Сара Ристовска любит носить туфли на шпильке, переживает в футболе за миланский "Интер" и, несмотря на три неудачные попытки, по-прежнему мечтает выиграть Лигу чемпионов. Реактивная правая крайняя ЦСКА — единственная из оставшихся в команде легионеров. По окончании прошлого сезона она могла уехать в Европу, но решила не менять прописку. Почему — македонка рассказала в интервью БЦ.
— Сборная Северной Македонии не отобралась на чемпионат мира. Как вам видятся перспективы национальной команды, что нужно сделать для шага вперёд?
— Как участницы чемпионата Европы-2022, который наша страна принимала в качестве одного из организаторов, мы напрямую вышли во второй раунд отбора к ЧМ-2023. Такого шанса у нас давно не было, лет десять уж точно (последним крупным турниром, на который отобралась сборная с Балкан, был ЧЕ-2012 — БЦ).
Мне кажется, мы сломались под давлением, которым сами себя и нагрузили, нас чересчур обременяли мысли о том, что должны обыграть украинок, слишком рано начались разговоры про то, что мы уже на чемпионате мира.
ЧМ-2023. Ержабкова — на чемпионате мира, Ристовска — за бортом, Кнедликова — на пенсии
Македонская сборная сегодня — сплав опыта и молодости. У нас есть и высококачественные, сформировавшиеся игроки, и молодые гандболистки, которым только предстоит сформироваться не только в игровом плане, но, в первую очередь, и как личностям. Чтобы добиться лучшего результата в будущем, надо много работать.
Этот шанс мы упустили, но проигрыш уже в прошлом, ничего нельзя изменить. Я давно в сборной и с нетерпением жду тот день, когда совершим нечто запоминающееся. Наша страна маленькая, в Северной Македонии гораздо меньше гандболисток, чем в России, но труд и самоотдача непременно приведут к успеху.
"Не могу сказать, что уровень конкуренции снизился…"
— ЦСКА вихрем пронёсся через регулярку Суперлиги, уступив лишь в последнем матче. Что изменилось по сравнению с прошлым сезоном, в чём секрет такого превосходства над конкурентами?
— Ключевой фактор — командный дух. Мы прочно сомкнули ряды в этом сезоне, каждая из нас играет за команду, никто не форсирует индивидуальную игру, которая могла бы нарушить наше единство. Значит, хорошая атмосфера на первом месте. Кроме того, теперь мы выступаем только в чемпионате и Кубке России, тогда как в двух предыдущих сезонах играли и Лигу чемпионов — давление было выше, а теперь у нас больше времени на восстановление, отдых.
— Конкуренты стали слабее?
— Не думаю. И ЦСКА, и "Ростов" покинули иностранные гандболистки, так что теперь это похоже на "междусобойчик" россиянок. Не могу сказать, что уровень конкуренции снизился, каждая команда показывает качественную игру, каждый матч — новый вызов, и нельзя расслабляться вне зависимости от того, кто твой соперник. Мы едины, этот дух чувствуется, не дадим его нарушить.
— По еврокубкам скучаете?
— Выбирать не приходится, так сложились обстоятельства. Да, не хватает Лиги чемпионов, в команде часто обсуждаем, какой результат могли показать, если бы участвовали в нынешнем сезоне...
— И какой же? Реально было бы дойти до "финала четырёх"?
— Почему нет, я верю в нашу команду. Уже в дебютный сезон в Лиге чемпионов мы вышли в "финал четырёх" и дали понять, что потенциал ЦСКА ещё выше. На этом уровне главное — мотивация. Когда выходишь на площадку, а твоя визави — топ-игрок, это мотивирует тебя выложиться по максимуму, словно окрыляет.
"Иногда забываюсь, когда звонят родители, начинаю говорить с ними по-русски"
— У Яна Лесли в сезоне-2019/20 вы выступали и на позиции правой полусредней. Чем запомнился тот опыт?
— Это был первый сезон и для клуба, и для меня. Я только приехала в Россию, всё вокруг было новым для меня, знакомилась с командой, городом, страной…
Потом стартовал сезон, начались травмы (ещё в начале предсезонки из-за тяжёлого повреждения колена тогда выбыла на 7 месяцев правая полусредняя ЦСКА Екатерина Бобина — БЦ). Мы с Яном побеседовали, он спросил, смогу ли помочь команде и перейти на эту позицию. "Нет проблем", — ответила я. До этого никогда не играла там, разве что девочкой, когда только начинала заниматься гандболом.
Вообще, если ты крайний, то гораздо интереснее играть полусреднего — у тебя есть скорость, финт, дриблинг, на этой позиции игра очень динамичная. На фланге уже становится скучно только бегать назад-вперёд вдоль боковой линии. Но правая полусредняя, конечно, не моё амплуа, хотя, на мой взгляд, я неплохо справилась в этой роли.
Потом менялась и тактика, и под конец сезона я попросила тренера вернуть меня на фланг. На мой взгляд, мы показали хороший результат в дебютном сезоне, у нас была новая, только что созданная команда, у неё был характер, мы всем дали понять, что никогда не сдаёмся.
— Сколько времени вам понадобилось, чтобы заговорить по-русски? Как важно для легионера уметь изъясняться на языке партнёров по команде? В какой мере это помогло вам в адаптации?
— Заговорить было нетрудно, поскольку я коммуникабельна по природе. Вначале было чуть сложнее, так как половина девушек не знала английского, а мой русский сводился к "привет, пока, как дела…" Я не ходила на курсы языка, но каждый день внимательно слушала, что говорят девушки. По прошествии времени потихоньку начала раскрепощаться и заговорила.
Для этого понадобилось примерно 3-4 месяца — заговорила сама и уже понимала достаточно много из того, что произносили девчонки. Больше всех мне помогли Полина Горшкова и Екатерина Ильина. Полина начала изучать английский, я советовала ей брать уроки, говорила, что пригодится, если однажды решится уехать за границу. Потом в команду пришла Екатерина, она уже знала английский. Общались так: она мне рассказывала что-то на английском, а я ей отвечала по-русски.
В самом начале английский был основным языком общения, но сейчас я уже нормально говорю по-русски. Иногда забываюсь, к примеру, когда звонят родители. Начинаю говорить с ними по-русски — и только после того, как они скажут мне об этом, понимаю, что забыла переключиться на македонский.
"Мечтаю сыграть с Офтедал"
— До сих пор вы трижды в карьере добирались до "финала четырёх" Лиги чемпионов, но каждый раз уезжали с финального турнира без трофея. Какое поражение было самым болезненным? Эти неудачи дополнительно мотивируют?
— Любое поражение болезненно, особенно, если уступаешь в финале. Но в то же время неудачи не позволяют тебе сдаться, подстёгивают работать дальше — и тогда успех придёт. На основании накопленного опыта могу сказать, что в "финале четырёх" побеждает тот, кто больше этого хочет.
Больнее всего, наверное, для меня было поражение с "Вардаром" в мой последний сезон там, поскольку мы понимали, что покинем команду (в феврале 2018 года руководство клуба сообщило, что в конце сезона распустит "звёздный" состав и сделает ставку на собственных воспитанниц из молодёжки — БЦ).
К тому моменту каждая из нас уже подписала контракт с новой командой, и нам действительно хотелось проститься на мажорной ноте, уйти победителями. Но, кто знает, может, именно так всё и должно было закончиться ("Вардар" в финале в овертайме уступил венгерскому "Дьёру" со счетом 26:27 — после того как голкипер венгерок Эва Кишш отразила на последней секунде бросок в упор Андреи Чанаджия с 6 метров — БЦ). После падения следует взлёт, надо только продолжать мечтать.
— В середине декабря прошлого года вы продлили контракт с ЦСКА на один сезон. Что от него ожидаете в плане дальнейшего роста? Не было соблазна уехать в Европу, как это сделали некоторые ведущие российские гандболистки, и получить шанс выступать в еврокубках?
— Команда взяла верх. Я уже давно сформировалась как игрок, но здесь поймала некий свой ритм и обрела гандбольную семью. У меня было много предложений, я разговаривала с руководителями клуба, их позиция была: "Пусть будет так, как ты решишь". Но им хотелось, чтобы я осталась, сказали: "Ты же уже наша, какая ты македонка!"
За эти три с половиной года мы выстроили отношения, основанные на доверии. Мне хорошо здесь, и я хотела остаться. Зачем покидать команду, в которой ты счастлива?! В такой атмосфере мне бы тяжело было расставаться, а расставания не люблю. Отыграю ещё сезон, а потом посмотрим, что будет дальше.
— Вы как-то сказали, что мечтаете играть в одной команде с норвежкой Стине Офтедал. Что привлекает вас в её игре больше всего?
— Мне нравится её настрой, она всегда на позитиве, пленит своей улыбкой, не позволяет, чтобы ошибки и что-либо ещё нарушили её игровой ритм... Она попросту не даёт команде валиться в психологическом плане, как бы ни развивались события на площадке.
Это привлекло меня изначально, а потом появился шанс познакомиться со Стине, она очень приятный человек. В одном интервью я сказала, что хотела бы играть с ней, чтобы узнать её получше. Посмотрим, может, когда-нибудь и это случится. Мы несколько раз писали друг другу, оказывали поддержку через соцсети. Это для меня много значит, гандбол — командный вид спорта, мы все равны, и эго не должно выходить на первый план, a Стине именно так себя и ведёт.
Мы познакомились, пока я выступала за "Вардар", а на площадке пересекались и после моего перехода в ЦСКА, в наш первый сезон в Лиге чемпионов (2020/21 — БЦ) "Дьёр" был соперником по группе. Мы не общаемся каждый день, но, безусловно, есть взаимоуважение.
"Начинала с футбола, примерно год ходила на тренировки…"
— Вы выросли в спортивной семье, отец и брат играли в футбол. Как так вышло, что вы выбрали гандбол?
— Мой папа был профессиональным футболистом, выступал за сборную. В те годы футбол в нашей стране был очень популярен. Брат тоже футболист, играет во втором дивизионе. Я также начинала с футбола, примерно год ходила на тренировки.
Уже и не помню, как переключилась на гандбол, в памяти осталось только, что у меня был день рождения, а кто-то из старших предложил сходить на тренировку и попробовать. Гандбол мне сразу понравился, хотя на тот момент не знала, что это за спорт — за исключением того, что мяч ловят руками (смеётся)! Но ничуть не жалею, в итоге здорово получилось.
— Вы часто упоминали гандбольную академию "Кастратович", в которой начали заниматься в 11 лет. В Северной Македонии хорошо работают с детьми?
— Это была красивая сказка. Собралось очень хорошее поколение игроков 1996 года рождения, много талантливых девочек. У нас были хорошие учителя (aкадемию основали супруги Кастратович, живая легенда столичного "Кометала" и македонской сборной Индира, и её муж, также бывший гандболист, а позже и тренер Зоран — БЦ). Сегодня всё по-другому, бизнес вошел в спорт, теперь это не похоже, на то, что было раньше.
Тогда тренеры были сосредоточены на детях, постоянно старались научить нас чему-то новому, что потом, по ходу карьеры, ты сможешь усовершенствовать. Сегодня всё не так. Я благодарна своим учителям, в каждом интервью напоминаю, где я начинала заниматься гандболом, академию никогда не забуду!
То поколение дало многих довольно известных гандболисток — к примеру, игроков сборной Драгану Петковску и Ивану Гакидову, которая на год старше нас. К сожалению, академия прекратила работу, просуществовав десяток лет.
— Вы болеете в футболе за "Интер" из Милана. Следили за четвертьфиналом ЛЧ против "Бенфики"? И как полюбили эту команду, возможно, сыграло роль, что ваш соотечественник Горан Пандев не один год носил футболку "нерадзурри"?
— Конечно, следила за играми с "Бенфикой", теперь нас ждёт итальянский полуфинал! Ещё девочкой начала болеть, а виной всему, так сказать, внутрисемейное соперничество — мой родной брат и один наш родственник болели за "Милан", а я и другой родственник — за "Интер". В день дерби мы поддевали друг друга, случались и обиды, но это всё равно лучшие воспоминания из детства. Да, Пандев играл в "Интере", а когда кто-то из твоей маленькой страны выступает за столь великий клуб, конечно, ты рад, болеешь ещё сильнее.
— Ваша фамилия встречается довольно часто в Северной Македонии. Вы случайно не родственники с игроками футбольной сборной, братьями Стефаном и Миланом Ристовскими?
— Нет, не родственники, однофамильцы. Лично не знакомы, но фамилия распространённая. Есть ещё и Борко Ристовски, голкипер "Вардара" и сборной.
— В одном из интервью вы признались, что за пределами площадки стараетесь выглядеть женственно, добавив, что очень любите носить туфли на шпильке. Вам нравится шопинг, есть любимое место в Москве, где обновляете гардероб?
— Я не заморачиваюсь брендами, названия марок для меня не главное, если что-то понравилось — куплю. Слежу за модой и люблю шопинг, туфли на шпильке особенно, так как мы практически каждый день в кроссовках, хочется какой-то перемены.
То, что многие мировые бренды ушли из России, не проблема, существует достаточно много хороших российских, есть из чего выбирать. С нетерпением жду конца сезона, чтобы бросить подальше кроссовки, шорты и футболки, почувствовать себя хоть немного женщиной. Я в шоке от количества здешних торговых центров, на всю Северную Македонию их только два! У меня нет особых предпочтений, но Vegas в "Крокус Сити" самый близкий территориально, поэтому чаще всего туда и хожу, когда есть свободное время.
— Вы признавались, что сильно скучаете по родителям и брату. Недавний отборочный матч ЧМ-2023 дал прекрасный шанс вернуться в Скопье и повидать родных. Как боретесь с ностальгией?
— Конечно, она есть, но я уже не маленькая, долго живу одна вдалеке от дома, построила свою жизнь. Да, семьи не хватает… Слава Богу, что у нас есть матчи сборной, это даёт возможность увидеть родных.
Особые ощущения я испытала на чемпионате Европы, когда мы выступали перед своими болельщиками. Я знала, что родители с братом наблюдают за мной с трибун, и от этого мотивации только прибавилось.
Когда есть окно в расписании и немного свободного времени, покупаю билет в Скопье и сообщаю людям в клубе: "Я полетела, соскучилась по дому и родным!" К счастью, все понимают меня.
Фото: пресс-служба ЦСКА; 24rakomet.mk