Чемпионат Европы-2022 едва не обернулся для сборной Испании двойной катастрофой. Она была в шаге от вылета уже после группового этапа, да ещё и потеряла в первом же матче из-за тяжелой травмы колена своего ангела-хранителя Сильвию Наварро, которую многие поспешили проводить на пенсию. Но в итоге команда Хосе Игнасио Прадеса продолжила борьбу за медали, а вратарь-ветеран анонсировала возвращение после 7-8-месячного периода реабилитации.
Спортивные болельщики привыкли мыслить категориями навязанных клише. В особенности это касается командных видов. Мы укоренились в мысли, что центровой в баскетболе должен быть непременно самым габаритным, хукер в регби выносливым, либеро в волейболе проворным, центральный нападающий в водном поло атлетичным, защитник в хоккее решительным, а голкипер (везде, где есть ворота) высоким.
Но при этом мы с вами прекрасно знаем, что во всех правилах есть исключения. Поэтому время от времени и появляются такие нетипичные для своих амплуа игроки, как, например, мексиканский футболист Хорхе Кампос. У него даже рост почти такой же, как у нашей героини — 168 см.
С Наварро их роднит удивительная скорость реакции и прыгучесть. А ещё количество медалей на топ-турнирах: у экстравагантного Кузнечика из Акапулько по две с Кубка Америки и Золотого Кубка КОНКАКАФ, а у валенсийской Паучихи одна олимпийская награда, две — с чемпионата мира, одна — с чемпионата Европы. Они добились успеха не благодаря, а вопреки.
Сильвии довелось выступать за сборную Испании почти четверть века! За её плечами 248 матчей в форме национальной команды (4-й показатель в истории) и десятки подвигов, в результате которых удавалось "вытаскивать" игры в одиночку. Ничего этого могло и не быть, если бы не счастливое стечение обстоятельств.
Сама она утверждает, что спорт заложен в её ДНК, поэтому реализоваться могла не только в гандболе. Папа и дед были страстными поклонниками футбола. Даже практиковали его на полупрофессиональном уровне. Наварро вспоминает, что в детстве почти не играла с куклами, а отрывала им головы, чтобы пинать по комнате.
Выходя же на улицу, девочка первым делом искала пустую консервную банку и загоняла ее в самодельные ворота. Пацаны с удовольствием принимали дерзкую нападающую в свои ряды во время футбольных дворовых баталий.
Так не могло продолжаться вечно: чтобы направить энергию в нужное русло, мама записала 8-летнюю дочь в спортивную школу, где работала будущий доктор психологии, профессор спортивных наук университета Валенсии Кристина Майо. Именно её считают основоположницей женского профессионального гандбола в Испании.
Выбор амплуа, по словам Сильвии, не был слишком сложной дилеммой. На первой же тренировке её спросили: где она хочет играть — в поле или в воротах?
Несмотря на то, что на футбольном поле юркая Наварро чувствовала себя как рыба в воде в нападении, на гандбольной площадке она предпочла занять место в рамке: "Как полевой игрок я чувствовала себя неуклюже, а занимая место под перекладиной между штангами ощущала себя в "домике". Голкипер всегда в одиночестве, но его работа очень полезна. Он является не только последним защитником ворот, но и зачинателем атак. Ничего другого мне нужно не было. С тех пор гандбол полностью заполнил мою жизнь".
Майо сыграла ключевую роль в карьере Наварро. В своей деятельности наставница использовала научный подход, а потому составляла для начинающего вратаря персональный план подготовки из сотен упражнений, направленных на укрепление мышц ног и прыгучести.
"Кристина бесконечно заставляла меня делать приседания. В том числе — с отягощением. Часто считала количество повторений лично, а дойдя до 20, останавливала и говорила начинать снова, потому что я всё делаю неправильно. Это жутко бесило, но спустя много лет я поняла, что ничего не добилась бы без такого подхода", — вспоминала Сильвия.
Позанимавшись полтора года, Наварро внезапно услышала неутешительный вердикт Майо: "Ты слишком мала для вратаря и, скорее всего, не вырастешь достаточно высокой". Вряд ли имеет смысл рассуждать на тему детских психологических травм, но после такого девочка не сломалась. Да, она призналась маме, которая до сих пор ласково называет её pelotita (мячик), что хочет расстаться с ручным мячом. А в ответ услышала: нельзя сдаваться и бросать то, что нравится!
Ради продолжения гандбольной истории мама выразила готовность возить дочь каждый день на тренировки в другую школу, которая базировалась в соседней Ла-Эльяне. 25 километров в один конец. И слово сдержала, за что Сильвия не устаёт благодарить её по сей день: "Она посвятила мне всю себя, став моими руками, глазами, головой и охотником за возможностями. Без неё я бы так и осталась никем".
По иронии судьбы профессиональную карьеру наша героиня начала под руководством… Майо. Возглавляемый ей клуб объединился с командой, в которой занималась Наварро и стал носить название "Осито-Л'Элиана".
В 16 лет Сильвия, чей рост не превышал 160 см, услышала от Кристины тот же "приговор", что и раньше, только иными словами: "Твои антропометрические данные не годятся для вратарской позиции в современном гандболе. Тренируйся усерднее, настойчивее, терпеливее и жди свой шанс. Возможно, когда-нибудь тебе повезёт". Каждый день Наварро совершенствовала мастерство бок о бок с Саграрио Сантаной и россиянкой Светланой Богдановой (с ней она поддерживает связь и сейчас).
Светлана Богданова: "А когда наступает зима, пеку пироги, смотрю биатлон и болею за Фуркада"
"Они были теми, кто минута за минутой, час за часом исправляли мою технику, положение рук, корпуса. А Майо дала возможность оставаться частью великой команды. Никто не сомневался во мне! Все просто пытались хоть как-то решить проблему моего маленького роста", — делилась воспоминаниями валенсийка.
Своего шанса Сильвия дождалась в 1997 году, обзаведясь первыми титулами. "Осито-Л'Элиана" сенсационно дошла до финала Лиги чемпионов, устранив по пути европейского гегемона — австрийский "Хипо". В решающей серии с датским "Виборгом" Наварро не играла, но в обоих матчах входила в заявку.
И стала свидетелем того, как две россиянки добывают первую и последнюю победу для испанской команды в главном еврокубке. Богданова творила чудеса в воротах, а Наталья Морскова "зажигала" в атаке, отличившись в общей сложности 25 раз! Это почти половина всех голов "Осито-Л'Элианы", взявшей верх с суммарным перевесом "плюс 8". Несмотря на статус запасной, имя Наварро было внесено во все чемпионские списки. К слову, помимо неё, лишь 14 испанских гандболисток становились триумфаторами Лиги чемпионов.
Через 3 месяца вратарь из страны лилипутов (так в шутку называет себя сама Сильвия) уже приложила руку к историческому успеху Испании на девичьем чемпионате Европы среди гандболисток до 17 лет в Австрии. За весь турнир пиренейская команда потерпела одно поражение в семи матчах (от россиянок с Инной Суслиной, Марией Сидоровой и Ириной Полторацкой), уничтожив в финале норвежек — 20:11! Этот успех и сегодня остается единственным для женского гандбола Испании на уровне сборных.
С ролью почти безнадёжной резервистки в "Осито-Л'Элиане" Наварро мирилась ещё два сезона. Хотя в 19 лет успела дебютировать в основной сборной у Луиса Карлоса Торрескузы и Хорхе Дуэньяса. "Когда меня вызвали на турнир в Нидерланды, я подумала: это какая-то ошибка. Мне даже в голову не могло взбрести, что меня могут заметить на таком уровне. Всё было похоже на сказку. Вместе с тем я обрела супермотивацию", — рассказывала Наварро.
Она не держит никаких обид на Майо, считая, что та своеобразно пользовалась педагогическими методами, но когда подоспело предложение от Грегорио Гарсии о переходе в "Ферробус Мислату", долго раздумывать не пришлось: "Я тогда решила дать гандболу последний шанс. И мне по-настоящему повезло. Моя карьера пошла в гору". К тому же в новый клуб перебралась её учитель Богданова.
С подписанием контракта у необычного голкипера, которая выглядела спичкой в огромном пространстве ворот, наконец-то появилось полноценное тренерское доверие. Гарсию подкупали в Сильвии целеустремлённость, нестандартная техника с далёким выходом к 6-метровой линии, прыгучесть, интуиция, пластика и первый пас в атаку. Он не "мариновал" Наварро на лавке, давал играть, в том числе на европейской арене.
И в первый же сезон был завоеван Кубок ЕГФ! Затем последовали три Кубка и один Суперкубок Испании. "Те годы закалили меня. Я научилась справляться с давлением, когда на матчи собирались полные залы. А самыми запоминающимися были встречи с "Осито-Л'Элианой". Валенсийское дерби становилось украшением всего сезона", — ностальгировала Сильвия.
В 2004 году героиня повествования вернулась под крыло Майо, посчитав, что пора отдавать долги по-взрослому. Её команда в очередной раз пережила слияние, передислокацию и смену названия, став "Астрок Сагунто". В качестве основного игрока Наварро с ходу взяла чемпионат Испании, а затем и ещё несколько трофеев. Только финансовые проблемы клуба в связи с уходом генерального спонсора вынудили Сильвию искать счастья на стороне.
К тому моменту к ней уже не относились как к низкорослому недоразумению в воротах, поэтому набиравший вес "Итчако" заполучил одного из ведущих голкиперов страны. Хотя сама гандболистка не особо верила в перспективу закрепиться там, поэтому, отправляясь в Эстеллу, попросила маму не убирать в комнате. Дескать — быстро вернусь и сама всё сделаю. А в итоге задержалась в "Итчако" на 6 лет.
Имя Наварро стало звучать всё громче, а болельщики стали соревноваться в оригинальности прозвищ. Самым эффектным выглядело Паучиха: оно и закрепилось за ней. Плести паутину ей довелось не только в воротах клуба из Наварры, а ещё и в сборной, куда она вернулась после длительного перерыва на постоянной основе благодаря уже знакомому Дуэньясу.
Первым крупным турниром для Сильвии стал чемпионат Европы-2010, где испанки заняли 11-е место. Неутешительный результат с учётом второго места на предыдущем континентальном форуме и полуфинала на чемпионате мира-2009. Горькую пилюлю подсластил довольно высокий процент надёжности Наварро — 39.
Через 12 месяцев испанки реабилитировались, взяв бронзу чемпионата мира, а Паучиха стала лучшей по соотношению броски/сейвы — 237/108 (46%). Место в символической сборной у неё тогда "украли". Кстати, именно в Бразилии к пиренейской команде приклеился псевдоним Las Guerreras (воительницы). Объяснение максимально простое: недостаток в техническом оснащении они компенсировали характером и упорством.
Спустя ещё 8 месяцев испанки забрались на недосягаемую высоту — выиграли олимпийскую бронзу. Это была сбывшаяся мечта!
Удивительно, но наивысший успех совпал с самым серьёзным кризисом, в котором оказался весь испанский гандбол. Из-за отсутствия средств команды в лучшем случае не платили зарплату игрокам, а в худшем исчезали, словно тени в полдень. Из-за этого Сильвия была вынуждена заключить договор с румынской "Вылчей".
"Многим из нас пришлось уехать, потому что мы хотели сохранить свой высокий уровень для сборной. Это было одно из самых трудных решений за всю карьеру, но я о нём не жалею. Время, проведённое вдали от дома, закалило меня, подарило ценный жизненный и спортивный опыт. У касс стадионов в Румынии всегда были очереди, нас везде узнавали, а на паспортном контроле ещё до предъявления документов я непременно слышала: Сильвия Наварро, вратарь. Гандболисты там — настоящие звезды. Но года, проведённого в Румынии, мне хватило. Я не сомневалась в том, что обязательно вернусь", — признавалась Наварро.
Выиграв золото чемпионата Румынии, через сезон она действительно вернулась на родину, надолго обосновавшись в "Рокасе". Зарубежные клубы продолжали проявлять к ней интерес и предлагать соблазнительные бонусы, однако Сильвия больше не желала никуда уезжать. Даже несмотря на то, что средний оклад в испанской лиге — всего 700-800 евро. Хорошей зарплатой считается тысяча в той же валюте. А самая высокая ставка не превышает 2000 евро и предназначена всего для 2-3 игроков.
Почти 10 лет Наварро борется, как и её знаменитый литературный герой-соотечественник, с ветряными мельницами. Это касается незавидного положения женского спорта в стране в целом: "У клубов нет денег, потому что нет крупных спонсоров, а спонсоров нет, потому что нас почти нет в СМИ. Мы имеем право на свой кусок на телевидении и в прессе наравне с мужчинами. Мы вкалываем столько же, сколько они, а порой даже больше. Но разница в отношении к женской и мужской гандбольным лигам колоссальная. Несколько световых лет! Эту ситуацию нужно переламывать на законодательном уровне".
За такие высказывания Сильвию не раз обвиняли в агрессивном феминизме. Но очевидно, что она борется не за свои права, а за права нового поколения, которое будет защищать интересы сборной, с которой она дважды останавливалась в шаге от титулов (на чемпионате Европы-2014 и чемпионате мира-2019).
Паучиха шутит, что некоторым игрокам нынешней команды она годится в бабушки, а на нынешний континентальный форум ехала, словно на последний: "Как профессиональный спортсмен я не гонюсь за рекордами и не собираюсь занимать чьё-то место. С тем количеством медалей, что у меня есть, я хоть сейчас могу спокойно уйти на пенсию. А вот если получится выиграть с Испанией золото, я могу спокойно умереть. В конце концов завоёванные награды и кубки — не главное. Гандбол и есть моя главная награда в жизни".
Попрощаться красиво у Наварро не получилось: порванные связки и повреждённый мениск спутали все планы. Но у болельщиков всё же есть основания надеяться, что Паучиха совьёт еще не одну паутину. Тем более перед глазами есть пример земляка Хосе Хавьера Омбрадоса, игравшего до 49 лет.
Обращение Сильвии в соцсетях оставляет дверь в гандбол приоткрытой: "Настоящий воин извлекает урок из каждого поражения, чтобы в следующий раз выиграть сражение. Лучший воин не тот, кто побеждает всегда, а тот, кто бесстрашно идёт на новую битву. Для того, чтобы проверить нашу доблесть и отвагу, судьба бросает вызов в тот момент, когда мы меньше всего этого ждём. Воин никогда не должен ни о чём жалеть! Его жизнь — это бесконечный вызов, который он принимает с открытым забралом. Я верю, что всё случается не просто так. Благодарю тех, кто написал мне сообщения со словами поддержки. Они приходили со всех уголков мира. Вы даёте мне силы, чтобы двигаться дальше. Обещаю вернуться со своей фирменной улыбкой, которая станет ещё шире. И сильнее, чем когда-либо. Знаю, впереди меня ждут как плохие, так и хорошие времена! Но никогда не думала, что столь много людей могут быть преданы любимому спортсмену. Большое спасибо! Ваш несломленный воин".