Юрий Зайцев: "Меня с площадки на носилках унесут"

27 сентября 2018

Один из главных российских гандбольных умельцев по работе с молодежью Юрий Зайцев воспитал девять олимпийских чемпионов. И отметил недавно 70-летие.

Несмотря на такой юбилейный возраст, он по-прежнему готовит гандболистов в краснодарском центре олимпийской подготовки и верит, что российский мужской гандбол вернет лидирующие позиции в мире.

— В подходах к воспитанию молодых игроков за минувшие три десятка лет что-то поменялось?

— Конечно. Многое. Раньше к нам приходили ребята, преданные гандболу беспредельно. Они очень хотели многого в нем достичь. На таком яростном желании поднялись в мастерстве многие. Причем некоторые были из числа перспективных уже исключены.

Сейчас ситуация совсем иная. Даже у нас в Краснодарском крае, который остается одним из главных центров развития гандбола в стране. Разница — в целеустремленности. Многие ребята примерно на рубеже девятого класса выбирают приоритетом учебу. Когда они видят перспективы вне спорта, уходят из него без раздумий.

Если же говорить о методиках, то сейчас крайне необходимо ускорить подготовку профессиональных спортсменов. Утрируя, скорость приготовления хорошего продукта, то есть крепких мастеров, намного выше, чем прежде.

— Не сказывается ли эта повышенная скорость на качестве?

— Необходимо выбирать такие методики, которые позволяют готовить игроков без снижения качества. От меня и в старые добрые времена требовалось укладываться в сравнительно короткие сроки. Речь о юношах 15-17 лет. Качественный рост мастерства был необходим им, чтобы карьера не прерывалась на службу в армии.

Хотя в СССР при наличии в войсках спортивных подразделений и большого числа армейских команд в разных видах спорта срочная служба мешала карьерам далеко не всегда. Яркие примеры — олимпийские чемпионы Дима Кузелев, Паша Сукосян. Они смогли раскрыться только благодаря поддержке гандбола в армии. В наше время с этим намного хуже. И в любом случае подготовку мастеров нужно вести и быстро, и качественно.

Павел Сукосян

— Тренеры Суперлиги, и не только они, жалуются на изъяны базовой подготовки у молодежи. Но при этом отмечают, что ребята из Краснодарского края от других сверстников выгодно отличаются. В чем секрет?

— Нет никакого секрета. Просто у нас в региональном ЦОПе собралась хорошая тренерская бригада: Александр Фролов, Юрий Дроботов и ваш покорный слуга. Квалификация тренеров и позволяет доводить спортсменов до высокого уровня. Крепкими тренерскими кадрами Кубань отличалась издавна. Я представитель первого поколения этой школы, Саша и Юра — следующего. Такая вот преемственность. Дай бог, чтобы так и продолжалось.

— Владимир Максимов призывает ради возрождения мужского гандбола в России применить по всей стране единую методику подготовки, ввести единые тесты мастерства в разных возрастах. Вы с ним согласны?

— Владимир Салманович — выдающийся специалист, с которым сложно спорить. А в данном случае и спорить незачем, поскольку это идеальная картина подготовки. Но ведь она нигде не складывается! Создать такую систему даже в отдельном регионе практически невозможно. Хотя в Краснодарском крае эта пирамида с определенными оговорками сейчас выстроена.

Генеральный директора СКИФа Олег Ходьков, надо отдать ему должное, решил сделать ставку на собственных воспитанников. На мой взгляд, он даже немного перегнул в этом палку, одного-двух варягов можно было и оставить. Но в целом жизнь доказывает, что Олег прав.

Так вот, система, за которую ратует Максимов, желательна, но практически неосуществима. Ведь любая команда, а особенно в Суперлиге, на кадры прожорлива. Здесь и травмы, и переходы в другие клубы, и многое другое. Латать состав в экстренных ситуациях удается только тогда, когда игроков основы подпирает сменщик, который хотя бы на 75-80 процентов отвечает требованиям своей позиции. И здесь мы снова возвращаемся к необходимости готовить таких парней быстро.

В свое время, когда тренировал СКИФ, я взял 16-летних Сашу Черноиванова и Андрея Ляшенко — парней с выдающимися физическими данными. В короткий срок они выросли в мастерстве и стали показывать достойную игру. Черноиванов — до сих пор.

Александр Черноиванов

По такой же системе ускоренной подготовки стараются работать в Волгограде. Дмитрий Бочарников, если не хватает собственных воспитанников, приглашает ребят из Краснодара и доводит до хорошего уровня. В теперешних условиях готовить игроков нужно любыми доступными способами. Конечно, всегда хочется, чтобы на площадке были универсалы, умеющие все. А если таких гандболистов вообще нет? Наш вид спорта сильно проседает, впору кричать "караул". Так что здесь не до единой методики. Нужно пополнять число кандидатов в клубные и сборные команды и делать это как можно быстрее.

— Многие ваши коллеги считают, что главный недостаток нынешней молодежи — неумение играть в защите. Потому что этому не учат в юном возрасте.

— Защита — вообще сложная наука. Ведь как ведется игра у детей и юношей? Кто больше забьет. Защита, как и все остальное, имеет определенные этапы обучения и опирается прежде всего на серьезную физическую подготовку. А дальше все нанизывается одно на другое. Не может быть такого, чтобы у формирующегося игрока не было одного, второго, третьего, а в команде мастеров все это внезапно появилось. Вкус и любовь к обороне у нас действительно не прививается. Но ведь и желание детворы выделиться за счет забитых голов тоже не подавишь. Это и является основной предпосылкой к тому, что защита недоработана.

— Дети же одинаковые везде: и во Франции, и в Норвегии, и в Германии. Но там уже в двадцать лет игроки умеют на площадке все.

— Здесь надо сказать об изъянах нашей школы гандбола. Защита требует подвижности. То есть максимум внимания надо уделять работе ног. Плюс серьезные силовые навыки. Когда я работал в УОРе замом по спортивной работе, то ввел практически единую систему микроциклов, в которых минимум две тренировки в неделю были общефизическими, включали работу с отягощениями. Это приносило результаты. Плюс были тренировки на развитие скорости, подвижности, выносливости. Микроциклы — основа основ в подготовке спортсменов высокого уровня. Всестороннее развитие дает, конечно, лучшие результаты.

Сейчас же в ЦОП приходят четырнадцатилетние цыплятки, у которых икроножные мышцы даже не просматриваются. С такими ногами уже и никой талант не спасет. Не говорю уже о специализированной подготовке, поскольку сейчас чистых защитников почти нет, все стараются идти по пути универсализации. Хотя одна замена по ходу игры нападающего на чистого защитника никогда не была во вред.

Я помогаю штабу сборной U-18, смотрю на ребят и вижу в этом плане определенные пробелы. Но их первичные навыки вполне нормальные, с ними можно работать.

— Есть, по-вашему, среди восемнадцатилетних потенциальные игроки главной сборной?

— Да. Но сказать, что они там валом, не могу. Хотя потенциал у команды U-18 намного выше, чем у ее предшественницы.

Левый полусредний Илья Белевцов уже в 18 лет основной игрок СКИФа. То же самое можно сказать про правого полусреднего Сергея Иванова. На позициях полусредних могут хорошо проявить себя Степан Шарко и Саша Коваленко из Питера. Илья Демин из Астрахани и Денис Корякин из Краснодара играют справа в основных составах своих команд.

Илья Белевцов

На месте линейного здорово выглядит Егор Новокрещенов, у него огромный потенциал. Лишь бы только в основную обойму в Чехове попал. Неплохие и левые края. Проблемным выглядело место разыгрывающего, но в Волгограде зажглась юная звездочка — Данила Иванов. Очень хороший парень, у которого все задатки заиграть в первой сборной.

Потенциально сильных ребят достаточно. Они в свои восемнадцать делают то, чего не делают двадцатилетние. Просто с ними нужно хорошо работать.

— Эти ребята с потенциалом не пробились на чемпионат мира...

— Не пробились. Но на этой команде надо теперь сконцентрироваться, уделить ей особое внимание. Там хватает "игровитых" парней, которые могут побороться за место в национальной сборной. Хотя могу и ошибаться.

— А чего не хватило для более успешного выступления молодежной сборной Степана Сидорчука?

— Думаю, большое значение имел вопрос комплектования. Не знаю, каким образом не попал в состав очень быстрый и техничный Сергей Марк Косоротов. Считаю его незаурядным игроком, отсутствие которого сильно сказалось на результате. Не исключаю, что причиной стало нездоровье — ведь у него действительно были проблемы со спиной. Как бы там ни было, его не хватало.

Возьмем заднюю линию "молодежки". Это парни 1998 года рождения! В таком возрасте в клубах они должны быть если не основными, так подпирающими, как я это называю. То есть должны проводить на площадке как минимум половину тайма. А кто из сборной Сидорчука в своих командах так играл? Никто, кроме Виктора Долинина из челябинского "Динамо" во втором дивизионе. Но после выступления в таких соревнованиях сложно перенести навыки на игру за "молодежку". Короче, уровень подготовки ее игроков оказался ниже требований чемпионата Европы.

Виктор Долинин

То есть в нашем внутреннем чемпионате необходимой обкатки они не прошли. И не могли пройти, потому что не играли. Чтобы клубные тренеры ставили их в состав, они должны приносить в игре больше плюсов, чем минусов. Раз их не ставят, значит, плюсы не настолько ощутимы, чтобы рисковать результатом. А слово "результат" душит у нас любого тренера. На него заточено все.

— То есть из этого состава молодежки вы не видите никого, кто смог бы заиграть в первой команде?

— Некоторых вижу. Это прежде всего Владислав Коршунов, но он игрок передней линии, линейный. Сергей Николаенков, но это левый крайний. Вратарь Максим Попов, который пропустил чемпионат Европы из-за травмы. Вот и все, пожалуй. Прискорбно мало для этой генерации. Недостает хороших игроков, которые управляют игрой. Таких, кто мог бы оказаться в первой сборной, просто нет. Разве что Косоротов.

— Сейчас про наш мужской гандбол можно услышать, что он скорее мертв, чем жив...

— Стою на позиции, что надо работать, а не жаловаться и причитать. Меня, думаю, с площадки на носилках вынесут. Нам нужно сосредоточиться на подготовке игроков, сейчас их явно недостаточно. У нас стало меньше опорных гандбольных центров, это не времена СССР. Значит, в оставшихся центрах нужно работать еще больше.

А то ведь получается, что иногда и на матчи Суперлиги смотришь с отвращением. Откуда они взяли гандболистов? Кто их учил? Ходят по площадке, разговаривают, мячиком перекидываются. В современном гандболе ценится скорость, а у нас на скорости играют единицы.

Понимаю, что подготовка игрока уровня сборной — величайший тренерский труд. Но для того ведь и работаем. Будем работать — будет и гандбол жить.

— В подготовку игроков нужно вкладывать средства. А тренеры, скажем, получают копейки. И, как вы сказали, в той системе, которая есть, над всем главенствует результат.

— Именно. На него в нашем спорте нацеливают все стимулы. А главным должно стать воспитание спортсменов. Какая разница, как выступила команда в своем возрасте в первенстве России, если потом из нее в главный клуб региона берут сразу троих-четверых? Вот это и есть настоящий результат! Я по этому поводу частенько вступаю в конфликты с краснодарскими чиновниками. Пока не будет хоть немного смещена система оценок тренерского труда, будет сложно.

И все же, считаю, у нашего мужского гандбола есть перспективы. Главное — не отметать хотя бы то, что достигнуто. А то вот недавний пример. Наша команда по пляжному гандболу отобралась на Юношескую Олимпиаду в Аргентину, но ее туда не отправили. Так нельзя. Ведь через ту же "пляжку" мы готовили своих юношей. А на них махнули рукой...

Турниры: Юноши
Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»