, искала поводы рассорить Богдана со всеми.
После ухода из "Магдебурга" Вента приступил к руководству "Виве" из польского Кельце. Тренер вернулся в родной чемпионат спустя 19 лет после того, как покинул его гандболистом "Выбжеже".
Первый сезон у руля "Виве" был отмечен золотым дублем в первенстве и Кубке страны. Команде под руководством Венты за шесть сезонов покорились четыре чемпионата Польши и пять Кубков.
В 2012 году руководство сборной Польши он оставил. Основной причиной стал неудачный олимпийский квалификационный турнир в Аликанте, который поставил крест на возможном попадании поляков на Игры в Лондоне.
За шквалом критики болельщики забыли и второе место на чемпионате мира в 2007 году, и бронзу спустя два года в Хорватии, и пятое место Олимпиады в Пекине. Не дождавшись заседания федерации, Вента сам подал в отставку.
В январе 2014 президент "Виве" Бертус Серваас собрал специальную пресс-конференцию, на которой сообщил, что Богдан должен занять в клубе другую роль и освободить летом тренерскую должность. Однако стремительное банкротство мадридского "Атлетико" и приглашение в наставники Таланта Дуйшебаева первоначальные планы ускорило.
"За эти годы мы создали хорошую команду и отлично функционирующий клуб,— сказал на пресс-конференции Вента. — Теперь мы должны подумать о следующем шаге. Я знаю Таланта, с ним придет необходимый нам свежий ветер.
Для меня это, безусловно, начало нового этапа. Я останусь в спорте, и это пойдет на пользу команде и клубу. Я связан с регионом и городом Кельце и не могу представить ничего лучше, чем остаться здесь".
Не правда ли, немного напоминает предвыборную речь? И неслучайно: уже в следующем месяце Богдан Вента был представлен кандидатом от партии "Гражданская платформа" на выборах в Европейский парламент от Малопольско-Свентокшиского округа.
В восьмом семестре Европарламента он присоединился к группе Европейской народной партии, стал членом Комитета по развитию и Комитета по культуре и образованию, а также заместителем председателя группы, занимавшейся вопросами спорта.
Он никогда не пропускал встреч и голосований, не стеснялся высказываться и делать запросы. По версии "Парламентского журнала" Вента был признан лучшим польским депутатом Европарламента в первой половине срока.
Опытная депутат Кристина Выбацка очень лестно отозвалась о молодом коллеге: "Известные люди, которые становятся членами Европарламента, обычно считают миссию завершенной, как только получают место. Богдан Вента оказался очень общительным и трудолюбивым. Я не помню, чтобы на заседаниях Комитета по культуре он высказывался неподготовленным".
Вторит ей и коллега Тадеуш Звефка: "Богдан не задирал нос, ему не было стыдно за естественные пробелы в знаниях. Он говорил прямо: "Я многого не понимаю, вы не могли бы объяснить?"
Он ушел в отставку с должности депутата после победы во втором туре на выборах мэра Кельце. Венте, как порой бывает в спорте, повезло с соперником. Тогдашний глава города Войцех Любавски уже подмочил репутацию на предыдущем сроке неоправданными тратами местного бюджета и любовью к роскоши. Представитель партии "Право и справедливость" был уверен, что победа у него в кармане, а беспартийный бывший гандболист ему не соперник.
Однако Богдан грамотно использовал имидж "своего парня", добавив к нему свободное владение тремя языками и опыт работы в Европарламенте. Кроме того, многие жительницы Кельце признавались, что с удовольствием отдали голоса Венте просто потому, что он хорош собой.
На деле политическим оппонентам Богдана Венты было что припомнить, и, конечно, такой важный аргумент, как смена гражданства, не мог не быть пущен в ход. Но здесь кандидату снова помогло спортивное прошлое: за время карьеры Вента часто сталкивался со свистом болельщиков и провокациями соперников, а уже в бытность тренером много спорил с судьями. А потому на подначки реагировал достойно и сдержанно.
За два года Венты во главе Кельце положительные изменения ощутил не только лучший гандбольный клуб страны, который был и остается спортивным символом города. Одним из предвыборных обещаний тогда еще кандидата в мэры было введение мер, стимулирующих в городе рост малого и среднего бизнеса.
Теперь компании, которые инвестируют средства в строительство офисных зданий в Кельце, получают специальные пособия и долговременные налоговые льготы. Мэр в течение первых месяцев во власти запустил эту поистине новаторскую практику, которая приносит ощутимую пользу и городу, и бизнесу.
Уютный университетский Кельце за несколько лет подобного эффективного управления вполне может стать привлекательным деловым центром.
Вента убежден, что успешной политической карьерой он во многом обязан гандболу: "В Германии от тренера требуются не только спортивные навыки: он должен иметь лидерские качества, уметь управлять людьми. Во время выпускных экзаменов в Кельнском спортивном колледже мне приходилось проводить занятия с группой незнакомцев, которых необходимо было убедить в своих идеях. Так там оценивали лидерские качества. Спорт — это спорт, но эта школа дала мне блестящий старт в другие сферы жизни".
Фото: polityka.pl, sport.pl, rp.pl, wprost.pl.