Известный специалист Николай Чигарёв, сейчас работающий с мужской командой Российского университета спорта ГЦОЛИФК ответил на вопросы портала studentsport.ru.
— Не скучаете по тренерской работе на профессиональном уровне?
— Безусловно, я фанатично предан своей работе и тому виду спорта, который для себя выбрал. Специалисты из моего поколения не привыкли работать и думать по-другому. Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас. В любом случае, я продолжаю следить за своими подопечными, выступающими на разных уровнях. Их успехи и достижения лучше любых слов свидетельствуют о том, что ты не зря работаешь и вкладываешь душу в свою профессию.
— На ваш взгляд, в чём видимое отличие советского гандбола от российского?
— Раньше клубы рассчитывали в большей степени на собственных воспитанников, и переходы из клуба в клуб были очень редкими, не говоря уже о легионерах. Сейчас же мы видим, как гранды российского гандбола забирают лучших игроков других клубов, тем самым искусственно ослабляя своих конкурентов. На мой взгляд, это не та система, по которой нужно развивать отечественный гандбол. Зачастую игроки при переходе в другой клуб не всегда попадают в основной состав, перестают расти как гандболисты, теряют мастерство и психологическую уверенность. В советское время в каждой команде элитного дивизиона было по два-три одарённых гандболиста, на которых приходили болельщики. Уровень конкуренции в мужском чемпионате сейчас очень сильно ослаб, отсюда и результаты национальной сборной.
Мы должны понимать, что уход ведущих игроков из клуба не может безболезненно сказаться на самом клубе и его результатах. Чтобы "с нуля" воспитать игрока уровня Суперлиги, мужской или женской — не важно, нужно примерно пять-шесть лет, при двух-трёхразовых тренировках в день. И здесь нужно учитывать, что и через этот достаточно продолжительный цикл по разным причинам проходят далеко не все.
— Насколько сильно современный гандбол трансформировался и шагнул вперёд в сравнении с прошлым веком?
— Конечно, в отдельных аспектах гандбол серьёзно шагнул вперед. Уровень российского гандбола сейчас сложно оценить, так как ведущие игроки сейчас выступают за рубежом, а национальные сборные не имеют игровой практики на высоком уровне. Что касается мужского гандбола, можно смело говорить, что сейчас мы серьёзно проигрываем скандинавским странам, да и многим другим европейским сборным. Но как и раньше, многое сейчас по-прежнему зависит от уровня исполнителей в команде.
Думаю, выросло только индивидуальное мастерство. Нельзя сказать, что интенсивность, темп и скорость игры в современном гандболе серьёзно превосходит то, что мы видели во второй половине ХХ века. Думаю, суждение о том, что то гандбол не идёт ни в какое сравнение с тем, что есть сейчас, — это всего лишь иллюзия. У болельщиков может сложиться такое мнение, но оно скорее обманчиво и это объяснимо. Возьмём Олимпийские игры 1976 года в Монреале: трансляция велась с двух камер, поэтому у зрителей, которые пересматривают матчи с того турнира, может сложиться ощущение, что игроки передвигаются по площадке медленно. Сейчас болельщикам дают такую картинку с яркими повторами и динамикой, которая выставляет современный гандбол только в лучшем свете. Я уверен, что лидеры советского гандбола 70-90-х годов прошлого века точно не затерялись бы сейчас на любом уровне, а скорее всего, и также были бы звёздами мирового гандбола.
Но еще в 1973 году на тот момент наставник мужской сборной СССР Анатолий Николаевич Евтушенко предугадал тенденции развития мирового гандбола. Уже тогда он добился введения в единое положение о чемпионате Советского Союза пункта о высокорослых игроках — о том, что в каждой команде должен быть минимум один полевой игрок с ростом не менее 195 см и один вратарь 190 см. Они должны проводить на площадке не менее 15 минут за матч. В первый год это было посмешище, но уже через год все высокие гандболисты заиграли на высоком уровне. Также Анатолий Николаевич добился введения правила 45 секунд на атаку. С появлением этого правила интенсивность игры возросла. Все эти нововведения принесли свои плоды уже в 1976 году, когда мужская сборная СССР завоевала золото Олимпийских игр в Монреале.
— Вспомните, что в современном гандболе в последний раз вызывало у вас удивление?
— Меня удивляет скандинавская школа и тот прогресс, которого она смогла добиться. На мой взгляд, сейчас скандинавские сборные — это законодатели мод и первооткрыватели в современном гандболе, что касается внедрения новых технических элементов или усовершенствования уже использовавшихся, — рассказал Николай Чигарёв.
Фото: studentsport.ru