"Кристиансанд" решил вернуть в моду жанр саги — скандинавская история о спасении клуба достойна экранизации. БЦ рассказывает, почему.
Это всё
В воскресенье, 20 октября, вечером стало известно, что "Кристиансанду" не удалось собрать 25 млн норвежских крон (это порядка 2 млн евро), поэтому клуб признаётся банкротом. Руководитель совета директоров Петер Гитмарк не сдерживал слёз, говоря об этом на пресс-конференции, а на сайте клуба появилось обращение с общим посылом — нас больше нет.
Президент Норвежской гандбольной ассоциации Гейр Лио заявил о снятии клуба с розыгрыша чемпионата страны, а также рассказал, что "Кристиансанд" давно входил в так называемую красную зону.
Был шанс?
В понедельник днём один из бывших руководителей клуба и крупнейший акционер Мортен Йоргенсен заявил, что "Кристиансанд" можно было спасти. Мортен стал одним из многих спикеров, засомневавшихся в правильности указанной для спасения суммы, мол, 25 млн — это очень много.
Сериал той недели с отсчётом времени до банкротства он назвал шумихой, а необходимые, на его взгляд, 4-5 млн крон для выживания в краткосрочной перспективе клуб смог собрать. Также, по его сведениям, большинство членов совета директоров поддерживали такое решение, но боссы решили закрыть клуб сразу.
Позже Гитмарк подтвердил домыслы: "Денег для того, чтобы дотянуть до лета, у нас не было. Мы могли бы продержаться несколько месяцев, но тогда проблемы только накопились бы".
Также он заявил, что шанс на спасение был в передаче клуб новым акционерам, но к этой мере решили не прибегать.
Спасение
Но уже в понедельник вечером слёзы на лице Гитмарка сменились улыбкой. Он вновь вышел к журналистам и поделился радостной новостью — клуб будет жить!
Подробностей сразу не сообщил, но на сайте клуба появилась новость с заглавными буквами: МЫ СПАСЕНЫ!
ЕГФ будто что-то знала. Утром понедельника выпустила сухой пресс-релиз со словами: "Обсудим влияние ситуации на женскую ЛЧ со всеми соответствующими заинтересованными группами. Любое решение будет сообщено в надлежащее время и до выходных 9-10 ноября".
Не 25, а 2,5!
В следующие дни все герои истории стали раскрывать карты, как удалось избежать банкротства. Вкратце: несколько лет назад часть клуба, отвечающая не за спортивную составляющую, была выделена в отдельное юрлицо — Vipers Topphаndball AS. Команда же принадлежала Vag Handballklubb.
После совещаний в понедельник было принято пожертвовать первым и признать Vipers Topphаndball AS банкротом. Раз это юрлицо заключало все сделки (именно большие траты и стали главной причиной проблем), то пусть и отвечает.
Также должен смениться состав правления. Петер Гитмарк уже написал заявление об уходе. К слову, для руководителя одного из главных топ-клубов эта работа была… не основной! Петер трудится в коммуникационном агентстве в Осло, а дома в Кристиансанде проводит половину недели.
Уже упомянутый Йоргенсен возглавил операцию по спасению клуба, хотя сам назвал это "улучшением условий содержания". А о долге сказал так: "Желание собрать 25 млн было неправильно понято и передано таким образом, что воспринималось как грандиозный прыжок. Эта сумма практически соответствует годовому бюджету. До конца этого сезона необходимы 2,5 млн каждый месяц".
Йоргенсен снова стал самым крупным акционером "Кристиансанда", а вместе с ним в клуб стали инвестировать и десяток местных компаний. Также он заявил, что высокие зарплаты оказались не основной проблемой.
После скандального увольнения менеджера по маркетингу Кристера Полсена работа с потенциальными спонсорами испортилась, а поступления от них сократились в несколько раз.
Махинация?
Подобная схема не осталась без внимания со стороны проверяющих органов. Юрист Руне Холвик был назначен попечителем акционерного общества компании, начавшей процесс банкротства. И он очень сильно удивился, узнав, что активы Vipers Topphаndball AS были выведены до объявления о старте процедуры, что запрещено законом.
Также он заявил, что все дела находятся в ранней стадии рассмотрения, а сумма долга (общего, двух компаний) — 9 млн крон. Холвик выразил слабую надежду, что кредиторы получат эти деньги. На 4 декабря назначены первые слушания по этому делу в суде.
Как швейцарские часы?
Основная проблема прямо сейчас — клуб остался без спонсоров. С признанием юрлица банкротом все договорённости обнулились. Гитмарк заявил, что клуб постарается сохранить всех партнёров, переподписавшись с ними уже от лица нового юрлица, но переговоры назвал трудными.
Норвежские журналисты в среду связались с основными партнёрами клуба, которые сообщили им, что последнее сообщение от "Кристиансанда" получили в воскресенье вечером. В нём говорилось о банкротстве.
Также руководитель Совета директоров сказал, что контракты со спонсорами были заключены не совсем профессионально — договоры позволяли партнёрам удерживать средства (на которые рассчитывает клуб) и оставлять "Кристиансанд" в подвешенном состоянии.
Йоргенсен, по сути, ставший самым важным человеком в новой иерархии, заявил, что хочет вывести клуб на уровень доходов 2-3-годичной давности. Он предложил план по увеличению прибыли. В нём есть, например, такие пункты: больше болельщиков на трибунах, покупка пиццы у партнёров с клубными промокодами, подписка на фирменный клубный кофе.
Эксперт Бент Свеле верит в клуб: "Это звучит как хороший план. Есть группа из десятка человек, которые поговорили и согласились вместе двигать клуб дальше. По моей информации, ведутся переговоры и с более крупными спонсорами.
Главное — следовать плану до конца. И сделать правильные выводы из произошедшего. Теперь клубу надо снова завоевать доверие как в Норвегии, так и в Европе".
Иную точку зрения высказал эксперт Viaplay Уле Эревик: "Наивно полагать, что продажа пиццы у партнёров и приток болельщиков на трибуны принесут миллионы. Такой план не заставляет меня верить в устойчивое будущее. Честно: это выглядит дилетантски и как отсутствие уважения к сотрудникам и болельщикам".
Йоргенсен ответил красиво и загадочно: "Уле является гандбольным экспертом, поэтому вряд ли он в курсе всех деталей хитроумной игры "Кристиансанда" вне площадки".
Эта история явно не закончена. Кажется, что как минимум до конца группового этапа Лиги чемпионов клуб дотянет, поэтому насчёт проблем с календарём можно не переживать. Но следующих новостей, видимо, стоит ждать уже в начале декабря, когда кредиторы и клуб встретятся в суде.
Эксперт БЦ
Анна Жукова, доцент кафедры операционного и отраслевого менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ:
— Мы видим нетипичную для спортивной индустрии ситуацию фактически с выделением департамента маркетинга в отдельное юрлицо. В российской практике такие примеры можно встретить в лиге, например КХЛ, но для клубов это нехарактерно. Можно предположить, что были совершены действия, противоречащие этике спортивной организации.
Однако подробнее можно говорить о деталях, лишь подробно ознакомившись с законодательством о банкротстве Норвегии. И в том числе — важно понимать, кто в большей мере влияет на процесс решения о банкротстве спортивной организации: арбитражный управляющий или аудиторская компания.
Фото: TV2, VG