Амброс Мартин: "Если совмещать посты, то исключительно работая в одной стране"

9 августа 2019

Разгулявшаяся стихия не помешала ему впервые прибыть в Москву в статусе тренера женской сборной России. Испанец был представлен публике в стенах ФГР и уделил время БЦ.

— В апреле вы распрощались со сборной Румынии. Уже тогда предполагали, что можете возглавить российскую команду?

— Сразу скажу: мой уход из сборной Румынии и новый вызов в виде сборной России — две никак не связанные между собой истории. В румынской прессе одно время спекулировали на эту тему, но, уверяю вас, для этого нет никаких оснований. Соглашаясь на работу со сборной Румынии осенью 2016 года, я преследовал свою давнюю цель — руководить командой на Олимпийских играх. Однако в определенный момент почувствовал, что мы не продвигаемся вперед и команда не становится сильнее.

Я был в сборной почти три года, прошел с ней три больших турнира, до Олимпиады в Токио — она была главной целью и для меня, и для федерации — оставался еще год, и я осознал, что не смогу дать румынской команде больше. Я честно сказал это президенту федерации еще в январе по горячим следам чемпионата Европы во Франции. Сборной необходим человек, который постоянно находится на месте, может работать в ежедневном контакте с подопечными. Мне этого не хватало, поэтому я принял решение прервать отношения с румынской федерацией.

— Взгляд со стороны: казалось, что к тому же вы находились под постоянным давлением со стороны румынских коллег и СМИ.

— Не стал бы называть это давлением. Постоянно звучал мотив, что тренер должен жить в стране, с командой которой трудится. Меня это не очень волновало, потому что поначалу с такой постановкой вопроса не был согласен. Но за время работы в Румынии пришел к выводу, что все-таки необходимо постоянно находиться рядом с командой. И если совмещать посты, то исключительно работая в одной стране.

— Как считаете, попадут ли румынки на Олимпиаду?

— Искренне им этого желаю. Мы прошли вместе немалый путь, заложили основы игры. Оставаться в "Ростов-Доне" и по-прежнему работать со сборной было бы крайне тяжело. Поэтому желаю румынской команде под руководством нового старого тренера Томаса Рюде сделать маленькие, но крайне важные шаги, чтобы приобрести умение побеждать в ключевые моменты решающих матчей.

— Когда вам предложили пост главного тренера российской сборной?

— Это случилось совсем недавно. Открыто говорю вам, что желал мистеру Трефилову вернуться к полноценной работе после сложной операции. Все мы простые смертные, и нет ничего важнее здоровья. Всегда испытывал максимальное уважение к достижениям Трефилова и очень хотел, чтобы он, как прежде, работал на своем посту. Но, очевидно, состояние здоровья все-таки не позволяет ему быть в прежней форме.

Безусловно, для меня большая гордость, что мне предложили столь масштабную и ответственную работу. Глобальная задача стоит архисложная — повторить успех команды Трефилова на Играх-2016. Превзойти это достижение невозможно, поэтому надо стремиться повторить.

С Евгением Трефиловым и президентом ФГР Сергеем Шишкаревым

— Были сомнения, стоит ли браться за новое дело?

— Никаких сомнений. Я закрыл все дела с румынской федерацией и мог спокойно договариваться с российской стороной. Неудобно было перед семьей, потому что мы успели сверстать совместные планы на отдых в ноябре-декабре. Сыновья, конечно, расстроились, но они прекрасно знают, что для их отца олимпийские Игры остаются заветной мечтой.

— Вам пришлось пообещать что-то мальчишкам на Рождество?

— Я заверил их, что сборная России обязательно попадет на Олимпиаду, и у них будет возможность летом посетить замечательную страну Японию и поболеть за отца.

— Теперь во главе сборной России ваша мечта, наверное, подкорректируется: не просто поучаствовать, а выиграть Олимпийские игры?

— Прежде всего нужно квалифицироваться на Игры в Токио. Никто не подарит нам путевку просто так. Россия — олимпийский чемпион в женском гандболе. Но не стоит забывать, что олимпийский цикл составляют четыре года, а это очень длинная дистанция. Многие национальные сборные сильно улучшили свою игру. Достаточно вспомнить, что финалистки Рио-2016 француженки за последние два года выиграли все, что только можно. И Франция — пока единственная команда из Европы, имеющая олимпийскую лицензию.

Сейчас моя задача — максимально хорошо узнать игроков сборной не из "Ростов-Дона", потому что ростовских-то я изучил вполне. Игрокам необходимо узнать меня. Мы должны постараться добиться квалификации на Олимпиаду уже через чемпионат мира в Японии. Пока я буду следовать плану подготовки, который уже сверстан в федерации. Мне нужно найти максимально тесный контакт с помощниками.

— Совмещение постов — всегда риск. Вы уверены, что вас хватит? Имеются в виду не столько физические силы, сколько творческий потенциал.

— Вся моя энергия идет от сердца. Я знаю, чего хочу добиться. Тренерское ремесло — это вся моя жизнь. Я полностью поглощен им. Готовлю себя и свою команду к тому, чтобы постоянно добиваться побед. Понятно, что также стремятся к успеху и наши конкуренты. Но именно сердечная сила и мощь дают возможность преодолеть творческие и моральные сомнения.

— В новом сезоне вам предстоит вывести и себя, и команды на пик формы дважды в течение трех месяцев — к маю, а затем к июлю. Такое возможно в принципе?

— Ха, нельзя концентрироваться лишь на концовке сезона, потому что, если сфокусируешься только на подготовке к маю, то до него в Лиге чемпионов можешь и не добраться. По итогам прошлого сезона и предыдущих лет в "Дьере" у меня накопился изрядный опыт. Команду нужно оберегать от чрезмерной усталости, моральной и физической. Необходимо дозировать нагрузки для игроков в различных турнирах, потому что ведущие гандболистки имеют много соревновательной практики.

К тому же предолимпийский сезон — всегда особенный. Уже сейчас, летом, у нас в "Ростов-Доне" закладывается база физической готовности на этот длинный отрезок, что крайне важно. Моя задача состоит в том, чтобы игроки прошли сезон ровно — без явных пиков и провалов. Порядка 9-10 гандболисток из Ростова должны попадать в национальную команду, поэтому нынешняя внутриклубная работа будет крайне значима и для сборной.

Еще очень важно, чтобы был принят выверенный, ритмичный календарь, который также позволит грамотно распределить нагрузки между игроками по сезону. Например, в марте предусмотрена трехнедельная международная пауза на олимпийскую квалификацию и отборочные матчи чемпионата Европы-2020.

— Евгений Трефилов всегда ратовал за более продолжительные сборы национальной команды. В частности, в интересах сборной в предстоящем сезоне будет меньше игр у команд Суперлиги. Как относитесь к этой практике?

— Уверен, что у сборной в любом случае будет достаточно времени на подготовку к Олимпиаде. Что касается системы проведения чемпионата, то я сторонник "гладкого" турнира в два или несколько кругов, потому что плей-офф всегда коварен. Сильнейшая команда регулярного чемпионата может по разным причинам быть не в лучшей форме в конце сезона и проиграть более слабому сопернику. Таким образом, могут нивелироваться все усилия, приложенные по ходу сезона.

— Если определенные обстоятельства заставят расставить тренерские приоритеты, какая из сфер ответственности будет для вас важнее — в клубе или в сборной?

— Есть время для клуба, и есть время для сборной. Это ясно как божий день. И в этом плане ничего не поменяется. Игроки будут под моим контролем в клубе и сборной, и моя задача — не перегрузить их, по возможности избавить от травм. В более общем смысле — сделать все возможное для максимально комфортной подготовки гандболисток. Мы должны видеть в девушках не только спортсменок, но и личностей.

— Ростовский клуб заранее объявил о продлении контракта с вами на сезон-2019/20. На какой срок вы подпишете соглашение с ФГР?

— Я люблю жить настоящим и ценить момент. Первое, что я должен сделать вместе со сборной, — отобраться на Олимпиаду. Если это случится, не составит труда продлить отношения. Так что я не заглядываю далеко вперед. Сейчас речь идет только о ближайшем годе сотрудничества.

— Как отреагировала супруга Люсия, когда вы объявили ей, что договорились о работе со сборной России?

— По большому счету, никаких слов не было. Только вздохи.

— А сыновья?

— Сильно выступил младший — Лукас. Ему восемь лет. Он сказал, что счастлив от того, что папа может осуществить свою олимпийскую мечту.

Фото: пресс-служба ФГР, tass.ru, timeoutmag.com.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»