Томаш Главаты: "Хочешь стать большим тренером — должен быть ненормальным"

13 апреля 2019

32-летний помощник Амброса Мартина в "Ростов-Доне" — фигура таинственная. Тем интереснее было выведать у словацкого специалиста его жизненную и гандбольную историю.

В преддверии повторного четвертьфинального матча Лиги чемпионов "Ростов-Дон" и "Ференцварош" настроились на "день тишины". Обе стороны попросили не отвлекать игроков от подготовки к поединку, в котором решится судьба одного из мест в майском "финале четырех". Это натолкнуло посланцев "Быстрого центра" на идею наконец-то, как следует, познакомиться с ассистентом Амброса Мартина Томашем Главатым.

Словак прикипел к тренерскому делу с юности — уже в 16 лет работал помощником своей мамы в юниорской команде родного города Шаля, прошел школы пражской "Славии" и "Дьера". А теперь третий сезон не разлей вода с одним из сильнейших коучей мира испанцем Амбросом Мартином. И хотя утверждает, что все ближе к цели стать главным тренером большой команды, оставлять работу ассистента в Ростове-на-Дону пока точно не собирается.

— Могли себе представить, что когда-нибудь окажетесь тренером в России?

— Честно говоря, помимо основной работы, мне очень нравится изучать новые языки. Кроме словацкого и чешского, говорю на немецком, английском и венгерском. Общаться на них для меня не проблема. Вопрос коммуникации важнейший для тренера, и я постоянно держу это в уме. Всегда думал, что не смогу работать в России, потому что ни слова не понимал по-русски. Но вот я здесь и стараюсь самостоятельно изучать язык.

— И как он вам? Точно же не сложнее венгерского!

— Полностью согласен. Венгерский вообще очень трудный язык. Но учить его, можно сказать, наша семейная традиция. Дело в том, что мой родной дом всего в сорока километрах от границы с Венгрией. Бабушка и дядя свободно общаются на венгерском, и они учили меня языку. Бабушка так и вовсе только на венгерском и говорит. Моя мама Любица Главаты в свое время выступала в Венгрии за "Дьер". То есть, когда был маленьким, несколько лет провел с ней в Венгрии и, конечно, неплохо выучил язык. Мама играла за сборную Чехословакии, участвовала в Олимпийских играх, затем выступала и за команду Словакии.

Мама и сын: Любица и Томаш Главаты

— Получается, вы пошли по материнским стопам.

— Конечно! Я играл за команды моего родного города Шаля во второй, потом немного в первой — но не в высшей — словацких лигах. Можете себе примерно представить, какой это был уровень.

Начал тренировать одновременно с тем, как пошел получать высшее образование по специальности "тренер по физвоспитанию". Уже в 16 лет был помощником мамы в молодежной команде Шали. А в 18 стал там главным тренером. Некоторые девушки были моими ровесницами, а некоторые — уже и постарше меня.

Три года учился, работал тренером и поигрывал сам. Необходимо было сделать выбор, и я честно сказал себе, что никогда не достигну высот как игрок. С детства мне нравилась профессия тренера, и я окончательно и бесповоротно решил посвятить себя этому делу. У меня было преимущество, потому что я очень рано начал постигать ремесло и получать необходимый опыт.

После трех лет работы дома, в Шале, поступило предложение от молодежной команды лучшего женского клуба Словакии "Ювенты" из Михаловце. Там я тоже набирался знаний на протяжении трех лет. Помимо тренерской работы, я еще был своего рода директором по развитию команд младших возрастов.

Затем работал там ассистентом у венгерского и словацкого специалистов, а в 24 года получил возможность стать главным тренером команды "Партизанске" из очень маленького городка. Но мы были третьими по силе в Словакии и в один из сезонов наделали много шума. Получить такой шанс в полупрофессиональной команде было для меня прекрасным вариантом, и я снова столкнулся с тем, что многие игроки оказались старше главного тренера. Мне — 24, а некоторым гандболисткам "Партизанске" — за 30.

— А потом вы отправились тренировать за границу?

— Меня позвали в пражскую "Славию". Там я проработал два с половиной года. А уже затем последовало приглашение из Венгрии. Я возглавил "Мошонмадьяровар" — это дочерний клуб "Дьера". Он тоже выступает в элитном дивизионе.

Во время работы со "Славией"

На ту пору главной командой уже руководил Амброс Мартин, и мы часто тренировались на одной арене — звездный "Дьер" Амброса и мой совсем молодой состав. Мои девушки были слишком юными, чтобы добиваться частых побед в сильной венгерской лиге. Но зато у них и у меня была возможность работать бок о бок с командой Мартина. А когда у меня возникли разногласия с руководством "Мошонмадьяровара", Амброс предложил перейти в "Дьер" на место третьего тренера.

— Можете вспомнить свою первую встречу с именитым испанским коллегой?

— Это было, когда меня только приглашали в "Мошонмадьяровар". На той встрече был и Амброс. Мы долго разговаривали, обменивались мнениями. Он представил свое видение развития и "Дьера", и фарм-клуба, куда нанимали на работу меня.

Главным тренером в "Мошонмадьяроваре" я был один сезон. А потом еще два провел в тренерской команде Мартина. Он работал в тандеме с венгерским специалистом Габором Даньи, который теперь стал в "Дьере" главным. В мои обязанности входил прежде всего видеоанализ действий игроков. Но, конечно, помогал и в зале — это были работа с игроками разных амплуа, специальные программы для травмированных и так далее.

После победы "Дьера" в Лиге чемпионов

— Как возникла идея вашего совместного переезда в Ростов?

— Помимо совместной профессиональной работы, нас стала связывать еще и крепкая дружба. В Дьере Амброс был необыкновенно открыт для общения, всегда делился знаниями и опытом. Я очень многому у него научился.

Как только Амброс объявил в Венгрии, что не станет продолжать сотрудничать с "Дьером", он сказал мне, что у него есть приглашение из Ростова и он хочет видеть меня там своим ассистентом. Это было замечательным предложением. Но моя девушка Яна Кнедликова играет за "Дьер". Необходимо было все обсудить с ней. Пришли к общему решению. Я отправился с Амбросом за новым опытом в Россию, а Яна продолжает карьеру в Венгрии.

Томаш и Яна Кнедликова

— В Ростове круг ваших тренерских обязанностей стал шире?

— Значительно. Здесь есть видеоаналитик. Так что я не готовлю видео для главного тренера. Зато продолжаю собирать такой материал для вратарей.

Тружусь в плотной связке с Амбросом в ежедневном режиме, при необходимости закрываю различные участки. Мы регулярно работаем с игроками персонально: к примеру, Мартин может взять на себя группу полусредних, а я занимаюсь с крайними.

Так же протекают тактические занятия, когда мы готовимся к конкретному сопернику: можем разделить команду и точечно поработать на разных частях площадки. Еще на мне разминка и специальные упражнения для вратарей. Несомненно, уровень ответственности и спроса с меня здесь значительно выше.

— На этом отрезке сезона вы попадаете под давление результатов, которые необходимо достигать в Лиге чемпионов и Суперлиге...

 Основное давление всегда приходится на главного тренера. Но мы с ним единое целое. Если Амброс говорит "а", я буду ему вторить. Если он скажет "бэ", я должен это за ним повторить. Второй тренер может иметь свое мнение и высказывать главному, но только наедине.

Чувствую стопроцентную ответственность за то, что происходит с коллективом. Засыпаю сейчас, как и игроки, с неимоверным желанием выиграть ответную встречу у "Ференцвароша".

И, конечно, стремлюсь вырасти в главного тренера большой команды. Это моя цель.

— Готовы осилить такую роль уже сегодня?

— Приближаюсь к этому шаг за шагом. С каждым днем работы на таком уровне цель ближе. Стараюсь постоянно накапливать информацию, анализирую в том числе и мужской гандбол. Как часто говорит Яна, в фанатичном отношении к игре я человек ненормальный. Но по-другому не могу, это действительно моя страсть. Если хочешь быть большим тренером, то ты и должен быть таким.

— Представьте, что завтра вас позовут, к примеру, в сильнейший словацкий клуб "Ювенту". Пойдете?

— Нет. И это вопрос не амбиций, а договоренностей. Даже если меня позовет какой-то топ-клуб, останусь с Амбросом в Ростове. Он дал мне шанс проявить себя в теперешней роли, и мы договорились, что отработаем этот проект вместе на протяжении двух лет. Если кто-то действительно захочет предложить мне работу, то пусть звонит через год.

Повторный четвертьфинальный матч Лиги чемпионов"Ростов-Дон" — "Ференцварош" пройдет в субботу, 13 апреля, в ростовском Дворце спорта и начнется в 16.00 (мск). Прямую трансляцию можно посмотреть на телеканале "Матч! Страна", а за пределами России — на портале еhftv.cоm.

Лига чемпионов. Ростовчанки в Эрде: запас непорочности

ОПРОС: ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 13.04. "РОСТОВ-ДОН — "ФЕРЕНЦВАРОШ". ГДЕ ВЫ БУДЕТЕ СМОТРЕТЬ ЭТОТ МАТЧ?

Фото: пресс-служба ГК "Ростов-Дон", личный архив Томаша Главатого.

Лента новостей
© 2024 Быстрый центр. Все права защищены.
АСК «Виктория»