
Белорусский голкипер Алексей Кишов, давно живущий в Австрии и сменивший летом "Швац" на "Линц", рассказал БЦ историю своей жизни, в которой переплетается многое: от парированного пенальти от Шишкарёва до 80-летних старушек с палками в руках.
Огонь в глазах
Всё нормально, Лёша. Через полтора месяца тебе 39, а огонь в глазах полыхает, как у молодого себя, только что попавшего в столичный СКА к самому Мироновичу.
Новоявленный обладатель Кубка Австрии с теплотой предаётся тем воспоминаниям. Жалко лишь, что в Минске нет таких креативных десертов, как в стране, где живёт уже восемь лет. И где, по собственному признанию, знает все привычки лучших игроков местного чемпионата.
И они отлично знают его, экс-голкипера сборной Беларуси Алексея Кишова, которому палец в рот… Ой, простите, мячом в голову не попади. Может догнать и что-нибудь доказать. Или показать — но без приёмов из баскетбола по-мински. За это в стране шницелей и штруделей нещадно карают, а кровно заработанные евро надо беречь для лучшей жизни.
Впрочем, кажется, и сейчас она не самая плохая — Алексей вполне освоился со здешними привычками и считается уже почти своим. Даже ни разу не примерив яркий атрибут национального костюма.
Ну а даже если что-то случится с карьерой, и ему не удастся побить рекорд коллеги Сергея Билыка, то у белорусского кипера есть как минимум два выхода. Ну и ещё умная и красивая жена.
И что теперь на это скажет Илон Маск?
Долги судьба отдала на третий раз
— Судьба, считаю, вернула должок. В прошлом году наш "Швац" в финале Кубка играл с "Вествином" — эдаким венским вариантом минского СКА, где делают ставку на воспитанников собственной школы.
Финал проходил в родном Шваце — в переполненном зале, и, как водится, мы начали тупить с самого начала. Недооценили молодёжь, и, по сути, весь матч боролись сами с собой. А в итоге проиграли на последней минуте — мне забили с угла с чудовищным заступом практически на всю ступню.
В сезоне-2021/22 уступили "Брегенцу" — тоже в самой концовке, когда мне свело ногу, на площадку вышел медперсонал, и потому три последние атаки я должен был отсидеть на скамейке.

И вот третий финал. "Ягс Фёслау" тренировал Себастия Сальват — тот самый, который был помощником Рауля Алонсо в Бресте. А затем работал на такой же должности в "Битигхайме" у Икера Ромеро, сейчас тренирующего сборную Австрии.
И он там, надо признать, здорово поднатаскался. Первый тайм они нас возили, во втором я наотбивал, а в концовке мы всё-таки вырвали победу.
В гандболе "Зенит" и СКА выигрывают, 8 братьев-чемпионов и титул Гааги. Все победители евросезона
Переезд в Линц
— Устроили праздник для нашего Шваца — маленького туристического городка, который находится в регионе Тироль. Здешний народ ярый приверженец здорового образа жизни, все очень любят кататься на велосипедах летом и на лыжах зимой.
В выходные дни вообще никого не встретишь — горожане от мала до велика отправляются на природу. Заберёшься на верхушку какой-нибудь горы, а там тебя приветствует целая команда 80-летних старушек с палками в руках. Путешествовать местные тоже любят, благо рядом сразу несколько стран, с которыми нет границ.
— Не город, а песня буревестника. Как же ты согласился поменять его на промышленный Линц?
— Это было не моё решение. После Нового года состоялся разговор со спортивным директором, который начал традиционно — мол, в первой половине сезона ты был не так хорош… Свойство местного менталитета — никто прямо в лицо никто не скажет, что ты играл плохо и мы собираемся прекратить сотрудничество.
Я, естественно, ответил, что во второй половине сезона постараюсь это мнение изменить. Но, я так понял, они начали искать ещё одного вратаря. Что, впрочем, не мешало задействовать меня в матчах по 50-60 минут.
Само собой, стал заниматься поисками клуба и я. Интерес проявил "Линц". Там уже играл Андрей Климовец, и он дал команде лучшие рекомендации, так что альпийский этап моей карьеры продолжается.

— Сергей Билык играл в Австрии до 47, есть здоровье побить его рекорд?
— Кстати, виделся с ним недавно. Он работает в системе родного венского "Файверса" и ведёт собственный бизнес. Но вообще-то Сергей не абсолютный рекордсмен, во второй лиге один местный чудак играл и после пятидесяти — где-то как Сукосян. Павел же в 55 на площадку выходил? Ну и этот такой же.
Я с ним, конечно, соревноваться не собираюсь, но в свои 38 чувствую себя довольно неплохо. И хочу с новым клубом ещё много что выиграть.
— В позапрошлом сезоне "Линц" стал чемпионом, но в еврокубки заявляться не стал, сославшись на то, что участие в них изрядно отягощает бюджет.
— Тут это распространённая практика, один раунд кубков стоит от 25 до 30 тысяч евро — и не каждый клуб это потянет. Всё-таки в той же России чемпионат сильнее именно потому, что там играют профессионалы.
Помню, как в Брегенц из Москвы переехал Миша Виноградов, так первый год он в каждой игре забрасывал по десять мячей.
"Киль" был командой мечты
— В Шваце люди на тренировках играли в баскетбол, как баскетболисты — чуть что, сразу в крик: "Фол!" А в Минске баскет по гандбольным правилам был — и если без драки заканчивался, это, считай, удача. Про предсезонки Мироновича вообще говорить не хочу — мне их ещё лет на 15 хватит.
Тут же максимальный сбор перед сезоном был всего лишь шесть дней — в Хорватии. Дело в том, что почти все где-то или работают, или учатся. В Австрии мало кто собирается стать профессиональным спортсменом, и студенты, играющие в нашей команде, куда больше рассчитывают на будущие специальности.
Здесь и плей-офф после чемпионата проводят по-другому, довольно странным образом. "Гладкий" чемпион сам может выбрать себе соперника — и вовсе необязательно того, кто занял восьмое место. Потом право выбора имеет вторая команда, и дальше по списку.
Ну разве только что Кубок у них разыгрывается так же, как и у всех.

— Кроме Кубков Беларуси и Австрии ты мог взять и золото чемпионата России.
— Были хорошие шансы, когда я играл за "Университет-Неву" — в сезоне-2013/14. Мы шли к финалу через серии семиметровых и всегда получалось, что седьмой бросок отбивал именно я. Насколько помню, вначале выбили Челябинск, потом Пермь, а в финале нас ждал Чехов. Первую выиграли дома — я тогда традиционно парировал седьмой от Даниила Шишкарёва.
В Чехове, правда, сначала проиграли без вариантов, а в третьей игре шансов нам не оставил Олег Грамс, мы его вообще не могли пробить. Хотя по судейству, помнится, тоже были вопросы, и Дмитрий Николаевич Торгованов писал на этот счёт протест. Но без толку, конечно…
Тогда российский чемпионат имел мало интриги — все лучшие были собраны в Чехове, и местные "медведи" превосходили всех на голову. Сейчас в России сюжет куда более увлекательный, сразу несколько клубов могут претендовать на золото. И, конечно, рад за Торгованова. Отправил ему поздравление, когда "Зенит" стал чемпионом.
Очень интересно, как этот клуб, с довольно серьёзным, считаю, усилением в лице игроков сборной Беларуси мог бы сыграть в еврокубках. Потому что в моё время нам там мало что обломилось. Кажется, только "Шамбери" один раз обыграли и ещё с кем-то сыграли вничью, хотя со всеми сражались.
— Стимул сражаться явно был: шанс уехать в топ-чемпионат.
— Я всегда хотел в бундеслигу, а "Киль" был командой мечты. Очень хотелось мне оказаться в стане "зебр".
Костёл и национальные наряды
— Вместо тебя там оказался сын Билыка — Никола.
— Когда я приехал в Австрию, он играл в "Файверсе" и уже тогда показывал задатки молодой звезды. Иван Мартинович, который сейчас в "Веспрем" перешел из "Райн Лёвен", тоже ведь начинал в австрийском чемпионате, и вот по нему тоже было видно, что это будет игрок мирового уровня.

— Видишь, как просто — надо было только зарекомендовать себя, и приглашение из соседней страны не заставило бы себя ждать.
— Видимо, они всё-таки были немного талантливее меня. В "Киль" изначально обладателю белорусского паспорта попасть тяжело — там больше ориентируются на скандинавский вектор, но на просмотр в бундеслигу я съездил — в 2018 году в "Людвигсхафен".
Провёл там две тренировки, и спортивный директор заверил меня, что всё очень хорошо. Вот опять же — не умеют они говорить "нет". Иначе зачем обнадёживать человека, если не планируешь его подписать?
Получилось, что я ждал звонка, а они через две недели подписали другого голкипера. Это у немцев общее качество с австрийцами — в лицо они тебе скажут одно, а за глаза другое. Те же испанцы или французы прямее, и этим похожи на нас.
Владислав Кулеш: "СКА мог бы повторить подвиг "Магдебурга". Я бы подписался, вот честно…"
Но плюсов у австрийцев, конечно, больше. Они приветливы — и если ты идёшь по улице, то с тобой поздороваются все. Начиная от трёхлетнего малыша и заканчивая самой древней старушкой. Я и сам уже таким стал, за восемь лет успев познакомиться практически со всем населением нашего городка.
Ещё все они поголовно верующие и очень любят отмечать всякие церковные праздники. Это у нас Рождество и Новый год, а там много всего. И в костёл они обязательно пойдут всей семьёй. Очень любят национальные наряды — у мужчин это кожаные шорты и рубашка, а женщин платье, которое называется "дирндль".
Ещё австрийцы наблюдательны — их интересует, учишь ли ты их язык и чтишь ли местные традиции. Ничего не скажут, но примут к сведению.

Я вот подумал — может, и стоило бы пару раз надеть эти кожаные штаны на народные гуляния? (Улыбается). Глядишь, и подзадержался бы в команде… Хотя нет, на такой экстрим я всё же не готов.
Поднятая рука и пальцем по горлу
— Какую местную привычку там заимел?
— Они, когда переходят дорогу, неважно, по "зебре" или нет, обязательно поднимают руку, чтоб поблагодарить пропустившего их водителя. Хотя их и так пропускают. Конечно, культура вождения там повыше, чем у нас.
Австрийцы вообще никуда не торопятся. Они лучше опоздают, чем попадут в какую-то стрессовую ситуацию. Со стрессом вообще плохо справляются.
— И именно поэтому в одном из матчей ты погнался за игроком, попавшим тебе мячом в голову.
— Сам по себя я человек тихий и спокойный, но если мне в игре бросят в голову, причём специально, то могу повернуться и другой своей стороной. Словесно и эмоционально этот человек от меня точно получит.
Парень потом, кстати, играл в моём клубе, и мы нормально общались. А тогда я его догнал — уже на другой половине поля и спокойно на доступном английском объяснил, что так делать не надо.
— А поджопник?
— Да там строго всё карается… Штраф как минимум. Хотя год назад такое желание у меня было. Играем с "Файверсом", и они никак мне не могут забросить семиметровый. И вот очередной игрок выходит то ли на третью, то ли на четвёртую попытку.

Я решил подсесть, думая, что тот будет бросать низом, а он почти залепил в голову. Но так как я уже сделал движение, то мяч пошёл по волосам. За десять секунд до конца матча показал ему глазами на табло, а большим пальцем руки провел по горлу. Мол, после свистка поговорим.
Все это тут же заметили и постарались потом оттащить меня — от греха подальше. Но я ему всё равно потом руку не подал.
— А может, у него случайно получилось?
— Нет. Если бы он среагировал на мою разножку, то мягко перевел бы мяч кистью. Но он тупо мочил со всей дури прямо в голову.
Особенные — это левши. Мы, вратари, на втором месте
— Теперь будет знать. Хотя Кишова за восемь лет, наверное, уже вся высшая лига должна была узнать.
— Это да, ну и я там всех изучил. Когда закончу, выпущу учебное пособие для вратарей, напишу, кто куда бросает. У меня досье высотой сантиметров в тридцать. Я про всех записываю.
Ну и опять же: никогда не веду себя в воротах так, чтобы меня самого можно было просчитать. Могу стоять на линии или, наоборот, выйти на три метра. Демонстративно один угол больше открыть. Или другой.
Хотя до Томаса Бауэра, который сейчас в "Ягс Фёслау", мне далеко. Он поиграл в Германии и во Франции, выступал за сборную Австрии и до сих пор в порядке. Короче, живая легенда, которую, впрочем, все игроки не любят.
Он и мяч подержит, пока судья не обратит на это внимание, или чуть ли не на 6 метров выйдет. Или вообще боком к игроку станет и вперится взглядом в трибуны. Короче, ломает все стереотипы и тем самым здорово давит на нервную систему пенальтиста.
— Вообще-то про вратарей говорят, что это особенные люди.
— Особенные — это левши. Мы на втором месте.

— А если левша ещё и голкипер?
— Нет. Тут система даёт сбой — у меня в команде оба вратаря именно такими и были. Ничего особенного.
Когда друг напротив друга стоят два человека — это дуэль, и к ней надо быть готовым. Есть такие, которые при любых обстоятельствах пошлют мяч в свой любимый угол — вне зависимости, кто стоит в воротах. Другие же будут размышлять и колебаться до самого последнего мгновения. Третьи будут смотреть за тем, как ты себя ведёшь, как ставишь ноги, куда дергаёшься корпусом.
Я на ноги бьющего тоже смотрю — так можно понять направление броска. Да даже как человек берёт мяч, становится понятно, что он будет делать.
Когда у "Шваца" был заключительный банкет, то ребята подходили и говорили: "Киша, как же против тебя играть? Ты же всё про нас знаешь. Пообещай, что не будешь смотреть в свои тетрадки". Пообещал, конечно. Да я и правда свои записи даже поднимать не буду, и так про всех всё знаю (смеётся).
— Однако придёт момент, когда тетрадки придется положить на антресоли.
— Я уже пробивал тему — на тот случай, если бы не получился контракт.
У меня, кстати, жена мировая. Она училась в нархозе, в Питере потом работала по специальности — бухгалтером. А в Австрии выучила язык, обучилась — и снова бухгалтер!
— Не жена, а сказка.
— Верно! Алёна — мой лучший друг, и когда я нашёл пару вариантов трудоустройства, то сказала: "Лёша, да у тебя глаза до сих пор горят, так что играй в свой гандбол, а там решим".
— Варианты-то какие были?
— Первый — крупная компания, которая занимается деревообрабатывающими станками. У неё есть филиалы во всех странах постсоветского пространства. Вначале работа на складе, сборка заказов, с перспективой стать менеджером по персоналу, учитывая моё знание языка.
Вторая работа — завод по производству медикаментов. Две смены утром, две днём и две ночью. По деньгам в обоих случаях выходило больше, чем зарабатываю в гандболе.
— А если Россия позовёт?
— Да не, прикипели мы уже к Австрии. Всё уже тут понятно, всё без потрясений. По выходным вылазки на природу. Велосипед, горы, лыжи. "Здрасьте, пожалуйста, спасибо".
Шницель. Картошка фри. Штрудель. Лепёшка гермкнюдель. У нас такой ещё не придумали — её не запекают, а готовят на пару. Потом посыпают маком, внутри уже сливовое варенье, а заливается всё ванильным соусом. Для такого сладкоежки, как я, самое то…
Фото: личный архив Алексей Кишова