"Быстрый центр" уже сообщал, что недавно завершился дебютный розыгрыш Профессиональной гандбольной лиги Индии.
Появление относительно нового для Индии и любимого нами вида спорта в первой стране мира по численности населения (да, есть сведения, что она уже обошла Китай в этой "турнирной таблице"!) не может не вызвать интереса. Тем более когда не последние роли в этом гандбольном Болливуде исполняли русскоязычные игроки.
За разные команды выступали Александр Лесник, Андрей Недбайло, Артём Мартынов, Артём Уланов, Дмитрий Киреев, Эмиль Миннулин и Ярослав Шабанов. Однако самым заметным гандболистом чемпионата был полусредний из Молдовы Игорь Киселёв — капитан "Махараштры Айронмен", выигравшей дебютный титул.
Он забросил 11 мячей в финале и стал лучшим игроком решающей встречи. Пройти мимо такого события БЦ не мог, поэтому немедленно связался с Игорем и расспросил его о самом интересном.
Но для начала — справка. В первом розыгрыше лиги участвовали 6 команд. Сначала они провели двухкруговой турнир, потом четыре лучшие сформировали полуфинальные пары, затем — финал. Всё это уместилось в 17 дней. Играли в одном зале — в Джайпуре.
Для лучшего понимания происходящего — небольшая нарезка моментов одного из матчей "Махараштры".
— Вопросов, понятное дело, очень много. Начнём с главного — как вы оказались в Индии?
— В конце мая мне написал Андрей Иванович Иванов — тренер челябинского "Динамо" времён моего выступления за клуб в 2019 году. Спросил, есть ли желание поиграть в Индии. Как я понял, он должен был ехать туда тренировать, но что-то не срослось. Лесник и Недбайло, кстати, челябинские воспитанники, Киреев — из Уфы.
На момент этого приглашения с "Кейджегизом" я уже вылетел из плей-офф чемпионата Турции, поэтому планировал отпуск с супругой. Спросил об условиях, посоветовался с женой, так как ехать надо было одному и сразу: чемпионат организовывался немного впопыхах из-за недавней смерти главного организатора, который занимался созданием лиги пять лет.
Между звонком и прилётом в Индию прошла неделя. Визу мне довольно быстро сделали через посольство Индии в Москве (у меня есть российский паспорт). Интересовался и лицензиями, надо ли за меня платить "Кейджегизу" или оформлять аренду, но меня заверили, что ничего не нужно.
Как я понял, Премьер-лига — отдельное соревнование от чемпионата Индии. Так у них во всех видах спорта — и в баскетболе с волейболом, которые также пытаются развивать, и в крикете — главной игре страны.
— Как формировались команды?
— Точно не знаю, но было похоже на драфт, так как тренеры моей команды о многих игроках говорили, что ранее руководили ими. Позже выяснилось, что с Дмитрием попали в последний вагон: не смогли приехать ребята из Ирака, поэтому позвали нас. Мы прибыли последними, пропустили примерно неделю тренировок.
Тренеры везде местные, но одной командой руководил португалец, основная работа которого в третьей шведской лиге. Игроки же были из Ирана, Омана, Узбекистана и Иордании.
А вот судьи все приезжие: пары из Ирана, Омана и девочки-арбитры из Кувейта.
— Вас сразу назначили капитаном?
— Нет, но история вообще занимательная. Во-первых, приехал не сразу, во-вторых, первые тренировки проходили в Пуне (второй город штата Махараштра после Мумбаи (Бомбей) — БЦ), а там был зал без окон. Соответственно — площадка в песке, мячи грязные, перекачанные, липучкой никто не пользовался. На первом занятии даже не бросал почти, по взглядам местных понял, что они сильно недовольны легионером, мол — кого вы нам привезли (смеётся)!
По моей просьбе липучку достали, начал тренироваться в полную силу, через пару дней парни уже кричали, что теперь точно выиграем лигу (улыбается).
В Индии гандбол, конечно, более простой и примитивный. Например, в ситуациях, когда игрок не может быстро найти продолжение, он просто бросает в сторону ворот.
Стало понятно, что так мы ничего не добьёмся. Обратился за помощью к Дмитрию Фридману — исполнительному вице-президенту Международного спортивного комитета БРИКС, который курирует индийские лиги. Вместе с ним поговорили с тренерами, предложили больше времени уделить тактике. Они пошли на диалог, мы начали разучивать самые простые комбинации.
У ребят как-то сразу начало получаться, они были счастливы, как и тренеры, да и я тоже. Позже они меня нарекли чуть ли не играющим тренером, а на последней тренировке перед отъездом уже владелец клуба вручил мне капитанскую повязку.
Играть приходилось по 60 минут, сложностей добавлял короткий перерыв — всего 5-6 минут. Это было тяжело — только дошёл до раздевалки, попил воды, а уже пора возвращаться. Да и разминаться перед матчами приходилось на улице — всё из-за графика трансляций.
На первых порах прикрикивал на ребят, когда они делали что-то неправильно. Тренер меня успокаивал, мол, не надо так. Зато потом, когда начали приходить результаты, сказал: "Делай, что хочешь, нам главное — победить (улыбается)".
Парни тоже сначала оправдывались, потом спрашиваю у них: вот ты сделал, как я сказал, всё получилось, забросил мяч, так почему не делать так постоянно? Спустя какое-то время общий язык всё-таки нашли…
— Кажется, история с гандбольной лигой повторяет футбольный путь — клубы содержат местные бизнес-элиты. "Махараштрой", если верить интернету, владеет продюсер Болливуда.
— Как нам рассказали, он был высоким армейским чином раньше, а ныне владеет серьёзной командой по крикету, а также парой телеканалов. С финансами всё было хорошо, думаю, на уровне Катара, Кувейта и других ближневосточных лиг.
— Несмотря на почти 1,5 миллиарда населения, трибуны, судя по ТВ-картинке, на матчах заполнялись не полностью…
— Интерес нарастал с каждой игрой, людей было много. Возможно, в трансляцию попадала трибуна с ВИП-местами, а так приезжали поддерживать своих и болельщики из других городов. Билеты — бесплатные, акцент делался на трансляциях. И в YouTube показывали, говорили даже о 100 тысячах зрителей в пиковые моменты, и на двух крупных местных телеканалах транслировали.
— Точно, медиасоставляющая соревнований была налажена, одна графика трансляций на каком уровне! А проводились ли какие-то дополнительные активности для игроков и болельщиков?
— Столько интервью, как за этот месяц, не дал за всю жизнь — ТВ, газеты... Но спрашивали, конечно, почти одно и то же — о взгляде иностранца на Индию и местный гандбол. Как капитан участвовал в презентации лиги, приезжал и президент Азиатской федерации гандбола. Клуб также просил постоянно выкладывать что-то в соцсети для продвижения.
Приглашали и местных популярных блогеров, некоторые даже миллионники. С ними записывали ролики, они учили нас каким-то фразам и местным танцам.
— Показалось, что в Индии пытаются играть современно, например, не чураются снимать голкиперов, активно защищаются. А каков общий уровень лиги?
— В целом — есть хорошие и игроки, и команды. А если учесть, что они начали развивать гандбол несколько лет назад, даже сборная, по-моему, впервые собралась недавно, то прогресс впечатляет. Хотя уровень, конечно, слабенький. Но надо помнить, что мало кто из игроков занимается гандболом с детства — даже 30-летние играют только 4-5 лет.
Так получилось, что в нашей команде лидеров было два — я и иранец Джалял Киани. После первых же игр против нас стали действовать активно и высоко. Но комбинации, которые мы разучивали, частенько проходили.
Да, почти для всех гандбол — не основная занятость. Перед отъездом ребята спрашивали у меня, чем буду заниматься. Я говорил, что вернусь в Турцию и снова выйду на площадку. У них вызвало удивление, что я играю круглый год, и это моя основная работа.
Оказалось, что даже в крикете сезон их главной лиги длится пару месяцев. Потом игроки выступают в соревнованиях по всему миру, а также в других индийских лигах.
— Кстати, об игроках. Вратарь вашей команды Навин Дешвал стал автором главного момента сезона — сделал сальто после сейва.
— Я его поругал. В первой игре сезона один из голкиперов сломался, остался только Навин и Саша Лесник, которому в 17 лет трудно было бы войти в некоторые напряжённые игры. Говорю: "Ты зачем это делаешь, у нас важные матчи впереди?" Тем более у него были какие-то проблемы с коленом... Оправдывался, говорил, что эмоции (улыбается). Но в зале момент оценили все.
— Судя по счёту, финал не стал самым сложным матчем сезона?
— Первый тайм был тяжёлым, вели 4 мяча, но потом наошибались, спустили до одного. У соперников в воротах был иранец, с которым в прошлом сезоне я играл в одной команде. Знал, что если пару мячей отобьёт, поймает кураж, но нам удалось справиться. Кстати, заметил, что если команда проигрывает 5-6 мячей, то перестаёт бороться.
За победу вручили Кубок, медали, были призовые от лиги и бонус от владельца. Статуэтки за признание MVP финала и полуфинала тоже привёз домой, как и ещё пять призов — их давали не только за звание MVP, но и, например, за авторство самого яркого момента матча. После каждой игры лучших отмечали в трёх номинациях.
— А какие условия были созданы для спортсменов? Восстановление, медпомощь, тренировочный процесс…
— В отеле был бассейн, доступный в любое время, массаж тоже, это сильно помогало. Пару раз возникли проблемы с рукой, буквально не мог её поднять, обратился за помощью к врачу, который делал иглоукалывание. Не знаю, как, но на утро после этого был как новенький!
На арене тоже всё было нормально, хороший тарафлекс, хотя в Пуне после Турции было непривычно. Там покрытие постелено прям на бетоне, поэтому после тренировки сразу шёл к массажисту. Как только вышли на площадку в Джайпуре, вся команда сразу начала спрашивать: "Игорь, ну как тебе? Всё устраивает, ничего не болит?" (Улыбается).
Привезли коробки липучки, хотя и той, старенькой, в зелёных банках (Trimona — БЦ). Накачку мячей тоже удалось отбить через президента Азиатской федерации. Сначала ругался с судьями, потом к нему подошёл, сказал, что нельзя перекачанными мячами играть. В итоге согласились спустить.
— Кстати, на каком языке общались?
— На английском, большинство индийцев его знают. Причём настолько хорошо, что некоторые слова я даже не слышал. Но говорят очень непонятно. Все мемы об индийском английском — не выдумка.
У меня была пересадка в Дели, пошёл в "Макдональдс" и минут 10 объяснял кассиру, что мне надо. Я раз 15 просил её говорить медленнее, а она смотрела на меня как на дурака, мол, что непонятного, я же на английском говорю (смеётся).
Интересно, что между собой они часто говорят на английском, так как разница хинди по штатам — велика. Много диалектов, где-то есть пересечения с персидским языком. Ну а свой английский они понимают хорошо (улыбается).
Как это бывает, пожалуй, везде, меня местные тоже пытались чему-то научить. Просили сказать какие-то слова, а потом смеялись. Запомнил только приветствие — намасте. И спасибо — что-то созвучное с шабаш.
— Что дальше? Планируется ли второй сезон?
— Да, судя по отзывам, всем очень понравилось. Мне, например, до сих пор пишут болельщики, иногда звонят, просят поговорить. Прибавилось у меня и подписчиков, хотя активным пользователем соцсетей не являюсь (улыбается). Даже нашли аккаунт супруги, скидывают ей фотографии и картинки со мной.
Как рассказали, хотят добавить ещё две команды. Тренеры тоже сразу сказали нам: "Вы — наши, в следующем году берите жён, детей, приезжайте".
Для первого раза, считаю, прошло очень хорошо, мне понравилось! И если они продолжат приглашать легионеров, то лига станет ещё сильнее, что положительно скажется на популярности.
— Думаю, с индийском гандболом закончим. Давайте о быте. Когда ваши близкие узнали, что вы едете в Индию, кто-нибудь вспомнил о "Шантараме" (мировой бестселлер австралийца Грегори Дэвида Робертса, основанный на воспоминаниях о приключениях в Индии — БЦ)?
— Ха, он у меня давно лежит недочитанный (улыбается). Да, кто-то из близких сказал о нём, но большинство, конечно, говорили, чтобы без фотографии с Митхуном Чакраборти (индийский актёр — БЦ) не возвращался (смеётся).
— Что загуглили самым первым после того, как поступило предложение поехать в Индию?
— Что посмотреть в Джайпуре. Да и вообще — информацию о жизни в городе.
Мне сразу сказали, что играть будем там, а в Пуне у команды тренировочный лагерь. Кстати, в обоих городах жили в отелях одной фирмы, только с разницей в звёздности.
— С таким владельцем клуба, наверное, не удалось пройти мимо индустрии Болливуда. Побывали в индийских кинотеатрах?
— Нет, было очень мало свободного времени. В Пуне, например, выходили на тренировку в полшестого утра, потому что днём невыносимо жарко. Но история с актёром есть. На полуфинал приехал какой-то местный знаменитый артист, с ним все фотографировались, а он был в майке — "Раджастана", за которую играл Дима Киреев.
После нашей победы этот актёр приехал к нам в отель, поздравил и на финал пришёл уже в нашей майке. Потом зашёл к нам в раздевалку, отметил мою хорошую игру, я поблагодарил и спросил: "Ты же изначально не за нас был?" Он сначала удивился, что я его узнал, но на вопрос, возможно, немного обиделся (улыбается).
— Что было самым удивительным, с чем вам довелось столкнуться в Индии?
— Духота и влажность. По самому городу пешком почти не ходили, если надо было в магазин — звонили менеджеру, он приглашал водителя и часто даже ездил с нами. Жили не в самом центре, идти до популярных мест далековато, а жара стояла невыносимая — под 40 градусов. Только выходишь на улицу — сразу в пот бросает. В первый игровой день в зале тоже было душно, но потом включили вентиляцию.
Также удивила любовь индийцев к крикету. Он — почти как религия, а игроки — полубоги. По ТВ его постоянно крутят, а на любом пустыре дети и взрослые организуют поля для него. Примерно, как у нас в футбол на улице гоняют.
Да, ещё как ребёнок постоянно удивлялся коровам на дорогах. Ну и скажу о людях — они очень доброжелательные, улыбчивые, всегда спрашивали, всё ли у меня хорошо.
— Как вам местная кухня? Или в отеле кормили по-европейски?
— Нет, тоже думал, что будет привычная еда, но за исключением макарон, бутербродов и омлета — всё местное.
Честно: понравилось только мороженое из манго. Этот фрукт в Индии, как у нас картошка — очень популярный и не такой дорогой.
Во время одной из прогулок увидел на уличном прилавке коктейль из молока и манго. Попросил менеджера купить, а он ответил, что лучше не надо, так как манго — дешёвый, значит — плохой. Я сильно удивился, сказал, что у нас любой манго — деликатес.
Вот десерты в Индии вкусные. И рыба тоже, особенно в грейпфрутовом соусе, но всё остальное, конечно… Говорили иногда, что какое-то блюдо не сильно острое. Ну это для них, как оказалось, а у меня потом всё горело (смеётся).
Но и с кухней удалось договориться. На завтрак просил куриные сосиски с омлетом, на ужин — курицу с чем-нибудь. А спустя несколько дней все работники знали, что в четыре часа перед игрой мне нужны макароны с жареной курицей (улыбается).
— Наверняка же что-то не понравилось. У многих, думаю, Индия ассоциируется с антисанитарией…
— Не без этого. Один раз поехали на местный базар за сувенирами. Вышли в районе, где атмосфера была не самая приятная — запахи, попрошайки, которые ведут себя нагло, хватают за руки. Хорошо, заранее узнал, что им лучше вообще ничего не давать, иначе все с округи стянутся и не отпустят, пока каждый что-то не получит. Так что мы оттуда быстренько ушли.
В центре, конечно, есть и торговые, и бизнес-центры, но буквально в нескольких метрах от них — свалки, скот пасётся, люди спят на улице. Наверное, это удивляет только приезжих, местные же — привыкшие к разделению на касты и такой жизни.
Хотя есть и красивые места, даже если не искать достопримечательности. Очень зелёная страна, некоторые деревья — под крышу домов, как будто города в лесу. Кстати, когда ехали на базар, сфотографировались у какого-то интересного сооружения, а потом оказалось, что это был старинный форт.
— А вернуться в Индию в качестве туриста хотелось бы?
— Как я уже сказал, тренеры перед отъездом сказали, что в следующем сезоне будут на нас рассчитывать, попросили не брать трубки от других команд (смеётся). Я ответил, что приеду только с женой и попрошу организовать поездку на Гоа, они, конечно, согласились, осталось выиграть чемпионат (улыбается).
Хотя и в этот раз обещали показать Индию. Но из-за небольшого соревновательного сумбура не получилось.
Ещё раз хочу сказать спасибо Андрею Иванову за то, что предложил поехать именно мне, а также Дмитрию Фридману за постоянную помощь. Я им очень благодарен!
— А где вы начнёте следующий полноценный европейский сезон?
— Пока ещё не знаю. Звали и турецкие команды, но пока ждём ответов от нескольких клубов, потом выберем с женой лучший вариант. Думаю, в течение недели этот вопрос решится. И читатели "Быстрого центра" узнают об этом одними из первых!
Фото: личный архив Игоря Киселёва