
"Динамо-Сунгуль" заняло в прошлом сезоне пятое место, это стало лучшим результатом снежинской команды в чемпионате России за 13 лет. Вторым бомбардиром и лидером по игровому времени в клубе из Челябинской области оказался Евгений Дудик.
Правый полусредний с правой бросковой рукой в первом большом интервью рассказал БЦ не только о том, за счёт чего "Динамо-Сунгуль" удивляет, но и о своём московском детстве, петербургской юности и уральской взрослой жизни.
С Пашей Булкиным ещё по детям в Москве играли
— Традиционные сборы в Аше закончились?
— Да, уже в Снежинске тренируемся по два раза в день. В Аше как обычно провели где-то полторы недели, работали над ОФП, но и гандбол был. Занятия были трёхразовые — утром, днём и вечером. В отпуске занимался по программе, которую составил тренер по ОФП, поэтому к началу предсезонки был готов. Да и другие ребята тоже всё выдерживали. Сборы, как, наверное, скажет любой игрок, самое неприятное, что есть в спортивной жизни.
Лидеры едут в Кисловодск, "академики" с "аграриями" — в Тольятти, а кто решил остаться дома?
— Но зато теперь только мячи и площадка!
— И о тренажёрке не забываем. А так да, скоро с омским "Скифом" проведём товарищеские матчи. Затем ещё турнир в Челябинске.
— Готовитесь и к нему?
— Скорее, целенаправленно всё-таки к сезону, товарищеские матчи — часть этой подготовки.
— А как же победа в домашнем соревновании?
— Ха, думаю, это не так принципиально, как успешно выступить в официальном сезоне!
БГК ждёт "Зенит" и ЦСКА, "Ростов-Дон" — "Астраханочку" и "Черноморочку". Что смотреть летом
— Новичков коллектив хорошо принял?
— Отлично! С Пашей Булкиным ещё по детям в Москве играли вместе, с остальными тоже плюс-минус знакомы, ребята влились хорошо.
— Нет расстройства, что многих партнёров, с кем удалось добиться классного результата, в команде больше нет?
— Нет, мы ведь всё понимаем. Это спорт, все пытаются найти для себя лучшие условия. Как уже говорил наш тренер, конкурировать с топ-4 по финансам мы не можем.
Дмитрий Карлов: "Удержать Александра Аркатова в "Динамо-Сунгуле" не могли — решают финансы"

— Пятое место стало лучшим выступлением команды за 13 лет. Может, есть какой-то секрет достижения, о котором пока никто не рассказал?
— Наверное, никакого секрета всё-таки нет. Двигались от игры к игре, начали ведь вообще с трёх поражений от Краснодара, Ставрополя и Саратова. Зато потом выиграли и у "Зенита", и у ЦСКА, и у "Чеховских медведей". И никто тогда на старте носа не вешал, понятно, были расстроены, но паники не наблюдалось. Продолжали играть на победу, вне зависимости от того, кто был напротив. Хотя потеряли много своих очков…
— Об этом и хотел спросить. Сколько раз обыгрывали фаворитов, а потом уступали тем, кто ниже в таблице. Как реагировали на это?
— Тренеры были не в восторге. Где-то что-то не получалось, недорабатывали моментами в защите, сами проигрывали. Такого, что, мол, обыграли "Зенит" — и что нам теперь этот "Акбузат", конечно же, не было. Настрой всегда были только на победу. Но выступили Робин Гудами — забирали у богатых и отдавали бедным, ха-ха.
Были разочарованы, не попав в СЕХА-лигу
— Босс клуба Андрей Косачев уже сказал, что даже шестое место в новом сезоне будет считать повторением успеха. А как лично вы относитесь к мнению, что после потерь лидеров "Динамо-Сунгулю" придётся гораздо труднее?
— Знаете, каждый сезон трудный. Ни разу не было так, что провели чемпионат, а он оказался лёгким. Пока о результате сезона вообще не думаем, постепенно готовимся к нему. Сейчас вот пойдут товарищеские матчи, там посмотрим, как готовы, будем оценивать себя, корректировать игру. К тому же мы не одни такие, у "Виктора" тоже многие ушли, да ещё и тренер сменился.
Понятно, что Ванька Шаров и Санька Аркатов нам сильно помогали, но горевать не стоит. Работаем, чтобы снова порадовать болельщиков.
— Хорошо, а расстроил тот факт, что финишировали выше "Пермских медведей" и астраханского "Динамо", но не попали в СЕХА-лигу?
— Не скрою, да. Были разочарованы, узнав окончательный состав участников турнира на новый сезон. Но что тут скажешь… Не игрокам это решать. Хотя, когда попали в плей-офф, целились минимум на пятое место, чтобы иметь возможность попасть туда и сыграть с БГК, СКА, это ведь очень интересно! К сожалению, у нас нет требуемых лигой условий, а так — чем больше игр, тем меньше сборов, как говорится.
— Ого, а тренеры, наоборот, жалуются, что не хватает времени на тренировки.
— Если сравнивать Суперлигу с топовыми европейскими чемпионатами, играем мы гораздо реже. Там ведь и еврокубки ещё. Так и набирается у них в полтора-два раза больше матчей.

— Противники вашей позиции скажут — а как же несоизмеримые расстояния в России и Европе между городами? Тем более вы сами играете за одну из самых восточных команд страны.
— Да, нам приходится сначала добираться до Екатеринбурга или Челябинска, а потом лететь, куда надо. Но все ребята, которые приходят в команду, знают о такой логистике. А спустя время привыкают, поэтому неудачи на долгую дорогу не списываем, все плюс-минус в равных условиях. Понятно, что в Испании или Германии с этим проще, но всё равно, повторюсь, играть мы явно можем больше.
Прийти в "Неву", уйти из "Зенита"
— Теперь про вас. Прошлый сезон стал самым результативным в вашей карьере (143 гола). Следили за статистикой?
— Сам — нет. Запомнилась одна игра с "Виктором", десять или даже больше мячей забросил (12 — БЦ), жаль, что проиграли. Отец у меня любитель голы посчитать, супруга тоже подкалывает, бывает. Результат прошлого сезона — работа всей команды, не только у меня он получился одним из лучших. Давали играть много, поэтому пользовался временем на площадке по максимуму.
— А помните, когда и кому до этого матча с "Виктором" последний раз "десятку" или больше отгружали?
— Ага, тоже за Снежинск и тоже Ставрополю. 11, кажется, было.
— Точно! В сентябре 2018-го. Особый настрой на "Виктор"?
— Ха, не думаю. В первый мой заход в Снежинск у нас со ставропольчанами постоянно равные матчи оказывались, хотя "Виктор" был лучше укомплектован. Вообще в Ставрополе прекрасная команда, а какая там атмосфера в зале и на трибунах!
— Супруга, сказали, подкалывает. Например?
— Само собой, после плохих моих матчей не трогает меня, но иногда "прилетает", бывает (улыбается). Как и любая жена спортсмена, думаю, она всё понимает, проживает вместе со мной игры и прочее.
— В символических сборных месяца БЦ вы оказывались только реже Александра Ермакова. Это видели?
— Опять же, больше отец и супруга следили, я, конечно, видел, было приятно, но тут тоже заслуга всей команды. На выбор экспертов могу влиять только свой игрой, поэтому моё дело — стараться на площадке.
Символическая сборная Суперлиги: герои "Зенита", а кто из ЦСКА? Лучший игрок сезона — голосование!

— Ещё о статистике. Предыдущие ваши сезоны со 100+ голами — также пришлись на "Сунгуль". Особый снежинский климат или просто "Динамо-Сунгуль" — ваша команда, где дают раскрыться?
— Ха, про климат не знаю, но вот когда вернулись в Снежинск, с женой вместе сказали, что стало как-то легче. Какого-то давления, что ли, нет. Может, дело в том, что меньше отвлекающих факторов, не знаю, хотя в Перми тоже чувствовал себя нормально.
— Кстати, в составе "Пермских медведей" у вас неплохо получалось. Особенно в первом из двух сезонов.
— Да, его считаю одним из лучших. В принципе, мне всё в "медведях" нравилось, хотел остаться, но за полгода до конца контракта не было никакой конкретики по продлению. А в апреле позвонил Дмитрий Николаевич (Торгованов — БЦ), предложил вернуться в Петербург. Надо было уже определяться, где начну следующий сезон, поэтому, сидя на кухне с женой, решили, что Санкт-Петербург будет лучшим решением. Понимал, что играть буду меньше, но всё же решил вернуться. Ушёл полюбовно, поэтому и с Валентином Бузмаковым, и с Алексеем Дмитриевичем Никифоровым сейчас общаемся.
— Вернуться в тогда ещё в "Неву" хотели из-за недосказанности? Ведь в дубле играли очень результативно, а шанса в первой команде, по сути, так и не получили.
— Тогда в основу пробивались единицы, закрепиться получилось только у Димы Киселёва и Димы Черных. Но нет, недосказанности никакой не было. Конечно, хотелось бы играть за первую команду, ведь даже на сборы ездил, но обида если и была, то только на себя, что не смог заинтересовать тренеров. А вот вернуться и доказать себе, что я достоин играть за "Неву", наверное, хотелось.
— Насколько получилось?
— Полноценно реализоваться не удалось, но бронзовую медаль мы тогда выиграли, так что был доволен. Хотя играть мне давали, делил место на площадке с Витей Бабкиным. А вот в начале второго сезона пришёл нигериец Ани Обинна, потому стало понятно, что, скажем так, запахло жареным (улыбается).
— И снова возник Снежинск.
— На старте того сезона даже не думал, что придётся по ходу чемпионата уезжать из Петербурга. Незадолго до изменений в составе мы как раз играли с "Сунгулем", ко мне подошли Вячеслав Нелюбин (на тот момент — спортивный директор клуба — БЦ) с Алексеем Павельевым (рулевой команды — БЦ) и предложили вернуться. Тогда просто поговорили, а вот когда не попал в заявку на игру со СКИФом в декабре, вспомнил о той беседе. Дмитрий Николаевич ещё подозвал, сказал, что играть не буду и предложил остаться только ради тренировок. Конечно, мне такого не хотелось, поэтому позвонил в Снежинск. Спасибо руководству петербургского клуба, что спокойно отпустили меня посреди сезона.

— Вы же застали переименование "Невы" в "Зенит". Какие-то резкие изменения произошли тогда?
— Нет, только эмблема поменялась. А, ну и болельщики именно "Невы" пропали. "Нева" для них значила больше, чем "Зенит", хотя именно он — главный спортивный бренд города. Сейчас же в Петербурге, поддержка, конечно, прекрасная.
Петербург > Москва
— О Северной Пальмире. Вы ведь москвич, который довольно рано оказался в Санкт-Петербурге. Вечный спор — где лучше?
— Честно, Петербург понравился больше, родители сильно этому удивляются. Возможно, из-за того, что в Москве я жил до 15 лет, а на Питер пришлись студенческие годы. Хорошие, скажем так (смеётся). Но темп жизни мне точно больше нравится петербургский, сейчас приезжаю на игры в Москву, понимаю, не выжил бы. Хочется чего-то спокойного.
История с переездом вообще весёлая получилась. Несмотря на своё волейбольное прошлое, мама была против моего переезда в Питер, куда меня пригласили на просмотр. Не хотела для меня спортивной карьеры. Наши с отцом уговоры не действовали, буквально за сутки до отъезда понимаю — всё, никуда не еду. И тут мама резко говорит — собирай вещи, поехали. И отвезла меня на машине сама. Почему так произошло, до сих пор не спрашивал, но очень ей благодарен. И папе тоже, за то, что всё у меня сложилось. И не только благодарен, но и очень своих родителей люблю! Кстати, когда приехали, попали на белые ночи — вместе были поражены этой красотой. В Петербурге, помимо гандбола, закончил школу, параллельно отучился и в Университете имени Лесгафта, и в колледже.
— На месте правого полусреднего с правой рукой ещё в Москве оказались?
— По детям ставили и слева, и справа, было вообще без разницы, лишь бы играть. В молодёжке "Зенита" оказывался и в центре.
— Сейчас думаете так же — не важно где, лишь бы играть?
— Буквально этим летом увидел, как дети играли в футбол на площадке, радовались голам, а я поймал себя на мысли, что такого запала уже нет. Юношеский максимализм прошёл. Играть, конечно, хочется, но мы ведь взрослые люди, понимаем, что собрались за результатом, поэтому надо действовать там, где приносишь максимальную пользу. На тренировках, бывает, оказываюсь на других позициях, но только в тех случаях, когда не хватает игроков.

— Как вам развитие гандбола в Москве, которое началось спустя несколько лет после вашего отъезда?
— Очень здорово! Тогда, кажется, даже команды высшей лиги не было. Мне 16, я закончил спортивную школу — и что дальше? Сейчас же система выстроена — от академии до клубов Суперлиги. Думаю, будь это всё тогда, остался бы в столице. С другой стороны, может, не попал бы в структуру — и всё равно пришлось бы уехать.
В отпуске приезжаем в Москву. В этом году впервые привезли внука моим родителям и правнука — бабушке и дедушке. В Петербург с годовалым ребёнком ехать не рискнули.
Главный плюс Снежинска — безопасность, тут вообще нет криминала
— Ваша супруга Дарья — руководитель группы поддержки "Динамо-Сунгуля". На гандболе и познакомились?
— Не совсем. В один из Международных женских дней несколько ребят из команды отправили поздравлять девочек с праздником. Я её, конечно, видел на матчах, но начали мы общаться именно после той встречи. И вот уже восьмой год вместе, весь путь от Снежинска до Снежинска с заездами в Пермь и Петербург она проделала со мной.
— А как тогда, в 2016-м, москвич, проживший пять лет в Санкт-Петербурге, воспринял переезд в провинциальный Снежинск?
— Надоедало, что некуда сходить, однообразие... Но грустил не прям сильно, я — человек спокойный, частые гулянки не нужны. Поэтому спустя время привык, а сейчас даже получаю удовольствие от города. Взрослее стал! Да и на машине можно выехать в Екатеринбург или Челябинск, всего пару часов езды.
— Вообще по вашим соцсетям можно сделать вывод, что семья на первом месте.
— Понятно, что мы все больны гандболом, но жизнь на нём не заканчивается. Расставлять не хочу, но семья всё-таки важнее. Сына мы хотели давно, ещё в Перми Алексей Дмитриевич говорил, мол, земля у нас плодородная (улыбается). Но получилось в Снежинске. И я очень этому рад!

— Судя по спортивной семье, выбор направления жизненного пути у сына Дмитрия не велик.
— Ха, посмотрим. Сейчас он активный, часто посещает наши тренировки, бегает, бросает мяч. Но выбирать будет сам. Если гандбол понравится, здорово, но настаивать не собираемся.
— Снова вопрос о разнице городов. Нет желания, чтобы он рос в мегаполисе с большим количеством возможностей?
— Да, там было бы интереснее. Но и у Снежинска есть свои плюсы. Главный — безопасность, тут вообще нет криминала, да и садиков со школами достаточно. Детских площадок, правда, не так много, особенно по сравнению с Москвой, где они в каждом дворе. А вообще, моя задача как родителя сделать так, чтобы ребёнку было интересно везде. Хоть в Снежинске, хоть в Петербурге.
Родимое пятно и сборная
— Не могу не спросить о том, что часто попадает в трансляцию. Если не секрет, у вас на шее за ухом татуировка или родимое пятно?
— Второе. Начинается за ухом и идёт вниз. Многие и правда думают, что это тату, дети в основном. Но самое необычное, что слышал — это наушник (улыбается). Показалось кому-то так издалека. Бабушка предлагала свести лазером, но желания у меня нет.

— В сентябре вам стукнет 30. Обычный день рождения или знаковая отметка?
— Отношусь проще — как к очередному дню рождения. Даже громко праздновать не буду. Хотя один мой товарищ говорит, что после 30 будто рубильник дёрнуло — пошли мелкие болячки, а до этого на них даже внимания не обращал. Привет ему, кстати, в Ставрополе сейчас играет (смеётся).
— Могли ли представить, что лучший сезон проведёте на рубеже 30-летия?
— Не задумывался о таком. Хотя после Перми тяжеловато всё шло, а после ухода из Снежинска даже думал, что лучший сезон прошёл. Сейчас же надеюсь, что каждый следующий будет лучше предыдущего!
— А не обидно, что после такого классного выступления не получили вызов хотя бы на сборы национальной команды?
— Нет, конечно. Прекрасно понимаю, какие цели стоят перед тренерским штабом. Да и вообще — ну какая сборная? Сыграть за неё, безусловно, всегда хотелось, выступить на каком-то турнире мечтает каждый спортсмен, но сейчас игроков моего возраста вызывают мало — в период отстранения сборная работает на перспективу. Когда же возвращение на международную арену состоится, будут приглашаться сильнейшие. У нас есть Александр Котов, Дмитрий Киселёв, поэтому я себя в этот список не внёс бы.
Фото: пресс-служба "Динамо-Сунгуля", личный архив Евгения Дудика