"Муж в шутку спрашивает, когда пойду снимать побои". Елена Алексеюк — о том, как вернуться на площадку с тремя детьми

Линейная "Берестья" Елена Алексеюк объяснила, что не даёт ей закончить с гандболом

12:21, 21 февраля 2026

Вопрос о гандболистках, которые играли и после рождения третьего ребёнка, заставил задуматься даже всезнающих коллег. Надежда Муравьёва? А кто ещё?..

В общем, явление это точно редкое и заслуживающее внимания. И вот смотрите: у не раз становившейся лучшим бомбардиром чемпионата Беларуси Елены Алексеюк — трое замечательных детей, и она по-прежнему на площадке. Линейная "Берестья" рассказала БЦ о своих возвращениях в спорт и ещё много всего интересного.

Против возвращения была моя бабушка

Вы удивили, вернувшись на площадку после рождения третьего ребёнка, да ещё так скоро…

— Я всё время возвращалась быстро. Родные, правда, вспоминают, что я кричала громче всех, что в этот раз у меня будет полноценный декретный отпуск, что я никуда не пойду. Когда рассказала о своей беременности, то многие говорили, что уже всё, карьера закончена. А меня это так задевало. Ну как всё? Мне ещё хочется играть. Поэтому покричала и вернулась.

Как отреагировала на такое решение семья?

— Сразу в протест пошла моя бабушка. Она говорила, что ребёнок ещё совсем маленький, как можно его оставить? Бабушка задавала мне эти вопросы и в предыдущие разы. А мне так хотелось вернуться, прямо очень-очень!

Да, был семейный совет. Но к тому времени вопрос был практически решён. Я сказала, что буду ходить по одной тренировке в день и как-то совмещать. И меня поддержали: муж, мама, сёстры моя и мужа, свекровь. Если бы не они, я бы вряд ли вернулась и получала удовольствие от гандбола.

Какой фактор оказался решающим при принятии решения?

— Моё желание заниматься любимым делом, играть в гандбол. Мама с сестрой говорят, что в этом вопросе я фанатка. Мой муж Дмитрий хоть и не имеет к спорту прямого отношения, но понимает и всегда поддерживает меня. В этот раз он видел моё желание вернуться и сказал, что мы все обязательно справимся, всё получится.

"Мой муж Дмитрий всегда поддерживает меня"

Пересела из автобуса в машину, покормила дочку

Что было самым сложным в период возвращения?

— Это возвращение для меня самое тяжёлое. Может, в силу возраста. Мы ведь не молодеем. Ноги путались, руки не слушались. Вроде головой понимаю, как надо делать, а не получается. И сила была не та. Сейчас уже нахожусь в своей обычной форме. Конечно, работать всегда есть над чем, но чувствую себя намного увереннее, чем сразу после возвращения.

— А какой-то опыт от предыдущих возвращений пригодился?

— Когда родилась первая дочка, я начала приходить в зал через три месяца. А через полгода полноценно влилась в командный режим. Понятно, что на восстановление после родов требуется время. Но всё это как-то быстро забылось. Мне казалось, что после первых двух родов было так легко.

Арина появилась на свет в конце марта 2025 года, а с начала августа я начала готовиться к сезону вместе с командой. Надеялась, что всё пройдёт гладко, но, повторюсь, было очень сложно. Возможно, дело в моей требовательности к себе. Я вернулась не для того, чтобы сидеть на скамейке запасных и давать советы. Мне нужен результат, мой результат, чтобы реально помогать команде.

Гандбольная жизнь — это тренировки, игры переезды. Кто выполняет роль мамы дома в ваше отсутствие?

— Помогают все. Мой муж работает в сфере международных перевозок. Он не всегда дома. Поэтому больше всех помогает моя мама. Она трудится на заводе, график "день-ночь". С играми в гостях бывают вопросы. Мы смотрим график работы мамы, чтобы у неё был выходной. Если нет, то начинают подключаться сёстры, моя и мужа, а в экстренных случаях даже бабушка.

Помощники справляются?

— Конечно! Но бывают всякие ситуации. Я до сих пор кормлю дочь грудью. А дело было в августе. Согласно регламенту чемпионата Беларуси, надо было ехать в Минск сдавать нормативы. Прикорма тогда ещё не было, а с бутылочкой у нас были вопросы.

Возвращаемся из Минска. Я на созвоне с родными, и мы понимаем, что график кормления уже нарушен. Бабушка осталась дома плакать. А родные взяли Арину, сели в машину и поехали мне навстречу. Пересеклись в Кобринском районе, это километров 40 от Бреста и выиграли больше часа. Я пересела из командного автобуса в машину, покормила дочку, и мы вернулись домой. Есть что вспомнить!

С дочкой Ариной

Старшая дочь Кира живёт гандболом

Ваши старшие дети знают, что мама играет в гандбол?

— Старшая дочь Кира уже сама занимается гандболом. Хотя, когда она была маленькая, я не думала, что пойдёт по моим стопам. А дальше Кира захотела, а я её желанию не препятствовала. Папа у нас высокий, ну и я не сильно маленькая. Поэтому у дочки в 11 лет рост 165 см. Это внушительно. Кира выступает по своему возрасту — и довольно успешно. Я ей горжусь.

Сын Макар в следующем году пойдёт в школу. Как любой мальчик, он горит футболом, всё говорит про Роналду. Хотя на днях пришёл со мной на тренировку. Сказала ему вести себя тихо, разрешила поиграть в телефоне. Но он долго не усидел, начал бегать, подавать нам мячи. А вернувшись домой, объявил, что тоже пойдёт заниматься гандболом.

Родные присутствуют на играх с вашим участием?

— По мере возможностей. Сейчас у нас часто матчи по средам. А у Киры вторая смена. Поэтому не всегда получается. Старшая дочь очень увлечена гандболом. Она мне рассказывает все новости про мужской БГК, про переходы гандболистов из одной команды в другую, многое знает про Владлену Бобровникову.

20 вопросов не о гандболе. Владлена Бобровникова: "Селёдку под шубой на моём новогоднем столе вы никогда не увидите!"

И постоянно смотрит гандбол! На днях она пересматривала финал Олимпиады-2016 Россия — Франция. И без запинки назвала мне составы обеих команд — я была в шоке.

В школе отвечала вместо сестры

Как в вашей жизни появился гандбол?

— У меня есть сестра Аня. Мы — близнецы. Когда учились в третьем классе 24-й брестской школы, наш учитель физкультуры Олег Палыч предложил заниматься гандболом.

Мы понятия не имели, что это за игра. Но нам хотелось хоть куда-нибудь. Поэтому подняли руки. А на перемене побежали к таксофону, который был тогда в школе, и сообщили маме, что будем заниматься гандболом. Мама тоже не знала, что это за игра, и на всякий случай встретила новость настороженно. Но мы всё же пошли в секцию.

Сестры-близнецы Елена и Анна

Вот это поворот: сестра-близнец! Прямо как в старом индийском кино…

— Мальчиков мы не дурили (улыбается). Мы похожи, но не как две капли.  Через несколько дней знакомства нас быстро начинали различать. А сейчас мы совсем разные.

Но как-то был случай в школе на уроке истории. К нам пришла учительница на подмену. У меня оценок хватало, а вот сестре нужно было поправить ситуацию. Я весь урок руку тянула, отвечала. А после звонка учительница спросила, кому ставить оценку. Сестра мне поморгала, и я сказала, что отвечала Аня. Учительница засомневалась, но оценку ей поставила. Но это было единственный раз в жизни.

А другими видами спорта вы занимались?

— Нас с сестрой мама научила держаться друг за дружку. Поэтому несколько раз вместе уходили из гандбола. Пробовали заниматься танцами, радиоспортом. Но поняли, что это не наше. Другое дело — гандбол. Когда участвуешь в соревнованиях, то в школьные годы ты, считай, знаменитость. Поэтому мы уходили и возвращались.  А потом, когда в Бресте появилась профессиональная команда, мы стали за неё играть. Правда, сестра вскоре завершила карьеру.

Спасибо команде за мои индивидуальные титулы

— Сколько лет вы в брестской команде?

— С момента её создания в 2007 году. Тогда главным тренером приехал Сан Саныч Воробий. Нам было по 16 лет. Брестских тогда было не так много, человек пять. Нас позвали, и мы, конечно, согласились.

— Провести всю карьеру в одной команде — это здорово. А предложения от других клубов были?

— Как-то возникло желание попробовать силы за границей, уехать в Польшу. Но тогда существовал возрастной ценз, а мне ещё не было 23 лет. Поэтому не сложилось. А потом я вышла замуж, и моя карьера пошла вверх. Муж — мой талисман. Он так сильно в меня верит, что это вдохновляет и мотивирует больше всего. Уезжать уже никуда не хотелось, и я об этом ничуть не жалею.

"Тренировки бывают нудными, а во время игр всё компенсируется"

— Какое ваше самое яркое впечатление от гандбольной карьеры?

— Прежде всего — это участие в еврокубках. Такие матчи были! Успеваешь во время игр поплакать, поорать, позлиться, поулыбаться, порадоваться. Такой спектр эмоций — вот за это я люблю гандбол. В нём нет серости.

Конечно, тренировочный процесс бывает нудным. Но ты всё равно идёшь и делаешь. А во время игр это всё компенсируется. Без эмоций я играть не умею. На девчонок злюсь очень редко. Причины неудач ищу в себе.

— А несколько титулов лучшего бомбардира чемпионата Беларуси?

— Я — линейный игрок. А это такая зависимая позиция. Чтобы вывести меня на бросок, девчонкам надо ещё большую работу проделать. Огромное им спасибо за титулы. За тарелочки, которые стоят дома. Муж мне сделал специальный уголок в комнате. И там я храню все награды.

— За сборную Беларуси вам не довелось поиграть?

— Только за молодёжную. Играли в Словакии отборочные матчи к чемпионату мира. А за национальную — нет. Считаю, что были более достойные девочки.  Возможно, я отношусь к себе слишком критично. Конечно, хотелось бы. Но сейчас уже возраст. Есть очень хорошие девочки моложе меня.

Запомнились все тренеры, с кем работала

— За время карьеры вы поработали со многими тренерами. Кто из них произвёл на вас самое сильное впечатление?

— От каждого тренера брала что-то полезное. Абсолютно все они мне запомнились. А больше других Владимир Петрович Савко, Царствие ему Небесное. Тогда был непростой период в жизни клуба. Не знали, что будет дальше. А он нас сплотил. Команда была как семья. И в меня Петрович поверил, давал много игрового времени.

"Без эмоций я играть не умею"

Правда, тогда я забеременела. Но твёрдо решила, пока такой тренер у нас — надо возвращаться. Попросила мужа понять и помочь. Мы тогда жили на съёмной квартире. И поменяли её, сняли рядом с "Викторией", чтобы было удобнее. Покормила ребёнка, побежала на тренировку — и быстро вернулась домой!

— Наибольшего успеха "Берестье" добилось, когда команду тренировал Василий Козар…

— Я тогда вышла из второго короткого декрета. С Козаром были очень памятные матчи в еврокубках. Играли в Косово обе встречи. Было непросто, казалось, что уже всё. А потом — хоп, и получилось! После сирены мы плакали от счастья.

В том сезоне мы выиграли у БНТУ в полуфинале Кубка Беларуси в дополнительное время. В решающем матче, правда, уступили "Гомелю". Но второе место было для "Берестья" успехом. У нас тогда был хороший состав, много опытных игроков, и всё сложилось удачно.

— Ваше третье возвращение состоялось при Александре Липинском. Нынешний главный тренер "Берестья" делает поблажки для мамы троих детей?

— Я уже говорила про одну тренировку в день. В самом начале, когда только набирала форму, я сама подходила с некоторыми просьбами. Скажем, не делать какое-то упражнение. А сейчас мне послабления не нужны.

Бывает так, что мама возвращается с ночной смены, меняет меня дома, и я к 9 утра еду в зал. И после такого стоять и ничего не делать?! Может, со стороны это выглядит иначе, и я приписываю себе плюсики в карму. Но я действительно стараюсь делать всё возможное, чтобы помочь команде. Сколько людей помогает мне, чтобы я приходила в зал. Я просто не могу себе позволить отбывать номер.

Ещё один синяк меня не пугает

В гандболе действия линейного — это постоянная борьба. Как вам играется в этом амплуа?

— Конечно, и мне достаётся. И синяки, и словесно цепляемся. Бывает, меня жёстко встретят. В ответной атаке уже я жду соперницу. Привыкла к такому. Подумаешь, ещё один синяк добавился. А муж иногда в шутку спрашивает, когда пойду снимать побои?

"Конечно, мне достаётся: такая уж позиция"

— Наблюдая за матчами "Берестья", кажется, что вы можете закрыть любую позицию…

— Большую часть карьеры я провела в амплуа линейной. В самом начале были мысли поискать на площадке другую позицию. А потом, когда стало получаться, уже не было смысла что-то менять.

Правда, при Козаре в команду пришли сёстры Тризно (одна из них, Ирина Шинкарук, сейчас выступает за московский ЦСКАБЦ), хорошие гандболистки, обе линейные. А я тоже хотела играть, и мне было всё равно — где. Тренер предложил попробовать себя в роли левой крайней. И я осталась на углу, пока девчонки были в Бресте. У меня нормально получалось, и даже нравилось. Поставили бы на правый угол, я бы и там за счёт желания справилась.

— В "Берестье" сейчас разновозрастная команда. А в ней приходится иногда выполнять роль мамы?

— Если у кого-то случается травма, то я очень переживаю. А поучать — это вряд ли. Бывает, конечно, скажешь — застегнуться, надеть шапку. Да, есть разница в возрасте 10 и более лет. Но я отношусь ко всем, как к равным, нет мамского отношения. Скорее, хочется быть для девочек примером. Хотя, может, со стороны всё выглядит иначе.

Хочу добраться до отметки в 2500 голов!

— Сейчас в вашем активе более 2100 мячей за "Берестье", и вы являетесь лучшим бомбардиром в истории команды. Есть какая-то планка, которой хотелось бы достичь?

— Хотелось бы забросить как можно больше. Например, добраться до отметки в 2500 голов. Сезоны у меня бывали разные. Случалось, что забрасывала много. А бывало и иначе — в первые годы и 30 голов не набиралось. Тогда и предположить не могла, что за карьеру будет больше 2000 голов! Да я вообще не рассчитывала, что так всё закрутится с гандболом.

"Даже предположить не могла, что заброшу больше 2000 мячей за карьеру!"

— После озвученной вами цели вопрос о планах на жизнь после завершения карьеры кажется неуместным…

— Спортсмены всегда об этом размышляют. И я не исключение. Думала про тренерскую работу. А ещё меня привлекает бьюти-сфера, возможно, хотелось бы стать мастером в одном из направлений. Но сидеть на одном месте у меня пока не получается.

И вообще, я не для того возвращалась в третий раз, чтобы следом быстро завершить карьеру! Поэтому время для раздумий о своём будущем после гандбола у меня есть…

Фото: пресс-служба ГК "Берестье", личный архив Елены Алексеюк

Лента новостей
© 2026 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»