Любая история должна быть рассказана до конца. Ностальгическую летопись красноярского гандбола начинали на женской ноте, рассказав о "Цветмете". А завершаем — на мужской.
О героях былых времен. Красноярский "Цветмет" — два сезона в союзной элите
Любопытно получается: в активе женского "Цветмета" два сезона, проведенных в союзной высшей лиге, а красноярские мужчины могут похвастать тоже двумя, но в российском классе "А".
Остальное время те и другие обретались в турнирах рангами ниже, да и судьбы команд вышли схожими. Первые ростки гандбол пустил в Красноярске в 60-х годах прошлого века, вскоре вышел на пик, а в 80-х стал тихо умирать.
Ручной мяч пользовался в сибирском городе такой популярностью, какой нынче позавидуют в видных гандбольных центрах. Представьте: только в мужском первенстве Красноярского края в 70-х участвовало до дюжины команд!
А вершиной айсберга была, как нынче принято говорить, главная дружина региона. Наибольших успехов она добилась под руководством Владимира Одинокова. Именно он выводил ее в класс "А".
Иными словами, работа кипела. В том числе, пожалуй, самая важная — с детьми. Поколения гандболистов в Красноярске ставили на крыло и бывшие местные игроки, и приезжие тренеры. Одним из таких стал Анатолий Вениаминович Басалгин.
Позже он руководил и местной гандбольной школой, совмещая тренерскую работу с административной.
В советское время красноярских ребят частенько приглашали в юношескую сборную страны, да и до главной взрослой команды добираться случалось. В числе воспитанников Басалгина олимпийский чемпион Вячеслав Атавин и чемпион мира Дмитрий Карлов.
Нынче легендарный сибирский тренер, в январе отметивший 73-летие, на заслуженном отдыхе. Хотя еще в 2008-м пытался возродить в Красноярске мужской гандбол, набрав группу юношей 1995-96 годов рождения.
— Почему снова потянуло в зал? И что вышло из той затеи?
— Меня пригласили в Снежинск, там уральцы устроили торжества в мою честь. Вернулся, а душа не на месте. Дай, думаю, и здесь попробую что-то сделать. Так и набрал парней, на общественных началах.
Беда была в том, что играть нам в Красноярске было не с кем. По сути, приходилось все объяснять ребятам на пальцах. Но поработали, пришли успехи. Дважды выигрывали первенство Сибирского федерального округа, спустя два года тренировок стали четвертыми на юношеском первенстве России.
Но все же условий для работы не было. Пришлось группу расформировать. Кого-то передал в систему "Чеховских Медведей", кого-то взял к себе в Краснодар Юрий Зайцев. Из того набора в Суперлиге сегодня играют Сергей Болотин, Евгений Трушин, Никита Степанов, Канан Аскеров.
Не знаю, занимается ли кто-то у нас с детьми сегодня. В 2010-м такие попытки предпринимали другие тренеры: Олег Воронцов, Олег Салимов. Что-то осталось? Не слышал.
Мне, когда группу распускал, дома сидеть не хотелось. Поработал бы еще. Но поддержки не было никакой! И своего зала — чисто гандбольного — тоже. А мотаться по чужим углам, упрашивать вахтеров пустить позаниматься больше не хотел. Да и площадка малого размера напрямую снижает уровень подготовки игрока.
Некоторые ребята, кто раньше у меня играл, сегодня в Красноярске. Недавно встречался с троими — у них есть желание поработать с детьми. Так что все еще можно возродить.
— В начале семидесятых, когда вы начали работать в Красноярске, дела обстояли совсем иначе.
— Приехал сюда по распределению, причем еще до окончания Омского института физкультуры, где учился заочно.
Ребят из моего первого выпуска сразу взял в юношескую сборную Владимир Максимов. Из второго отмечу, конечно, Атавина и Карлова. Еще Витю Орлова — он сегодня в Астрахани начальник команды.
Пожалуй, те два набора вышли у меня самыми мощными, но были и другие. Ученики попадали в сборные, играли в Краснодаре и Астрахани, уезжали за границу.
Со Славой Атавиным, кстати, встречаемся регулярно. Пару раз за год навещаю его в Испании.
— На гандбол там ходите?
— Бывает, ведь зрелище стоящее. У них современная, раскрученная школа. Отмечу, что большое вклад в развитие испанского гандбола внесли игроки и тренеры из бывшего Союза.
— Забавное из красноярской гандбольной жизни былых лет на досуге вспоминаете?
— Как-то приключился парадокс. Наши гандболисты всей командой перешли в регби. И выиграли чемпионат России! Если сегодня взглянуть на тренерский состав "Красного Яра", там половина — мои ученики.
— Регбисты в Красноярске всегда пользовались большей популярностью.
— Не в том дело. Просто у них всегда были условия для нормальной работы.
— Вы ведь тоже прикоснулись к другому виду спорта.
— Это правда. Восемнадцать лет, до недавнего времени, работал администратором в хоккейном "Енисее". Теперь вот на пенсии.
— Вернемся к вашей тренерской карьере. Высшее образование получали в Омске. Но тренировать начали суть раньше, в Снежинске. Там и молодость провели.
— Верно. С Володей Кравцовым, будущим олимпийским чемпионом, на пару бегали в спортзале. Он тогда поставил цель: уехать сначала в Краснодар, а оттуда в Москву, попасть в сборную страны.
Кравцов, чего хотел, добился. А я по окончании игровой карьеры стал в снежинской команде третьим тренером.
Своим учителем назову основателя местного гандбола Владимира Томилина. Прекраснейший человек. Все, что умею, вложил в меня он. Его методики применял потом в Красноярске.
— Почему вообще выбрали гандбол?
— Случайно. Снежинск — город закрытый, небольшой. Условия во всех сферах были отличные. Активно развивали много видов спорта. Так что возможность выбора была. Ну и выбрал.
Там и сейчас отличные условия, за что надо сказать спасибо моему ученику Сереже Владимирову. На должности президента "Сунгуля" он в начале девяностых проделал огромную работу.
Я постоянно привозил в Снежинск красноярских детей на турниры, они там всегда были высокого уровня. Прекрасная гостиница, два игровых зала. Великолепно!
— В тренерской работе делали упор на "физику"?
— Нет, такой подход не по мне. Больше внимания уделял тактике, индивидуальной работе с игроками.
Правда, и к моде на высокорослых игроков у нас в стране я причастен. Сначала появился двухметровый вратарь Леша Шутов, потом Витя Орлов — метр девяносто пять, другие. Максимов увидел команду и взял за основу мои тесты.
— Что за тесты?
— Разрабатывал, опираясь на свой опыт. Мог по их результатам точно определить, станет ли игрок высоким. Раньше ведь тренеры всегда старались придумывать что-то свое.
— Что скажете с высоты отработанных лет о сегодняшних коллегах?
— Расскажу историю о том, как поехал с последним своим набором в 2011 году на финал Спартакиады учащихся в Краснодар.
Наш разыгрывающий небольшого роста — Тюменцева чем-то напоминал. Стал лучшим бомбардиром турнира. Кстати, после роспуска команды остался в Красноярске, а те, кто уехал в Чехов и Краснодар, играли на той Спартакиаде уже против нас.
В конце турнира объявился человек, стал записывать кандидатов в сборную. Киваю на своего парня — дескать, вам подойдет. Нет, отвечает, он слишком маленький. Спрашиваю: и что с того? Стал ведь лучшим бомбардиром, забрасывал через всех "столбов", несмотря на рост.
Смотрю на того специалиста и не понимаю: а кто он такой? Спрашиваю: где главный тренер сборной? В Саратове. Так почему сам не приехал кандидатов смотреть?
Такое отношение к делу убивает, руки опускаются. Ведь какая команда была 1996 года рождения! Как на подбор. И что в итоге? Все по ветру пустили. Надо было тогда главным Юру Зайцева ставить.
— Самому возглавить команду не хотелось при таких условиях?
— Нет. Готовил игроков класса до десятого, а после со спокойной совестью отпускал в Краснодар. Зайцеву было виднее, как их использовать.
— Не обидно было отдавать учеников?
— Нет. Отлично понимал, что в красноярских условиях для работы уровня выше среднего они не достигнут.
Как-то играли на Спартакиаде в Краснодаре. Зайцев сказал: вам все равно ничего не светит, отдай мне Диму Карлова. Без проблем, бери. Так и вышло, что он против нас играл. И прилично нам набросал.
Тренер команды из Горького предложил: отдай Атавина. Отпустил, тот через полгода начал первую лигу рвать — все за голову хватались.
— Первую лигу в России несколько лет назад возродили. На ваш взгляд, такой турнир, пока полулюбительский, нашему гандболу нужен?
— Это просто здорово! Но снова скажу о главной проблеме: жизненно необходимо строительство в стране гандбольных залов. Как решить проблему? Сложный вопрос.
Вот принимал Красноярск зимнюю Универсиаду. Понастроили к ней хоккейных коробок везде, где только можно. А они особым спросом не пользуются. Прими мы летние состязания — был бы шанс для гандбола.
— И студенческие соревнования гандболистов в советское время проводились регулярно и массово.
— И отличные были турниры, интересные! За кого только не играли: "Буревестник", "Урожай", "Спартак". Чемпионами становились, медали брали. Повышали мастерство, общались. И практики игровой хватало, что тоже важно.
— Итожим: гандбола в России должно быть много. Играют ведь и ветераны.
— У нас тоже есть ветеранская команда. Обмениваемся визитами с соседями из Новокузнецка.
— Вы тренируете красноярских ветеранов?
— Скажем так, задаю нужный вектор.