Как и чему учить юных гандболистов в российских реалиях? Вопрос со множеством нюансов. Наставники обсуждали, посланец БЦ с интересом слушал.
Воскресную тишину в здании Олимпийского комитета России нарушали лишь обитатели четвертого этажа, где расположен офис ФГР. Круглый стол, посвященный методике обучения гандболистов на начальном этапе подготовки, работал почти четыре часа.
На взгляд болельщика, все просто: если в женском гандболе Россия остается одной из тех стран, что диктуют моду, то в мужском ручном мяче нас давно обошли. На чемпионат мира игроков кое-как наскребли — а толку? Да и младшие сборные не радуют. Доколе, товарищи? Надо кого-нибудь наказать.
А вот каков ворох проблем в самом основании гандбольной пирамиды, знают и понимают далеко не все. Кстати, на самом деле все не так просто и у девушек. На круглом столе с участием самых опытных российских специалистов, слетевшихся из разных концов страны, назывались и обсуждались разнообразные болевые точки.
В частности, говорили, что новый федеральный стандарт подготовки гандболистов пока, к сожалению, лежит на утверждении в Министерстве спорта. Его принятия с нетерпением ждут. Существующий сегодня, подчеркнул генеральный директор ФГР Лев Воронин, реалиям не соответствует. Не совсем понятно, как и кем он вообще разрабатывался.
— К примеру, существуют переводные нормативы. Например, для групп спортивного совершенствования: челночный бег, два отрезка по сто метров — 23,7 секунды. Усейн Болт, самый быстрый человек на планете, бежит двести метров за 19 секунд. По прямой. А здесь нужно остановиться и развернуться, — заметил подмосковный тренер Виталий Швечков.
Новый, отвечающий гандбольным нуждам федеральный стандарт будет принят. Но самое важное — содержание любой программы подготовки, которую нужно к этому стандарту привязать. Особенно на том этапе, когда закладывается фундамент. И совсем не обязательно брать только новое. Есть ведь старое, незаслуженно забытое.
Заслуженный тренер СССР Юрий Зайцев, более сорока лет работающий в Краснодаре, проделал очень большую работу. Она стала одной из ключевых тем при обсуждении на круглом столе:
— Это не программа, а ее наполнение. Сама программа — то, что нужно сделать. А я написал о методике — как учить. Программу сейчас каждая школа может написать под себя. У всех разные условия. Писал на основании своего опыта.
Со мной в Краснодаре когда-то работали Панов, Овсянников, Тарасиков, Барсуков, Шиян, Крохин. Эти фамилии, думаю, говорят сами за себя. И у нас все было расписано — как учить, чему, распределение учебного материала по годам.
Сейчас есть желание к этому вернуться, не отбирая у тренеров права вносить собственное видение, — отметил Юрий Григорьевич.
Работа Юрия Зайцева — тот остов, на который будет нарастать "мясо". В зале было много споров вокруг различных аспектов подготовки, и эта работа продолжится уже удаленно: каждый раз вот так не соберешься. Кто-то прилетел на совещание после матча Суперлиги, у кого-то кипит работа в спортшколе. Поэтому собрались в редкий выходной.
— Не секрет, что тренер продвигается от себя, от своего видения, — рассуждает Лев Воронин. — А тем, кто начинает тренерскую карьеру, в этом плане тяжело. Пока не набьют шишек, опыта не получат. Гораздо проще станет, когда они получат методику обучения. Надо расписать все по годам — объем работы и прочие моменты. Эта программа облегчит жизнь не только нам, но и будущим наставникам.
К той программе, что Юрий Григорьевич написал, будет что-то добавляться. Есть элементы, которые уже изучают в Германии, а мы этого не даем. Есть еще какие-то. У нас ведь огромный объем научного материала, он тоже пойдет в дело.
Главное, о чем говорилось сегодня, — это давно назревшая необходимость привести обучение к единой форме. Существующие методики должны совершенствоваться и отвечать сегодняшним требованиям. Посмотрим на ведущие сборные, которые продемонстрировали класс на чемпионате мира.
Во Франции, к примеру, четверо 21-летних игроков, а они уже пару лет выступают на таком высоком уровне. Следовательно, уровень подготовки молодежи в стране соответствующий. То же самое можно сказать о других командах из первой восьмерки.
Участники заседания обсуждали самые разные нюансы. С какого возраста учить детей персональной защите, к примеру. Надо ли начинать это делать на первом же году подготовки. Много говорили о критериях отбора, о важности ростовых данных. Тем для разбора тысячи, никак не меньше.
Безусловно, большое значение в работе имеют профессиональные навыки наставника. В первую очередь, считает опытнейший Вячеслав Кириленко, тренер должен сосредоточиться на технической стороне обучения:
— Недавно проводил семинар в Астрахани и сказал тренерам просто: если игрок талантливый, то он и без вас что-то заучит. Но без вас он не сможет себя раскрыть.
— Мы должны дать игроку комплекс знаний. Желает он этого, не желает — он должен этот комплекс знаний усвоить. Как кисть ставится, как нога, бросковое положение, боковое зрение. Тренер должен сам это понимать и этому учить детей. Мы видим как: прочитал и хочу эту программу выполнить. А если не читал и не хочу, получается, что прихожу и работаю. Тупо работаю, — мнение Владимира Максимова. Процентов шестьдесят наставников по стране, на его взгляд, справляются со своими обязанностями неважно.
На заседании было высказано предложение: пусть самые опытные тренеры станут кураторами в своих регионах. Кириленко сейчас живет в Волгограде, например, и ему на месте проще добраться до каждой отдельной школы или секции.
—У Вячеслава Владимировича богатейший опыт, причем он как раз досконально касается технической стороны обучения. Как некое контролирующее лицо он будет полезен всем. Молодому тренеру было бы глупо отказаться от опыта человека, который видел все. Ну и в роли кнута такие контролирующие люди тоже будут полезны. Определенная встряска нужна, — прокомментировал эту инициативу гендиректор ФГР. И продолжил:
— Тренеры ведут начальную подготовку до передачи в группы спортивного совершенствования — это восемь лет, важный этап для спортсмена. Они должны быть готовы во всех аспектах. И несправедливо низкая оплата труда этих людей — с этим тоже нужно что-то делать.
Безусловно, проблем много, и желание — не единственный фактор успешной работы. Необходимо взаимодействие с органами образования, которые не всегда идут навстречу. Как выяснилось в ходе круглого стола, тренеров сейчас пускают далеко не в каждую общеобразовательную школу. Там свои интересы. То есть и юных гандболистов не так просто набрать.
Говорили и о развитии. Неплохо идут дела на Дальнем Востоке, в Тюмени, но с представителями дальних уголков страны даже встретиться не так просто. Многое делают энтузиасты. А где-то есть история, традиции, но не стало возможностей для роста.
Начальная подготовка — это важно, но надо думать и о том, что будет дальше. Например, прорабатывается вопрос о создании училища олимпийского резерва в Снежинске.
— Было бы здорово, мы разговаривали на эту тему. — рассказал Лев Воронин. — Снежинск город закрытый, но база там шикарная. Это очень хорошая модель для развития гандбола в любой точке страны. Юные спортсмены живут в училище, тренируются, нет проблем с питанием.
Фото: Сергей Макаров.