В советских вооруженных силах ручной мяч был популярен и даже престижен. Потом были годы забвения, несколько лет назад — попытки вернуть утраченное. И снова тишина. Чем живет армейский гандбол сегодня? Взгляд из Ярославля.
В 2018-м Санкт-Петербург принимал Спартакиаду вузов Министерства обороны Российской Федерации. Это был третий такой турнир после возрождения и последний на сегодня, если не считать кадетских соревнований, состоявшихся прошлой осенью в Ставрополе.
Главный приз в северной столице тогда завоевали воспитанники Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Разговор с наставником команды, старшим преподавателем кафедры физвоспитания вуза Евгением Игнашиным начали с воспоминаний о той победе.
Основательно забытое старое. В российской армии снова играют в гандбол
— За год до того там же, в Питере, стали вторыми. За победу боролись одиннадцать команд. И уровень турнира в целом, честно говоря, был слабоват, если не считать четверку фаворитов. Остальные приехали, скажем так, почитав правила.
Зато в 2018-м участники подошли к делу серьезно. Нашли тренеров, наиграли комбинации. Собрались двадцать шесть команд, которые бились в кровь.
Из своей подгруппы мы вышли первыми, в полуфинале с большим трудом обыграли парней из питерского Военного института физической культуры. В решающем матче встретились с другой хозяйской командой, воспитанниками Военной академии связи имени Буденного.
Финал получился достойный. Сужу не только по своим впечатлениям, были отзывы других специалистов. Нам пришлось нелегко, но все же победили с разницей в мяч — 21:20.
— Ваши парни до этого к гандболу отношения не имели?
— Игроки основного состава были выпускниками детских спортивных школ. Мне оставалось только сделать из них команду. Но были и такие, кто впервые увидел гандбольный мяч именно у нас.
Считаю, что главное — желание. И оно было: опытные ребята поделились знаниями с теми, кто раньше не был знаком с гандболом. Как видите, все получилось.
— Побеждать всегда приятно. Но что кафедра физвоспитания может дать будущим офицерам сверх того?
— Заниматься спортом полезно всегда, это улучшает физические и моральные характеристики. Если говорить именно о гандболе, то это игра контактная. В волейболе, например, соперника видишь только через сетку, а у нас — постоянная борьба.
В борьбе, как говорится, рождается боец. Именно их мы и воспитываем для наших вооруженных сил. Любой вид спорта имеет свои плюсы и минусы, но гандбол здесь, бесспорно, полезен.
— Не зря же в советское время его считали военно-прикладным видом спорта.
— Точно! Если оглянуться в прошлое, увидим, что советский гандбол зарождался как раз в армейской среде. К делу подходили со всей серьезностью, проводили много научной работы.
Гандбол полезен армии — это хороший аргумент в пользу того, чтобы возрождать его в вооруженных силах России. Развитие плечевого пояса, дыхание, полный контакт — все, что нужно бойцу.
— Вы и сами воспитывались таким образом?
— Играл, будучи курсантом Военного института физкультуры. Застал девяностые годы, после которых случился большой перерыв... Турнир в 2018-м стал показательным, кстати. Показали всем, что люди горят желанием возродить забытое — напомню, собрались двадцать шесть команд.
Сильные соревнования получились, интересные. Увы, пришлось вновь сделать перерыв, а здесь еще коронавирус ситуацию осложнил.
— Прошлой осенью эстафету пытались подхватить кадетские команды.
— Было такое. Видите ли, в армии все строго: командование планирует, мы выполняем. Поставили бы нам задачу провести турнир в новом году — уверяю вас, все подготовились бы наилучшим образом.
— Тренировки не прекращаете?
— Сейчас, разумеется, об этом речи нет. Но до введения режима самоизоляции занимались регулярно. Не только тренировались, кстати: каждую субботу играли с учениками детской спортивной школы.
К сожалению, не можем похвастаться стандартной гандбольной площадкой, так что в полном объеме наработки обкатываем на выездах.
— Играли ведь не только с молодежью. В 2017-м впервые провели товарищеский матч с ярославскими "Медведями", за которых выступают ветераны гандбола.
— Было такое. Хотели увлечь игрой как можно больше горожан. Не скажу, что был аншлаг, но люди пришли, зал заполнился! Было немало ветеранов ярославского гандбола.
Игру в нашем городе не забывают. Ежегодно проходят турниры: состязания памяти директора нашей гандбольной школы Владимира Колеко, чемпионат города. Приезжают команды из других городов — нижегородцы, представители Орловской области.
— Вы тоже участвуете в городских соревнованиях?
— В обязательном порядке! Более того, всегда финишируем на призовых местах. С "Медведями", ныне выступающими в первой лиге, бороться сложно — там серьезная команда, подтянулись спонсоры. Но медали берем.
— Военный вуз может обеспечить должную гандбольную подготовку? Такую, скажем, чтобы парни смогли показать себя в Суперлиге?
— Первым делом у нас все же "самолеты", "ну а девушки — потом". Понятно, что все заточено на подготовку будущих офицеров. Вот когда они приходят в действующие войска и начинают развивать гандбол среди подчиненных — это здорово.
Наши лейтенанты выпускаются в 24-25 лет. Понятно, что о спортивной карьере в этом возрасте говорить уже сложно. Хотя были случаи. Одного из наших победителей 2018-го приглашали играть в Москву, но он предпочел военную стезю.
— Были случаи, когда ваши выпускники развивали гандбол по месту назначения?
— Именно! Парни приходят и рассказывают солдатам, что есть такой вид спорта. Мол, давайте попробуем! Спортивно-массовые мероприятия никто не отменял, вот и занимаются с удовольствием. Было бы желание.
— Желание всегда воплощается в игровые навыки?
— Что-то не получается — подскажем. Парни ведь частенько прибегают: слышали, что есть такой вид спорта, возьмите и нас! Постепенно увлекаются, понимают тонкости. Становятся с мячом на "ты".
— Таких неофитов много?
— Скажем, из сотни человек трое всегда подойдут и спросят: можно к вам? Это немало, с учетом, что в России немногие знают про такой вид спорта. Печальная тенденция, хотя есть у нас олимпийские чемпионы, большие спортсмены.
И радует, что при наличии футбола-хоккея находятся те, кто приходит и говорит: хочу заниматься гандболом! Пускай трое придут, пятеро — уже хорошо.
Понятно, что есть проблемы с популяризацией. Раньше любой школьник и любой солдат знал, что такое гандбол.
— В чем главная проблема армейского гандбола сегодня? Отсутствие соревнований?
— Давайте разбираться. В армии есть определенный механизм. Назначен турнир — следовательно, училище должно приложить все усилия, чтобы качественно подготовить к нему команду.
Нет состязаний — командование начинает намекать: ребята, а зачем вам столько тренироваться? И нужен ли нам гандбол вообще?
Начальник кафедры устал объяснять: процесс прерывать нельзя! Только его усилиями сегодня и живем. Спасибо, отстоял.
Сыграла свою роль и победа в 2018 году. Никогда до того не побеждали, а здесь заняли достойное место на аллее славы.
— Получается, не будет турниров — гандбол в армии умрет?
— Да! Повторюсь, здесь мотивация простая: нет турниров — зачем нам команда, зачем вам инвентарь, на который надо тратиться?
А у нас задача — сохранить то, что наработано. Год назад соревнований не было, не было и нынче. Может, в следующем году состоятся?
К счастью, в Ярославле, как уже рассказал, проходят различные турниры. Так что точки приложения усилий есть. Чем их больше, тем интереснее.
Надеюсь, это интервью увидят большие начальники. Гандбол — интересный, динамичный вид спорта с тысячами поклонников. Хочется, чтобы он жил и занимались им миллионы. Ну и возвращения армейских турниров хочется.
— В ту же первую лигу можно заявиться…
— К сожалению, на российском уровне можем участвовать только в соревнованиях среди армейских команд.
— С коллегами из других городов контакты поддерживаете?
— По мере сил остаемся на связи. Общаемся с воронежцами, ребятами из Твери и Омска. Просятся в гости костромичи из академии радиационной, химической и биологической защиты.
— За гандбольными событиями и тенденциями следите?
— В обязательном порядке смотрим с парнями крупнейшие турниры. Обращаем внимание — нужно следить за игроками своих амплуа: что делают и как. Проводим разборы видео.
— Значит, и теории должное воздаете?
— Непременно. Не зря говорят, что практика без теории слепа.
— Парням это интересно? Играть хотят все, а вот думать головой...
— Учитывайте, что мои подопечные уже не в том возрасте, когда шашки наголо — и побежали. Они умеют думать и к игровым аспектам относятся с интересом. При разборе могут высказать мнение — как бы поступили в той или иной ситуации.
— Армейская дисциплина в работе помогает?
— Конечно. Тренеры "гражданских" команд порой завидуют. Поставили задачу вот здесь стоять, здесь прорываться — парни делают. Потому в армейских командах тренеру работать проще, это большой плюс. Даже голос повышать не приходится.
— Советское прошлое в беседах с учениками вспоминаете?
— Не хочу хвастать, но у нас на кафедре, силами ее начальника подполковника Виталия Борисова организован музей спортивных достижений. Не каждое училище может похвастать таким!
Фотографии прошлых лет, начиная с пятидесятых годов. Медали, грамоты, спортивный инвентарь. Деревянные лыжи с бамбуковыми палками, к примеру. Волейбольные мячи ручной работы.
Там проводим все торжественные мероприятия: праздновали победу нашей гандбольной сборной, отмечаем дни рождения игроков.
— Богатая история. И гандбольная тоже.
— В 1993-м команда нашего училища взяла золото на чемпионате России среди войск противовоздушной обороны. Поэтому свою историю знаем. Но слишком уж велик был перерыв.
— Принципиальные соперники — уже из дня сегодняшнего?
— В первую очередь это петербургская академия связи. Уже вспоминал 2017-й, когда стали вторыми, уступив питерцам в финале, и золото, взятое год спустя. Бились до последнего.
Фото: cska.ru.