После возвращения с чемпионата мира российским гандболистам предстоит окунуться в реалии Суперлиги. Об этом мы и поговорили с ветераном "Спартака" и сборной России.
— Вы поработали с многими тренерами. В чем особенность Эдуарда Кокшарова?
— Наверное, в целеустремленности, которая полностью сохранилась с того времени, когда он сам играл за сборную России. Пока не прозвучала сирена, ты не проиграл. Это его кредо. А главное требование — доскональное выполнение установок. И, конечно же, анализ. Он просматривает много матчей, детально разбирает статистику. Вот и на чемпионате мира Эдуард Александрович немало времени проводил за компьютером, наблюдал игры будущих соперников в поисках правильных решений.
— Можно ли назвать этот мировой форум самым сложным для вас турниром?
— Мое предыдущее выступление за сборную датировано 2015 годом, когда чемпионат планеты проходил в Катаре. Понятно, что после четырехлетней паузы в выступлениях на подобном уровне, довольно трудно к нему приспособиться. Но не скажу, что именно этот топ-турнир был наиболее тяжелым. Каждое соревнование такого ранга по-своему сложно.
— Сборная России могла выступить лучше?
— Конечно. Мы проиграли самый главный матч. Даже безотносительно к тому, что в принципе сыграли с бразильцами неудачно, все равно могли его вытащить. Достаточно было использовать моменты в концовке. Но у нас в тот день случилась беда с реализацией.
— Так получилось, что все три спартаковца провели на площадке немного времени...
— Эдуард Александрович беседовал с нами, говорил, что постарается дать всем проявить себя. Естественно, у него есть видение, кого, как и сколько использовать, чтобы каждый мог восстановиться к следующему матчу.
— У вас получалось?
— Было очень непросто. Сил и эмоций тратилось много. Хотелось, чтобы восстановление проходило легче и быстрее. Но, видимо, в силу моего возраста и некоторого времени, проведенного вне большого спорта, добиться этого уже сложнее.
— Ваш роман со сборной России не завершен?
— Вопрос не ко мне. Но могу сказать, что никогда не отказывался выступать за национальную команду и всегда старался принести ей максимальную пользу.
— Даже матчи за "-надцатые" места собирали около десяти тысяч зрителей. Ожидали такого ажиотажа?
— В Германии очень любят гандбол. Люди просто приходили посмотреть на зрелище, каким, безусловно, является чемпионат мира. И в этом свете для них было не так важно, играет ли немецкая сборная, идет ли битва за награды. В любом случае было гарантировано море удовольствия и позитивных впечатлений.
— Вы уже не раз играли при такой большой аудитории. А как чувствовала себя наша молодежь, попав на громадные арены?
— Наверное, ребята точнее ответят. Но не видел, чтобы кто-то из них тушевался. Все старались абстрагироваться и не думать, какого статуса соревнования и сколько народу на трибунах.
— Семья ждала вас дома или болела на месте событий?
— Остались здесь. В последнее время дочка Ева часто простужается, и ехать с ней в Германию было рискованно.
— А шуток со стороны супруги (Леся Махно, чемпионка мира по волейболу — прим. БЦ) не было? Мол, я-то золото выигрывала, когда уже вы трофей привезете?
— Она меня настраивала на успех, просила привезти медаль. К сожалению, не вышло…
— Насколько тяжело психологически после такого грандиозного события переключаться на домашнюю рутину?
— Невероятно трудно. Думаю, еще долго буду эмоционально отходить от всего, что произошло в Берлине. Когда возвращаешься с хорошим результатом, намного проще. А вот если итог оказался неудачным, то и настроение совершенно другое.
Но ничего не поделаешь, придется включаться в клубные дела. Тем более что команде предстоит непростой график во второй половине чемпионата, плюс Кубок России. А цель одна — титулы.
— Василий Филиппов планирует задействовать сборников в ближайшем матче с "Динамо"?
— Насколько мне известно, в "Спартаке" есть травмированные, в том числе и на моей позиции. Поэтому, скорее всего, против челябинцев сыграю.
— В нынешнем сезоне вы получили дополнительную популярность. Часто ли внутри команды вспоминают эпизод с разорванной на матче Кубка ЕГФ игровой майкой?
— Где-то неделю после игры о нем активно говорили. Потом волна схлынула, хотя изредка шутки проскакивают и сейчас.
— Хочется подробностей той истории от первого лица.
— В общем, когда мне разорвали форму, наш психолог Ольга Сергеевна Пономарева сама же меня и уговорила отдать ее ей в ремонт. Она сказала, что у нее есть комплект ниток с иголкой и она все зашьет. Я возразил: да в первом же моменте все снова порвут на лоскуты! Она ответила: давай сюда без лишних разговоров, сейчас все будет! Через минуту она уже вернула мне майку зашитой. И действительно, форма выдержала до конца игры.
— Получается, психолог может не только оказать моральную поддержку, но и гораздо больше?
— Спартаковский — точно.
Фото: пресс-служба ФГР, пресс служба ГК "Спартак", Евгения Баксанова.