Повод для разговора с полусредней "Звезды" очевиден — вояж со сборной на спарринги в Швецию. Впрочем, Наталья рассказала нам не только об этом. Получилось интересно.
Выездные "товарняки" со шведками для 23-летней Никитиной не дебют за национальную сборную. В июне 2016 года, когда на горизонте маячила Олимпиада в Рио, на ничего не решавший матч отбора чемпионата Европы на Мадейру была командирована молодежная сборная во главе с Анатолием Скоробогатовым. Переодетая в национальную команду "молодежка" не подвела и выиграла у португалок. Наталья Никитина была в том составе, правда, ничего не забросила, играла совсем мало, как и чуть позже на домашнем чемпионате мира U-20 в Москве. Поэтому полноценной, пусть и товарищеской, премьерой в главной команде страны для Натальи стали именно спарринги со сборной Швеции.
— Самое яркое пока впечатление сезона? Спрашиваю, конечно, с намеком на попадание в экспериментальный состав сборной.
— Намек поняла, конечно! Но считаю, что лучше всего проявила себя в октябрьском матче Суперлиги против "Кубани" в Краснодаре. Игра получилась крайне напряженной, результативной и закончилась вничью 34:34. Считаю, "Звезда" сыграла на очень хорошем уровне, а я выдала свой самый результативный матч в сезоне: восемь голов из одиннадцати попыток. Минимум брака и максимум полезных действий.
— Как узнала, что тебя вызывают в сборную?
— На одном из занятий главный тренер "Звезды" и один из тренеров сборной Алексей Николаевич Гумянов как бы невзначай бросил, что вскоре меня позовут на сбор. Я ему кивнула, а сама не поверила. Подумала, что Алексей Николаевич мог и пошутить. Через какое-то время в клуб пришел официальный вызов в сборную на Иру Никитину, Марианну Егорову и на меня. Я, конечно, дико обрадовалась. Как бы избито это ни звучало, исполнилась мечта. Все оставшееся время до сборов в Новогорске я тренировалась на особом эмоциональном подъеме.
— Как считаешь, Гумянов составил игрокам "Звезды" протекцию?
— Думаю, в этом определенно есть его заслуга. В последнее время в лучшем случае одна гандболистка из Звенигорода участвовала в сборах. А сейчас в сборную ездили сразу три игрока "Звезды", и для нас, подопечных Гумянова в клубе, это стало большим событием.
— Чем запомнилась тренировочная неделя?
— Для начала мы с Марианной Егоровой опоздали на первую вечернюю тренировку. Проходили в этот день углубленное медобследование и в Новогорск припозднились. Скромно размялись в сторонке, а потом присоединились ко всем остальным. В целом ничем особенным по наполнению тренировки не отличались. Просто упражнения исполняются с другой интенсивностью, на более высоких скоростях, чем в клубе. Но это естественно, ведь в сборной, несмотря на эксперименты с составом, были и опытные гандболистки.
Еще запомнилось, что научная группа постоянно тестировала нас по самым разным параметрам. Такие "подопытные" сборы у меня были первый раз, но оказалось интересно все это пройти.
Я никогда не работала с Трефиловым, не испытывала на себе его тренировок. Старшие девочки иногда говорили, что порой не хватало трефиловских криков и упора на интенсивность. Конечно, Алексеев и Гумянов согласовывали весь процесс с Трефиловым как с главным тренером. Мне очень хотелось бы пройти сбор с Евгением Васильевичем, примерить на себя его требования.
— Сомневалась, попадешь ли в состав на игры в Швеции?
— Поначалу немного дергалась. В тренировочном процессе старалась выкладываться на полную, показывать все, на что способна. Пока не приехали ростовчанки, в частности Анна Сень, на левой полусредней использовали меня, Софию Синицыну и Лизу Малашенко. Поняла, что ничем не хуже других и должна попадать в обойму.
— Тебя считают не то разыгрывающей, не то полусредней. В списках сборной записали и вовсе правой полусредней. А ты сама себя кем считаешь?
— Если честно, я вообще не люблю позицию разыгрывающей. Центральная раздает передачи, организует атаки, но мало кто может ей подыграть. Позиция полусредней для меня намного комфортнее, оттуда я лучше вижу площадку, знаю, где лучше обыграть, а где — сделать стяжку. Раньше в "Звезде" Гумянов часто ставил в центр, и для меня это было настоящим наказанием. Кажется, еще мне не хватает концентрации, чтобы на должном уровне исполнять функции разыгрывающей.
— Кто для бомбардира Никитиной лучший плеймейкер?
— Моя однофамилица и партнер по клубу Ира Никитина. Ни с кем из разыгрывающих я так долго не играла, как с ней. Мы отлично понимаем и дополняем друг друга, с Ирой очень комфортно. Но только не думайте, что сыгранность пришла сразу. Было время, когда вообще не соображали, кто куда бежит и чего хочет.
— В Швеции Ирина была основной разыгрывающей, а тебе пришлось весь первый матч отсидеть в запасе.
— Команда хотела выиграть, и тренеры больше доверяли опытным игрокам. Во втором тайме первого матча был момент, когда Аня Сень показала, что устала и нужна замена. Алексеев успел мне шепнуть, чтобы я готовилась. Но потом мы взяли тайм-аут, Сень дала понять, что смогла отдышаться, и необходимость замены отпала. Я, конечно, расстроилась, что меня так и не выпустили. Но понимала, что будет еще шанс во втором матче. У меня скопилось столько энергии! Устала только сидеть на лавочке и хлопать в ладоши.
— Во второй игре ты действительно получила свой кусочек игрового времени.
— Помню, говорила девчонкам, что вижу, как можно обыграть защитниц с позиции полусредней. Они мне в ответ: со скамейки-то все видно, а на площадке все соперники вокруг становятся значительно крупнее. А Аня Сень сказала: когда выйдешь, сделай свой коронный обыгрыш. И у меня получилось! Первый бросок оказался точным, и я сразу почувствовала уверенность. Гумянов на скамейке по голове погладил: поздравляю с первым голом, мелкая! Он меня так в "Звезде" иногда называет, а Иру Никитину — Никитосом.
Время игры так быстро закончилось, а я не хотела с площадки уходить, только во вкус вошла. Успела, конечно, и "накосипорить". Самым обидным было выскочить один на один и бросить в штангу. Всего у меня из шести бросков в ворота зашли три.
— Что нужно сделать, чтобы тебя снова позвали в сборную по окончании российского сезона?
— Наступает самое важное время в нашем чемпионате. Необходимо максимально помочь команде и показать свою настоящую игру. Может, прямой зависимости между результатами клуба и приглашением в сборную нет. Но думаю, что на первой стадии плей-офф "Звезда" пройдет "Астраханочку" и посражается за медали.
— Друзья-знакомые наверняка выстроились в очередь за подарками из экипировки сборной.
— Именно. Много таких людей сразу появилось. Пока подарила одну тренировочную кофту. Отбиваюсь от других просьб, но к концу сезона могу не устоять под напором просителей.
— В молодежной сборной страны среди девушек 1996 года рождения тебе так и не удалось стать важной фигурой...
— Мне кажется, я поздно попала в ту обойму. В младших возрастах меня там и близко не было. Впервые пригласили, когда исполнилось 19. Я была игроком "Ростов-Дона", но однажды главный тренер "молодежки" Анатолий Скоробогатов попросил отдать меня в майкопский АГУ-"Адыиф", чтобы я набиралась практики с прицелом на домашний молодежный чемпионат мира. В Майкопе играла и много забрасывала, но в заявку "молодежки" на чемпионат мира в Москве все равно не попала. Дозаявили только в самом конце турнира и выпустили на считанные секунды. Честно говоря, не чувствовала никакой причастности к полученной серебряной медали. Повесили ее на шею — и ноль воспоминаний. Есть у меня и серебро чемпионата Европы U-19, взятое годом раньше. Тогда я еще представляла в сборной Ростов и получала побольше игрового времени.
— Считаешь себя воспитанницей Ростова-на-Дону?
— Нет, конечно! Я приехала в Ростов в 18 лет, а с детства занималась гандболом в Казахстане, в Алма-Атинской области. Мои первые наставники — Вера Минеева и Мажит Юсупов, я воспитанница казахстанского гандбола. Родители не хотели отказываться от российского гражданства и принимать казахстанское. Мне предлагали сделать его при помощи фиктивного брака, чтобы появилась возможность играть за сборную Казахстана, но я отказалась. С "Ростов-Доном" меня связали вратарь Ольга Ворона, выступавшая тогда в Казахстане, и Наталья Кубрина, известная казахстанская гандболистка. Так, после краткосрочного просмотра летом 2014 года я оказалась в Ростове-на-Дону, во второй команде у Ольги Эрнестовны Карпенко.
Тренироваться с основой меня пригласил датчанин Ян Лесли. У него я получала игровое время в матчах против слабых соперников по Суперлиге, а против сильных он меня не использовал. Когда Лесли узнал об интересе ко мне со стороны "Звезды", сам решил со мной поговорить: уважаю тебя как гандболистку, но, если останешься в Ростове, не смогу гарантировать тебе необходимое для роста игровое время. Мол, здесь собраны опытные игроки, и тебе будет легче проявить себя в молодой "Звезде". После этого я перебралась в Подмосковье. Кстати, начинала тоже на скамейке и долго пробивалась в основной состав.
— Можешь представить, что снова окажешься в "Ростов-Доне"? Уже более опытным и мастеровитым игроком.
— Сейчас все хотят играть в "Ростов-Доне". Объективно это самый прогрессивный клуб Суперлиги. Мои чувства двояки: с одной стороны, хочется еще раз попробовать себя в ростовском клубе с позиций зрелости и опыта, а с другой — меня все устраивает в "Звезде", где очень комфортная обстановка. Если поступит предложение от "Ростов-Дона", будет очень сложно принять решение.
Фото: пресс-служба ГК "Звезда".