Сегодня — 9 дней, как ушёл от нас знаменитый спортивный врач, травматолог Роман Зубов. Ему было 95 лет… Когда нас покидают такие люди, всегда грустно. БЦ вместе с теми, кому он продлил спортивную жизнь и просто по-человечески помог, вспоминает Романа Сергеевича.
Михаил Луценко, один из самых известных гандболистов легендарного столичного клуба "Кунцево" и сборной СССР:
— У нас тогда туровая система была: играли в одном месте по несколько матчей за день. Так вот, Роман Сергеевич, будучи врачом сборной страны, не делил никогда гандболистов на своих и чужих, а постоянно интересовался, у кого какие проблемы. Иногда сам подходил к игроку и спрашивал: "Что у тебя со спиной?" К нему многие обращались за помощью!
Я знаком с ним с 1968 года, когда попал в основу команды мастеров. Травм ведь не избежать. Помню, к Зубову мне посоветовали обратиться старшие товарищи и Борис Акбашев, увы, его с прошлого года тоже нет с нами.
Памяти Мэтра. "Меня в Исландии офицером прозвали: я навёл там порядок". Каким был Борис Акбашев
Как-то Роман Сергеевич пригласил на Центральный стадион имени Ленина в Лужники, где работал. Осмотрел меня. И так у нас началась дружба. Впрочем, он ко всем людям относился хорошо, что говорить. Если уж совсем что-то между людьми не произойдёт…
Я его считаю спортивным доктором номер один. Зубов работал с Александром Яковлевичем Гомельским в баскетболе, и это о многом говорит!
Конечно, в мире гандбола его знали все. Не только в СССР, в других странах тоже. И даже иностранцы просили помочь: связка ли, палец, колено…
Могу уверить: ни разу не было, чтобы он осмотрел и ничего не сделал. Если что-то выходило за пределы его полномочий, он передавал пациента в стационар, будь то ЦИТО или другие больницы. В надёжные руки. Отправлял, например, к хирургу олимпийской сборной Зое Мироновой.
Он был одновременно принципиальным и отзывчивым. За границей доктор отслеживал наше питание, общее состояние. Если видел, что нужно освободить от тренировки (такое, впрочем, бывало редко), говорил тренеру, что надо игрока поберечь. Он со всеми в команде он находил общий язык. Таким до последних дней и остался…
Что рассказать ещё? Роман Сергеевич очень любил природу. Иногда на прогулке где-нибудь за рубежом увидит растение, цветок или куст — забирает с собой на дачу в СССР. Мы ему тоже помогали в этом… А ещё за границей он меня лично практически спас. Я тогда впервые попробовал салат с киви. Ну и… Доктор, когда меня увидел, сразу констатировал: аллерген! Вовремя остановил и категорически запретил употреблять в пищу этот фрукт.
Прекрасно владел английским языком. На олимпийских или иных крупных турнирах с командой, как правило, был профессиональный переводчик, но на других выездах за рубеж он брал на себя эту роль. Очень помогал.
К слову, и нас наставлял: мол, спорт рано или поздно закончится. А надо сохранить себя при деле, уметь добиваться цели. И мне его советы очень помогли в будущем в отношениях с людьми…
Порой хотелось в номере полежать, поспать или журнал почитать, а он тащил нас посмотреть, куда мы приехали. Узнать город и его историю. Привезти воспоминания!
Роман Сергеевич работал с очень серьёзными и непростыми тренерами. Так, помню, Игорь Турчин, с которым я трудился в женской сборной СССР, его качества сразу увидел. И игроки той знаменитой команды всегда его вспоминают. Уверен, таких людей в принципе не забывают никогда.
Супруга знаменитого гандболиста Татьяна Луценко, тренер по гимнастике:
— Это был не просто спортивный врач, а вообще доктор с большой буквы. Он олицетворял собой профессионала, который умел поднять на ноги любого спортсмена. От клятвы Гиппократа не отступил ни разу. Помогал всем.
Я же не была ни знаменитостью, ни женой Михаила Андреевича на тот момент, когда Роман Сергеевич впервые пришёл на помощь. А тогда тренировалась через боль. У него пациентов и так хватало. Но он изучил мои снимки и понял, как надо действовать. Вспоминаю исключительно добрым словом…
Юрий Шевцов, чемпион мира-1982, олимпийский чемпион-1988, сейчас главный тренер сборной Беларуси:
— Ушла эпоха, иначе не скажешь… Глыба! Хотя, знаете, ему даже это слово не подходит. Настолько это был спокойный и уравновешенный человек.
Всегда говорил: "Не волнуйся, сейчас мы всё сделаем". И далее шло похлопывание по плечу, отцовское такое поглаживание, оно придавало уверенности в собственном здоровье и вообще — будущем. Приходишь с большой проблемой, завтра играть, а он поговорит спокойно, мягко так...
Конечно, не знаю, что творилось в его душе. Наверняка тоже нервничал, как и другие люди. Но вокруг него была аура спокойствия.
Олимпийский чемпион 1976 года по гандболу Юрий Кидяев:
Юрий Кидяев. Ёжик вышел из тумана
— Отзывчивый, коммуникабельный, как и положено командному доктору. Не подберу даже слов, чтобы описать его доброту и чуткость... С 1975 года по 1987-й я был в его руках. Он всегда помогал, хотя к Роману Сергеевичу очереди на приём стояли.
Лечил меня и других в кратчайшие сроки. И в терапевтической практике тоже был на высоте. Прописывал восстановительные лекарства, витамины… При этом заботился о спортсменах, всегда говорил главному тренеру, если вдруг понимал, что человек вскоре сломается.
Работал он практически до последнего, например, с молодёжной сборной, пока силы позволяли… Ох, жаль, что такие люди уходят! Остался от руководства той команды только главный тренер Анатолий Евтушенко, дай Бог ему здоровья. А Роману Сергеевичу светлая память!