Завершившийся в Испании планетарный турнир гандболистов не старше 21 года возвел на пьедестал французов, хорватов и египтян. И дал поводы поразмышлять о будущем игры.
Молодежный ЧМ-2019. Медальные аккорды в режиме доминирования
Пожалуй, спор о составе участников — процесс непрерывный. Кого ни пригласи в топ-компанию, все равно найдутся обиженные. В том числе и среди зрителей.
Зачастую решения ИГФ бьют прежде всего по привлекательности игры для публики. Работа ведомства Хассана Мустафы по привлечению больших стран в большой гандбол выглядит пока скорее нелепой, нежели эффективной.
Желание дать соревновательное право сборной США хотя бы на молодежном уровне было настолько сильным, что фактически под сборную этой страны была выгорожена целая зона отбора. Чтобы попасть на чемпионат мира, американской "молодежке" оказалось достаточно обогнать команды таких стран как Мексика, Канада и Гваделупа.
ИГФ подстраивается под конъюнктуру. Помните, как немцы в срочном порядке заменили представителей Австралии и Океании на взрослом ЧМ-2015 в Катаре? Тогда в мотивационной части решения мы узнали, что в далеком регионе недостает дееспособных национальных федераций. Сейчас ситуация изменилась? Вы что-то про это слышали?
Открыта еще одна лазейка на молодежный чемпионат — интерконтинентальный кубок развивающихся стран. В нем первенствовали косовары.
Стоит ли говорить, что в соревновательном плане ни сборная США, ни сборная Косова, ни тем более сборная Австралии не показали ровным счетом ничего и заняли три последних позиции в классификации?
Лишь в участии косоваров, рассуждая теоретически, можно усмотреть некие перспективы. В этой стране есть хотя бы регулярный чемпионат, и в целом ее интеграция в европейскую гандбольную семью идет хорошими темпами.
Европейские команды на чемпионате, кстати, оказались на привычной высоте. Все двенадцать сборных, за исключением упомянутых балканцев, без проблем преодолели предварительный раунд. После того, как в 2015 году Старый Свет был представлен в плей-офф всего десятью командами, произошло возвращение на былые позиции.
Справедливости ради заметим, что уровень бразильцев, тунисцев и особенно египтян ничем не ниже среднеевропейского. Поэтому говорить о выравнивании сил в мире все же стоит в приложении и к младшим возрастам. Правда, здесь есть своя специфика. Процесс идет неравномерно, и, если усреднять, молодежь за старшими собратьями не поспевает.
К сожалению, слова египетского тренера о том, что бронза означает возвращение африканской команды в список топ-сборных, пока не более чем бравада.
Да, команда выдала отличный турнир, сыграла намного сильнее, чем кто бы то ни было ожидал. Но это не значит, что эти же игроки через какое-то время будут бороться за призовые места в турнирах без ограничения возраста. Пока есть просто повод для оптимизма. Но оставаться реалистами не помешает.
В этом плане показательна реакция Кристиана Берге, который ничуть не расстроился восьмому месту норвежской "молодежки". Посыл рулевого национальной сборной Норвегии прост и понятен: есть и талантливые юниоры, которые в перспективе могут влиться в национальную команду, и понимание, как с ними работать дальше.
Вообще-то выступление любой команды можно оценивать по-разному. Формальное место в протоколе — показатель не всегда верный. Например, сборные Японии и Бахрейна не квалифицировались в плей-офф, но сражались за это довольно неплохо. Осталось впечатление, что этот опыт пригодится игрокам в недалеком будущем.
Также не стоит делать трагедий из относительных неудач испанцев, датчан, немцев и словенцев. Все четыре команды показали неплохой уровень, а в таких компонентах, как игра в защите и позиционное нападение, действовали не по годам зрело.
Вновь порадовали португальцы. Подопечные Рикарду Сантуша продемонстрировали, как при наличии в составе нескольких сформировавшихся талантливых игроков можно решать задачи любой сложности. Если бы не пришлось играть 9 матчей за 13 дней, быть бы этим парням на пьедестале. Пора задуматься о дополнительных днях отдыха и устроителям подобных турниров.
Наконец, финалисты — хорваты и французы. Они показали миру два разных, но в равной мере верных пути развития.
На Балканах делают ставку на массовость. Только в Загребе каждый возраст представлен десятками детских команд. В сверхвысокой конкуренции и внушительном охвате отбора выявляются и гранятся таланты.
Путь Франции — массовость на нижнем уровне, а затем интенсивная целенаправленная работа в многочисленных интернатах. Академии каждый год выпускают множество игроков, готовых или почти готовых к выступлению в одной из сильнейших лиг планеты. А лидеры молодежного французского гандбола уже либо выступают за топ-клубы, либо имеют с ними предварительные контракты.
Фото: ihf.info.