
Прошлым летом СГАУ-"Саратов" объявил об уходе лучшего игрока сезона-2023/24 Данилы Сазонова. Причём в заявлении было сказано, что гандболист продолжит карьеру в Европе. Новостей о разыгрывающем не было до конца ноября. Тогда Данила провёл первую встречу в составе своего нового клуба в… третьей венгерской лиге.
За "Надьятад" из одноимённого 10-тысячного городка Сазонов отыграл большую половину сезона, стал лучшим его бомбардиром, а затем вернулся в Россию. Новый сезон он начнёт в "Викторе", а пока в интервью БЦ рассказал о жизни в венгерской провинции и игре с любителями.
Два Данилы-разыгрывающих
— Сборы у нас в самом разгаре, пока тренируемся в Ставрополе, но скоро поедем в Будённовск. У меня ещё дополнительная нагрузка в виде переезда, между тренировками занимаюсь ими. Но клуб со всеми бытовыми вопросами сильно помогает. И квартиру с нами согласовали, и всё, чего тут не хватает, предоставили.
От игрового зала живу в 15 минутах езды, от тренировочного — в пяти. Да и вообще в Ставрополе всё недалеко, хороший город. Главное, пережили первую жару.
— Да, точно, вы же не южный человек. Чем спасались?
— Даже кондиционеры не сильно помогали при такой температуре! Но ничего.
— На сборах над ОФП работаете?
— В основном, да. Двухразовые тренировки у нас, но вечерами уже занимаемся с мячами. Требования Вячеслава Валерьевича? Он обозначил задачи, которые нужно выполнять разыгрывающим, я с ними знаком, так что ничего нового нет.
— Недавно Вячеслав Калараш говорил, что команда находится в "зоне плохой готовности". Достаётся по этому поводу от тренера?
— Он не ругает, а итожит наши физические показатели и сравнивает с тем, что должно быть. Исходя из этого готовится план беговых тренировок и занятий в тренажёрном зале. То есть тренерский штаб нас готовит постепенно.
— С кем-то из игроков "Виктора" раньше пересекались?
— В большей степени знаком с другим новичком — Филиппом Борисовым, с ним мы играли в УОРе. Ну и с Иваном Некрасовым и Андреем Беляевым вместе были в Саратове.
— А когда вообще пришло приглашение от "Виктора"?
— Точно не вспомню, но согласился, потому что в Венгрии возникли проблемы с оформлением документов у супруги, ей не могли продлить вид на жительство. Соответственно, я как человек семейный без жены путешествовать не планировал.

Предложений было несколько, но с "Виктором" переговоры прошли успешнее всего. У ставропольского клуба есть длинная история, много болельщиков, всегда заполняющих трибуны. Тренер мне также импонирует ещё со времён работы Вячеслава Валерьевича в Уфе, контакт с ним налажен. Я хорошо понимаю его требования, а он всегда выслушивает предложения игроков, прежде чем принять окончательное решение.
— Но когда принимали предложение "Виктора", о назначении Калараша ещё не было известно.
— Да, информации по тренеру не было, да и этим вопросом я особо не задавался. Главное — вопросы быта, условия контракта, обсуждали больше это. Ну а после того, как стало известно, кто с нами будет работать, стало ещё приятнее, что согласился перейти в "Виктор".
— И об уходе Иналя Афлитулина в тот момент тоже не знали? То есть были готовы к конкуренции сразу с двумя игроками на позиции?
— Собирал информацию, кто уходит, кто приходит, следил по соцсетям, поэтому понимал, что он может уйти. С Иналем мы, кстати, знакомы, когда ещё играл за "Саратов", всегда общались перед матчами.
— А с нынешним вашим партнёром по амплуа Данилой Ивановым?
— Пересекались с ним, когда играли по дублям. И в молодёжной сборной тоже, поэтому да, знакомы.
— Два Данилы, оба разыгрывающих. Интересное сочетание.
— Просто совпадение. Хотя иногда путаница есть, сейчас вот, когда зовут по имени, оборачиваемся вдвоём. И уже потом понимаем, к кому именно обращаются.
— Он в интервью БЦ рассказывал, что назвали его не в честь героя "Брата". А как у вас?
— Ха, понятно, что у всех рождённых в двухтысячные это спрашивают из-за популярности фильмов с Бодровым. Папа прямо не ответил, но, думаю, это, действительно, одна из причин. Смотрел ли эти фильмы? Обязательно! Даже пересматривал несколько раз.
Только приехал, клуб развалился
— Итак. Как вы оказались в Венгрии? К переезду явно причастен ваш партнёр по "Надьятаду" Никита Степаненко.
— Да, он мой агент. Никита и предложил мне вариант с Венгрией, где он уже играл сам. Вариант с заграницей мне всегда был интересен, хотел попробовать поиграть в другом чемпионате, пожить среди людей с другими языком и менталитетом.
Условия в Венгрии, конечно, не были космическими, но для меня самым важным было получить опыт.

— И всё-таки, когда лидер середняка Суперлиги оказался лишь в третьей венгерской лиге… Вы именно в этой команде и должны были оказаться или что-то пошло не так?
— Для европейского старта у нас были несколько вариантов, но я решил, что начать лучше будет с Венгрии, где Никита, как я уже говорил, жил около полутора лет. С ним мы, кстати, играли вместе в дубле ЦСКА. Поэтому подумал, что рядом со знакомым человеком адаптация пройдёт легче, ведь я даже английский не особо знаю, а венгерский и подавно.
Я подписал контракт с клубом из города Печ, но он распался почти сразу после моего приезда…
Из-за чего именно, непонятно, но игроков нам не хватало. На тренировки могли прийти и четыре человека, то есть всего шестеро со мной и Никитой.
— А как возник вариант с "Надьятадом"?
— У обоих клубов один владелец. Поэтому он и предложил перейти в другую его команду. Но до этого я ездил на просмотр в "Комлом" и "Будакалаш", за который выступал Максим Михалин. Но с этими клубами элитного дивизиона не срослось.
— Почему?
— До того я около двух-трёх месяцев не брал мяч в руки, исходя из этого, по моему мнению, показал себя неплохо. Никита на правах моего агента звонил, спрашивал у тренеров, директоров, те отвечали, что всё хорошо, игрок понравился, но так как уже идёт сезон, составы укомплектованы, поэтому нужды в российском разыгрывающем нет.
Поэтому решили ехать в Надьятад, обговорили условия, подписали контракты.
В провинции тихо и хорошо, но скучно
— Думал, что третья венгерская лига — полностью любительский дивизион.
— В целом, да, но есть команды, входящие в структуры профессиональных клубов — НЕКА, "Комло", молодёжный состав "Веспрема". У нас же — любительский коллектив, но я только играл, нигде не подрабатывал. Квартиру мне тоже оплачивал клуб. Другие ребята как раз из-за работы часто пропускали тренировки и даже матчи, поэтому команда играла на честном слове.
Я же самостоятельно занимался в тренажёрном зале каждое утро, считаю, что в плане физики даже прибавил. По вечерам у меня был бег. В тренажёрке сначала занимался один — город выделяет клубу зал, где мы могли заниматься бесплатно. Позже приехала супруга, ходили в качалку вместе. И просто, чтобы веселее было, и чтобы страховать было кому при больших весах.

— Что такое венгерская провинция?
— Надьятад и правда маленький, но очень хороший, тихий и мирный. Не сказать, что инфраструктура слишком развита, но двух больших магазинов и множества небольших ларёчков вполне хватает. Живут в основном пенсионеры и молодёжь, которая учится где-то неподалёку. Застройка почти везде пятиэтажная, но были дома и повыше, то есть это не одноэтажный городок. В общем, такая провинция нам понравилась.
— И не было скучно?
— Есть такое, согласен. Но скучать за тренировками было некогда. Супруга же работала удалённо, ну и домашними делами занималась. На выходных чаще всего ездили в Печ, он и достаточно близко, и знаком нам хорошо. Город большой, есть красивые места.
В Будапеште были, когда забирал жену из аэропорта. Больше никуда не выезжали. И на топовый гандбол тоже — в маленьком городе есть проблемы с логистикой. Ну, как проблемы, просто последний автобус прибывает в восемь вечера, а матчи в других городах только начинаются в это время.
Вообще же Венгрия небольшая, самый долгий наш выезд — Будапешт, ехали туда четыре часа. В основном добирались везде за пару часов.
— Увидел, что в Венгрии вы неожиданно встретили… "Ладу Гранту"!
— Да, да. И их было много, и в Пече, и в Надяьтаде. Это очень удивило. Потом и "шестёрку" заметили, и "Нива" проезжала. Кстати, попали и на парад ретроавтомобилей, раз в год в Надьятад привозят старые машины. И там в основном тоже были наши — "копейка", "Москвич". А заканчивала парад "Пежо" Даниэля из "Такси".

— Как человеку из Тольятти увидеть что-то родное за границей, наверное, вдвойне приятнее.
— Безусловно. Когда находишься в другой стране, увидеть "Гранту" желаннее, чем "Ламборгини" или "Порш". Да и сам езжу на "Ладе", обожаю этот автомобиль. На своей "Гранте" как раз путешествовали летом. Из Венгрии полетели в Самару, оттуда к родителям жены в Саратов, после — в Волгоград, ну и наконец в Ставрополь.
— Ну вот, а ещё ругают наш автопром!
— У меня отец очень трепетно относится к состоянию автомобиля, у него каждая машина должна ездить и быть готова к любым длинным поездкам. Сам же в техническом оснащении не сильно разбираюсь, но колесо поменять смогу.
Киношный дебют
— Ладно, вернёмся к Венгрии. Один из самых тяжёлых языков удалось освоить?
— Базовые вещи — да. Приветствия так там вообще постоянные — куда не зайдёшь, здороваешься со всеми. В венгерском есть короткий эквивалент нашего "всем привет". Вот, это говоришь, когда заходишь в зал или ресторан, например. Также выучил гандбольные термины, но в команде общался на английском — парочка ребят его знали. Через них на своём ломаном английском что-то говорил, они уже передавали другим.
— Видимо, такая цепочка работала, раз вы стали лучшим бомбардиром команды.
— После двух-трёх матчей команда начала прислушиваться ко мне…
— То есть ваших 16 голов в дебютной встречи для этого не хватило?
— Наверное, та игра — другая история. Меня переполнял азарт, плюс, был тем кого никто не знал.
— Как в фильме прям!
— Ага. Только после десятого мяча уже начали относиться серьёзнее
— На предварительном этапе ваша команда так и не смогла набрать очков.
— Со своей стороны могу сказать, что тяжело было играть с любителями, которые хотят выигрывать, но не могут расти из-за пропусков тренировок, ведь они работают, а гандбол для них — хобби. Даже самые важные матчи ребята могли пропустить, так как накладывался рабочий график. Сыгранность со временем у нас появилась, чаще всего я разгонял атаку, а мои партнёры завершали бросками.
На втором этапе, когда объединились с командами из другой группы, победы пришли. Первый успех сразу морально нас поднял, потому что после череды поражений оказались в яме. После следующей победы поверили в себя и потом выиграли ещё несколько матчей.

— Задачи, видимо, никакой не было.
— Была. Не вылететь.
— Кхм, не вылететь из третьей лиги?
— Да, в Венгрии есть и четвёртый дивизион. В третьем, кстати, выступают 64 команды, разделённых на восемь групп. Венгрия — маленькая страна, но здесь очень много гандбольных команд. Ребят из детских школ забирают в профессиональные и любительские клубы. Короче, с задачей справились, одержали важную победу в предпоследнем туре и сохранили место в лиге.
Не считаю год потерянным
— Наверняка ваша результативность не осталась без внимания других, более амбициозных команд.
— Третью лигу мы не рассматривали. Хотели двигаться в сторону высших дивизионов или других чемпионатов, но главное условие — помощь со стороны клубов с документами для меня и супруги. Несколько европейских клубов, которые были готовы взять меня, не могли гарантировать, что получится помочь в ситуациях с документами.
— Вы в "Викторе" уже пару недель, разница между профессиональным и любительским гандболом до сих пор ощущается?
— Скажу так, что разницу эту почувствовал в Венгрии сразу. Помня то, в каких условиях моя карьера развивалась до этого, забыть о ней было невозможно. Поэтому в Ставрополе она просто ещё раз бросилась в глаза. Грубо говоря, руки и ноги вспомнили, боль почувствовал и вперёд.
— Судя по вашим словам, мечта поиграть за границей в хорошей команде осталась?
— Контракт с "Виктором" у меня на два ближайших года. Поэтому если и вернусь к этому вопросу, то ближе к окончанию соглашения.

Когда уезжал, никаких ожиданий не было. Люди ведь в Европе те же, разница только в менталитете и языках. То есть они там более добрые и общительные. Но, бывает, где-то могут недоговорить. Если у нас всё прямо говорят, то там могут промолчать, но потом где-то это всплывет.
Хотелось просто работать над собой, неважно, в каких условиях. В Пече, например, когда в зал было уже не попасть, тренировались с Никитой на детской площадке, готовясь к просмотру в "Будакалаше". Делали мы это осознанно, потому что видели цель. Можно сказать, на первую ступеньку я взобрался, но второй просто не оказалось.
— Самое главное, не считаете ли вы этот год потерянным?
— Ни в коем случае. Для меня это большой опыт. Я как и сам чему-то некоторых ребят научил, так и научился у них. Каким бы ни был уровень, это другой чемпионат, другая школа, мне было приятно не только играть, но и смотреть. Понял, что необязательно следить за звёздами гандбола, чтобы что-то почерпнуть, достаточно поиграть в других условиях, чтобы взять что-то полезное для себя.
Фото: личный архив Данилы Сазонова, пресс-служба СГАУ-"Саратова"