Александр Шкуринский. Между "миром" и землей

1 февраля 2019

В составе сборной России на январском чемпионате мира он предстал ярким универсалом. А теперь готовится к продолжению лигочемпионской кампании в рядах чемпиона Беларуси.

Добротная игра Александра Шкуринского на площадках Германии стала откровением для многих российских болельщиков, но ничуть не удивила поклонников брестского клуба имени Мешкова. Они еще по итогам минувшего сезона — дебютного для уроженца Кубани в Беларуси — признали его лучшим игроком команды.

— Саша, принято считать, что события такого масштаба, как чемпионат мира, не проходят в карьере спортсмена бесследно. О каких следах этого топ-турнира можно говорить применительно к тебе?

— Естественно, это полученный опыт. Причем разнообразный: и от поражений, и от побед, и вообще от работы в сборной России. Ясно, что отпечаток на все наложил неудачный результат. Четырнадцатое место — не то, за чем мы ехали. Решить задачу выхода в олимпийскую квалификацию не удалось. Конечно, и в этом есть поучительные нюансы. Но пора уже переломить эту тенденцию неудачных выступлений. Вроде бы уже были к этому близко-близко. Но никак не получается.

— Игра на таком уровне все равно должна менять самоощущение, помогать обрести уверенность.

— Наверное, это тоже зависит от итога. В моем случае не сказать, что вернулся в клуб окрыленным. Все-таки преобладали иные эмоции. Негативные. Мы проиграли в Германии последний матч сборной Катара. Не выполнили общую задачу. Накопилась усталость. Вместе это могло помешать быстрому переключению на клубную работу. Но мне дали пару дней отдыха. И сейчас все уже хорошо.

— Ты говоришь о плохом результате сборной. Значит, в чем-то вы прокололись. В чем?

— Думал об этом, обсуждали с ребятами. Роковой для нас можно назвать игру против бразильцев. Накануне мы слишком много сил и эмоций отдали во встрече с немцами. При этом, отправляясь на чемпионат, отдавали себе отчет в том, что в группе надо обязательно побеждать сборные Сербии, Кореи и Бразилии. И если все пойдет нормально, пытаться отобрать очки и у фаворитов — сборных Германии и Франции.

Сейчас уверен: если нам поменять местами в календаре игры против команд Германии и Бразилии, мы южноамериканцев обыграли бы, а потом и немцам дали бы бой. А так ко второму матчу, проходившему на следующий день, не удалось вернуть эмоции. Да и бразильцы оказались сильной командой: они обыграли еще и хорватов, сербов, исландцев. Наверное, мы все же недооценили опасности календарной близости тех двух матчей.

— При всех турнирных огорчениях твоя роль в сборной на чемпионате оказалась очень значимой. Ты вообще ожидал такого груза?

— В начале подготовительного сбора Эдуард Александрович Кокшаров с каждым из нас поговорил о том, что турнир предстоит долгий и тяжелый. И что каждый должен будет отработать свое в условиях предполагавшейся ротации. Но на деле игры получились удачными не у всех. Кроме того, были травмы, и в результате мы отправились на чемпионат с одним левшой в задней линии — Димой Киселевым, с одним номинальным разыгрывающим — Димой Житниковым. Я, конечно, понимал, что наверняка придется сыграть и на этих позициях, не совсем мне привычных. И был к этому морально и физически готов. А как получилось, судить не мне.

— Кстати, у тебя уже был опыт игры на позиции полусреднего-левши?

— Да. Целый сезон в Краснодаре. Тогда в СКИФе на месте левого полусреднего был Сергей Жедик, в розыгрыше — Игорь Карлов, ну а я — действовал как правый полусредний. Причем неплохо получалось, и потом пришлось уже заново привыкать к профильной позиции слева от центра.

— В Германии освежил те давние навыки — и в бой?

— Ну да. Но все равно это уже непривычное место. Ведь на сборе целенаправленной подготовки c моим выходом на этой позиции мы не вели, необходимость в этом возникла уже по ходу чемпионата. Куда удобнее было подменять Житникова в центре.

— Чемпионат оставил поводы для упреков себе?

— При таком результате команды? Конечно.

— Конкретизируешь?

— По-прежнему необходимо подтягивать игру в защите. Эдуард Александрович говорит об этом постоянно. И не мне одному. Большие матчи и турниры выигрываются сегодня прежде всего в обороне. В нападении сыграл, конечно, лучше. Старался выполнять все, что от меня требовали. Но можно было играть увереннее и полезнее.

— Чемпионат сделал тебя сильнее как игрока?

— Конечно. К примеру, закрепляя навыки действий на непрофильных позициях, ты становишься полезнее для команды. Это большой опыт "в плюс". А вообще еще с начала сезона меня неплохо подтянул в мастерстве клубный рулевой Маноло Каденас. Он сразу заявил, что у него я буду играть и в обороне. И много работал со мной и другими ребятами индивидуально, оставляя в зале после общих тренировок. Небольшой прогресс в моей игре есть и благодаря этому.

— Самые яркие для тебя впечатления от чемпионата?

— Пожалуй, наши игры против французов и немцев. Все-таки это сильные соперники. Два года назад на чемпионате мира во Франции мы проиграли хозяевам без шансов — больше десятка мячей. А сейчас убедились, что с командами такого класса можем играть практически на равных.

Впечатлил и уровень организации чемпионата. Идеальная подготовка площадок. Отличные условия в гостинице и питание.

Еще приятно вспоминать, как много людей адресовали нам слова поддержки и верили в нас.

— Игроки сборной разъехалась по клубам в минорном настроении?

— Скорее, все были на нейтральной волне, с нормальным рабочим настроем. На прощание тренер каждому дал рекомендации: над чем надо поработать до следующей встречи в апреле. Все-таки у нас остались шансы попасть на Олимпиаду. И реализовать их мы можем только совместными стараниями всей команды.

— Ты уже изучил премудрости возможного попадания на Игры через чемпионат Европы?

— Да. Прочитал пояснения на этот счет у вас на сайте.

— И как оцениваешь оставшиеся шансы?

— Все реально. Повторюсь, у нас в Германии были хорошие игры с серьезными соперниками. А если изучить список возможных претендентов на попадание в олимпийский отбор, то понимаешь, что обыграть мы можем каждого. Надо только, чтобы все были здоровы и в хорошей физической форме. Но должно же в этом смысле все когда-то и для нас сложиться удачно! Надеюсь, мы успешно пройдем отбор на предстоящий чемпионат Европы. И к финальному турниру через год будем в порядке.

— Чемпионат мира и Лига чемпионов. Где гандбол круче?

— Ха, в каждом турнире он крут по-своему. Просто команды собраны по разным принципам. В клубах игроков подбирает тренер. В сборных играют только соотечественники. В командах разные ментальные обстановки. Ну и сроки турниров совершенно разные.

— А качество гандбола?

— Думаю, оно сопоставимо. Все-таки играют в основном одни и те же гандболисты. Просто по командам они распределены по-разному. А в принципе в обоих турнирах бывают матчи важные и трудные и чуть проще — против аутсайдеров.

В чем почувствовал существенную разницу, так это судейство. На чемпионате мира арбитры были намного строже к проявлениям грубости. Даже интересно, как они поведут себя теперь в Лиге чемпионов, получит ли эта тенденция продолжение. Как понимаю, ставится цель предотвратить травмы у игроков. Но парадокс в том, что на чемпионате мира их все равно случилось слишком много.

— Что нового привнес в твое гандбольное мировоззрение за полсезона в клубе Маноло Каденас?

— Повторюсь: он укрепил веру в то, что я могу играть в защите, и уделил этому много внимания. У нас в целом изменились тренировки. Они сейчас очень интенсивные, без пауз и простоев. Мы постоянно в движении.

Изменилась тактика игры. Она базируется на индивидуальных действиях, но тесно увязана с коллективной работой.

Еще мы смотрим много видео. До прихода в Брест вообще не относился к этому всерьез. А сейчас понимаю, сколько такая работа приносит плюсов, как можно досконально разобрать соперника, чтобы это принесло пользу в игре.

— Осенью в Лиге чемпионов БГК провалил много вторых таймов. У тебя есть объяснение этой болезни?

— Тогда думал об этом много. Но объяснения не было. Сейчас те события остались в прошлом. Я о них в принципе и не вспоминал. Не стоило сейчас об этом спрашивать…

— Хорошо. Тогда взвесим ваши шансы в споре за место в плей-офф с "Монпелье" и "Кристианстадом".

— Здесь просто. Чтобы все сложилось совсем спокойно, нам надо выиграть у обоих этих соперников. Конечно, очень многое зависит от ближайшей игры во Франции. Но о ней будем думать только после субботнего приезда к нам минского СКА.

— Как тебе дался этот соревновательный перепад: с чемпионата мира — к первенству Беларуси?

— Даже если не принимать во внимание слабости соперников, сложно перестраиваться. Чемпионат мира — тяжелый турнир. Подготовка и выезд туда забрали много времени. Кое-что из клубных наработок стало даже забываться. Но уже влился в команду, настроился на другую работу.

— Матчи против СКА тебе, как правило, особенно удаются...

— Все почему-то об этом говорят. Но в этом сезоне встречи с армейцами для всех нас складываются — дай бог.

— Как тебе живется в Бресте вот уже второй сезон? Хотелось быстрее вернуться?

— Не скажу, что скучал сильно. Подозревал, что вернусь, а здесь — пасмурная погода, холод и снег. Я же южанин. Но вообще за полтора года привык к городу, к брестчанам, к команде. В этом плане никаких проблем, меня все устраивает.

— Брест — подходящий адрес для развития карьер топовых российских игроков?

— Считаю, что вполне. Команда играет в классных турнирах. Та же СЕХА-лига, что бы про нее ни говорили в этом сезоне, дает богатый опыт встреч с клубами из Европы. Чемпионат России сравниться с ней по уровню не может.

О Лиге чемпионов вообще не говорю. Все знают, что это лучший клубный турнир. Большой плюс в том, что ты в нем постоянно на виду. Так что брестский вариант для меня — это прекрасные условия для развития мастерства и неоценимый опыт.

Фото: rushandball.ru; пресс-служба БГК

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»