Андрей Крайнов о минском СКА: "Нам играть — что медведю бороться"

17:08, 29 мая 2019

Он возглавил клуб в середине сезона. А на его финише минский СКА взял национальный трофей — Кубок Беларуси. Первый после паузы в семь лет — и это делает событие сенсацией.

Бразды правления армейским клубом Андрей Крайнов принял у прежнего его руководителя Павла Галкина. Этот карьерный шаг был не прыжком в неизвестность, а хорошим примером преемственности — ведь прежде Крайнов более семи лет проработал в связке с Галкиным на посту спортивного директора гандбольного СКА. В армейский клуб он пришел в 2011 году — вскоре после завершения яркой вратарской карьеры в БГК имени Мешкова и сборной Беларуси.

— Выигрыш Кубка с победой в финале над чемпионами из Бреста спас ваш сезон. Согласитесь с таким утверждением?

— Возможно, со стороны это и выглядело как спасение. У сезона была неудачная завязка. Мы проиграли "Порту" в Кубке ЕГФ и не добрались даже до последнего раунда квалификации. В чемпионате страны дела тоже складывались неважно. Не было успешным выступление в Балтийской лиге. Конечно, с выигрышем Кубка картина заметно изменилась к лучшему.

На протяжении нескольких сезонов у нас случались хорошие игры, но не было титулов. Поэтому нас сейчас поздравляют. Многие, в отличие от вас, теперь воспринимают этот сезон как движение вперед.

Для меня же взятый трофей — справедливая оценка большой работы, которую вопреки неудачам сделали в этом сезоне игроки и тренеры. Мы оправдали надежды учредителей.

— Кто они?

— Это минский горисполком, которому мы благодарны за финансовую поддержку клуба и который поддерживает взятый нами курс.

— Расскажите об этом курсе.

— В спорте никто не отменит главную цель — победы. Нам ставят задачи бороться не только за Кубок страны, но и за чемпионство. От нас ждут заметных результатов в еврокубках. И в этом сезоне сделано немало, чтобы наша команда сильнее сыграла в следующем.

— В разгар сезона и на фоне упомянутых неудач в клубе сменился руководитель. Полномочия первого лица давали вам право что-то поменять радикально...

— Мы работали по тем планам, которые наметили и утвердили в начале сезона с Павлом Галкиным. Оперативные коррективы вносились только в кадровую политику. Имею в виду решение расстаться с Алексеем Хадкевичем и Глебом Гарбузом. Приняли его совместно с главным тренером Игорем Папругой. Эти игроки не вполне соответствовали критериям, из которых мы исходили, намечая состав на будущее.

Ничего больше мы не меняли: ни подходы к учебно-тренировочному процессу, ни состав тренерского штаба. Все работало. Нужны были только время и терпение. Потому что, сказать по правде, осенний отзыв из аренды в Запорожье Влада Донцова и серьезная травма Артура Рудя отбросили нас месяца на три-четыре назад.

— Но именно поэтому спешный отказ от еще двух неплохих гандболистов выглядел ходом парадоксальным.

— Я и сам тогда задумывался, насколько правильным было расставание с Хадкевичем — в обороне Леша играл лучше многих. Конечно, мы рисковали и добавляли себе проблем. Наверное, оставайся в команде Хадкевич и Гарбуз, мы не отдали бы очки гродненскому "Кронону".

Но в итоге получилось, что мы пожертвовали результатами нескольких игр, чтобы ближе к концу сезона другими глазами взглянуть на молодежь, которая получала пропуск в состав.

У нас точно не было бы сегодня такого Юлиана Гирика — вполне самодостаточного игрока, добывающего за матч пять-шесть голов только на персональный счет.

Нам важно было в проекции на следующий сезон увидеть Диму Никуленкова в связках с теми же Гириком и Рудем, вернувшимся в строй. На место Донцова, кстати, взяли Богдана Черкащенко. Но поначалу он был в такой форме, которая позволяла говорить разве что о большой перспективе. К концу сезона ожил, стал радовать голами и он.

Выигранный титул тоже намекает на правильность наших действий. Я же играл в Бресте. И знаю, что на каждый матч против СКА мешковцы выходят с полной выкладкой и предельным настроем. Потерять титул на внутренней арене для них — сродни катастрофе. Но мы смогли ее устроить.

— Что, по-вашему, предопределило такой исход финала?

— Можно все свести к психологии, эмоциям, везению. Но я скажу о другом.

В середине сезона мы поняли, что топчемся на месте в смысле развития. Вскоре после поражения в Гродно и невыразительного финиша в Балтийской лиге мы основательно пересмотрели подходы к подготовке. Были увеличены тренировочные объемы. Можно сказать, мы полтора месяца целенаправленно подводили команду к кубковому "финалу четырех".

— И к пику формы?

— Думаю, процентов девяносто возможностей СКА в финале выдал. Таких приличных игр за сезон у нас было всего пять-шесть: против "Порту" в Кубке ЕГФ (но там соперник просто оказался выше классом), несколько встреч с БГК. Но мы уже знали, что при правильном подведении к определенным матчам СКА способен сыграть на довольно высоком уровне.

В мотивации на Кубок помог еще и неудачный финиш в Балтийской лиге. Играли против брестчан с предельной самоотдачей. И запас по игре был таким, что победить не помешали даже просчеты тренеров и игроков в концовке.

— Летом вы связывали большие ожидания с приходом в команду Дмитрия Никуленкова. Он их оправдал?

— Вот иногда скажешь об игроке громкие слова, и он вдруг под тяжестью похвал перестает играть. Диме это точно не грозит. Весь сезон он тренировался и играл наравне с молодыми, не требовал для себя никаких исключений и порой партнеров в пахоте даже превосходил.

Признаюсь, я им восхищен. Никуля не успокоился, не стал размеренно доигрывать свой гандбольный век. Он отработал контракт максимально ответственно. У нас стало лучше с игровой дисциплиной — как бы тренер ни выстраивал тактику, нужен и лидер-дирижер на площадке. Кроме того, он отличный капитан: было спокойно в раздевалке, туда правильно и толково доносились все наши решения и пожелания.

— Помнится, по окончании сезона вы намеревались переводить Дмитрия в тренерский статус.

— Да, мы допускали, что возраст и здоровье помешают ему работать в полном объеме. Изначально на опыт Никуленкова мы делали ставку в расчете на еврокубковые поединки. Но сезон перевернул представления о его возможностях. Мы практически договорились о контакте с Димой как с игроком еще на год.

Дмитрий Никуленков

— Тем более что ветеранскую подмогу ему составит переходящий из Бреста Денис Рутенко.

— Нам этого очень хочется. Никита Вайлупов на правом фланге мог сыграть очень сильно. Но в важные моменты часто проявлялась его психологическая неустойчивость. Поэтому, как только узнали о переговорах Вайлупова с брестчанами (а их почему-то долго держали в тайне), сразу подумали, что будет здорово пригласить на его позицию именно Рутенко-младшего.

В ближайшее время мы покажем медикам его колено. И если там после операции все хорошо, подпишем контракт. Вернуть Денису прежние кондиции мы точно сумеем. У нас есть для этого и специалист по реабилитации Оксана Мороз, и тренер по физподготовке Вадим Сашурин.

— Уход Вайлупова вас сильно огорчил?

— Не сильно. Это жизнь. Человек выбирает, где ему комфортнее и где он сможет больше заработать. Корить себя за его уход мы точно не станем. Потери Артема Королька или Влада Кулеша огорчили нас куда больше. Они уходили сформировавшимися мастерами очень высокого, по меркам нашего клуба, уровня.

— Именно под влиянием тех расставаний вы заговорили о желании на несколько сезонов закрыть двери, чтобы пресечь уход хороших игроков и собрать, наконец, в СКА состав, способный на большие дела. И как? Удается?

— Этой весной было много предложений от разных клубов по переходу Славы Бохана. Но мы договорились с ним, что пока работаем вместе. Подкрепили позицию линейного, продлив контракт с Лешей Ушалом. Миша Жила уходит, потому что держать в линии трех зрелых игроков большого смысла нет. Лучше подтянуть сюда третьим Глеба Леухина, который моложе.

Такой же принцип подбора на позиции правого полусреднего. Там есть Черкащенко и Коля Алехин. В придачу к ним — девятнадцатилетний Матвей Удовеня. Тоже комплект.

— А давайте пройдемся с такой ревизией по всем позициям.

— Правый край — Денис Рутенко плюс Саша Сотник. В розыгрыше есть Никуленков и Гирик. На месте левого полусреднего оставляем Диму Камышика — должен окрепнуть Артур Рудь, возмужать — Дима Хмельков. На левом фланге еще сезон проведет Ваня Бровко — ветеран подстрахует Влада Кривенко. Ну и с вратарями все у нас хорошо: Леша Кишов, Ваня Мороз и перспективный Егор Стасюк на подхвате.

Надеемся, что в нашу систему хорошим подспорьем встроится команда, которую создают при университете физкультуры. Мы будем с ней в тесных партнерских отношениях. Надеюсь, ее сразу допустят к участию в чемпионате страны в сильнейшей группе. Готовы будем поделиться с нею игроками ближайшего резерва. Они пройдут там полезную обкатку.

— Хорошо. И до каких турнирных высот продвинет СКА такая стратегия с упором на белорусские кадры?

— Ну, в принципе могу сейчас залиться соловьем и заявить, что мы видим целью победу в Лиге чемпионов. Но не стану.

Знаете, в чем принципиальное отличие нашего клуба от брестского? Там во главу угла ставится сиюминутный результат. Отсюда и политика: каждое лето перелопачивается состав с целью набрать игроков, которые поднимут клуб на уровень результатов выше прежнего.

Вот поработал в БГК знаменитый испанский тренер, говорили, что под него из Европы свезен классный состав. Через полсезона тренера убирают, а он на прощание успевает нажаловаться, что у него после плохой селекции были слабые гандболисты.

Как должен ответить на ваш вопрос я? Скажу, что и без СКА наш гандбол в развитии не остановится. Но ту функцию, которую мы исполняем в нем сейчас, не дублирует никто больше. Мы доводим одаренных белорусских игроков до уровня сборной и приглашения их в команды ведущих зарубежных лиг.

Да, у нас бывают ошибки в селекции, есть и будет немалый отсев. Но именно в таком отсеве были отобраны для дальнейшего развития в СКА Королек, Кулеш, Гайдученко, Подшивалов.

Что такая политика приведет нас в Кельн, я не скажу. Но что мы будем и дальше серьезно спорить за титулы с БГК, в том числе в чемпионате страны, обещать могу. В том, что будем пробиваться в групповой раунд Кубка ЕГФ и из него дальше, тоже нет сомнений.

Будем и пополняться питомцами нашей молодой школы, и приглашать воспитанников других белорусских гандбольных центров. У нас нет бюджета для приглашения звезд. Но, скажем, об укреплении Сергеем Шиловичем думаем.

В Бресте, насколько знаю, контракт с ним не продлевают. И мы говорим: "Готовы подставить тебе плечо. Но, естественно, не на тех условиях, которые ты рассчитывал иметь в БГК". Придет — будем искать деньги на контракт. Ведь Сергей еще не один сезон будет полезен сборной — ему просто нужно вернуть форму.

— Вы по-прежнему хотите в СЕХА-лигу?

— Мы неоднократно отправляли заявочные письма в ее директорат. Оттуда приходят ответы с дипломатичным отказом. Разговаривал на эту тему с Александром Анатольевичем Мешковым. Он меня выслушал, но ни к какому решению мы не пришли.

Да, мы сыграли бы в СЕХА-лиге с радостью. Нам играть — что медведю бороться. В таком турнире гораздо быстрее росли бы и наши игроки, и наши тренеры. Но, возможно, именно по этой причине нас туда и не берут? А биться лбом в закрытую дверь бессмысленно.

— Вы ведь никогда не играли за СКА. А в Бресте провели лучшие годы жизни как спортсмен. Каково вам сейчас в роли правоверного антагониста БГК? Душа не раздваивается?

— Я по-прежнему люблю Брест. Мне нравится, как играет брестская команда. Но, конечно, сейчас хочу ее побеждать с легендарным армейским клубом. Я должен делать все для его благополучия и успешности. Поэтому, если даже моя душа войдет в противоречие с интересами работы, предпочту работу. Даже не сомневайтесь.

Фото: пресс-служба СКА.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»