Левая полусредняя и второй бомбардир АГУ-"Адыиф-2" Селма Добарджич в апреле дебютировала в Суперлиге и сразу же отличилась первым голом.
В 2012 году майкопский АГУ-"Адыиф" стал третьим клубом российской Суперлиги, пригласившим в свои ряды легионерок из дальнего зарубежья. Черногорки Иванка Симонович и Милица Грбавчевич поставили скромный клуб из Адыгеи на одну ступень с "Ростовом" и "Звездой", в составах которых к тому времени уже успели поиграть иностранки.
Балканские гандболистки попали в Майкоп по протекции работавшей в своё время в "Будучности" Натальи Цыганковой. И если разыгрывающая Симонович задержалась в самом южном клубе Суперлиги на два сезона, то её подруга, полусредняя Грбавчевич, переквалифицировавшаяся в линейную, провела в Майкопе четыре года, а недавно в составе ПАОКа стала чемпионкой Греции.
С тех пор легионерок в Майкопе не было. Как и гандболисток с фамилиями с характерным для Балкан окончанием -ич. А в 2019 году из "Ярославны" во вторую команду АГУ-"Адыиф" перебралась полусредняя Селма Добарджич, которая в заключительном матче предварительного этапа Суперлиги не только дебютировала на взрослом уровне, но и открыла счёт своим голам, один раз поразив ворота "Ставрополья".
Olimpbet Суперлига. "Ставрополье" — третье, АГУ-"Адыиф" — четвертый. Майкоп попал на Волгоград
В этом сезоне молодёжного первенства Селма приняла участие во всех 44 матчах, отличившись 144 раза и став вторым бомбардиром АГУ-"Адыиф"-2. Вместе с лучшим снайпером второй команды линейной Софьей Морозовой Добарджич регулярно привлекается к тренировкам с "основой", правда, в оставшихся матчах Суперлиги Селма не сыграет из-за болезни.
— Селма, Сэлма или Сельма?
— Селма. Но хотелось бы через "э", звучало бы солиднее (улыбается), а то и так постоянно "л" смягчают. Папа меня назвал в честь прабабушки, вот её как раз звали Сельма. Мама настояла, чтобы мягкого знака в моём имени не было, поэтому, думаю, я единственная, кого так зовут.
— Судя по фамилии, корни у тебя балканские.
— Да, дедушка — хорват. Он трудился на родине учителем, где и познакомился с моей бабушкой, переводчицей с английского, однажды приехавшей в Югославию по работе. Моего папу зовут Эмин, он родился… в Алжире. Бабушка с дедушкой много путешествовали и жили в разных странах, поэтому папа с детства узнавал разные культуры и языки, сейчас он говорит на русском, английском, французском, сербохорватском и немецком. Спустя какое-то время они вернулись в Ярославль. Папа занимается бизнесом, у него сеть фитнес-клубов и спортивных залов, мама Елена работает директором фирмы.
— Наверняка "Селма Добарджич" в любых списках вызывала интерес у окружающих.
— Мою фамилию (она происходит от слова "добро") постоянно коверкают. Поначалу было не слишком комфортно, ведь вокруг у всех обычные фамилии. В школе иногда даже дразнили. Но когда выросла, а особенно — когда уже пошли поездки, начала относиться к необычной фамилии как к своей изюминке, стало приятно чем-то отличаться от других.
Интерес к фамилии — везде и постоянно, абсолютно точно она позволяет чувствовать себя хорваткой. Кстати, сербохорватский я понимаю, но говорю плохо. Очень хочу выучить язык, но спорт и учёба почти не оставляют свободного времени.
— Как ты оказалась в гандболе?
— В первом классе тренер Рафаэль Калашян пришёл в школу набирать детей в гандбольную секцию. Он сразу выделил меня, сказал, чтобы приходила на занятия. Я забежала в класс, закричала, что меня взяли в баскетбол (смеётся). Сразу даже не поняла, куда меня записали, просто было радостно: тогда меня только что выгнали из секции бальных танцев из-за неподходящих габаритов, хотя самой высокой я не была.
Помню, как понравилась первая тренировка. Дали мяч, сказали забросить в ворота. Понятно, что все правила не соблюдали, но я забросила три мяча, меня это вдохновило.
На первых порах просто занималась гандболом, даже не знала, что в городе есть "Ярославна". В Ярославле о гандболе слышали немного, основные виды спорта — футбол и хоккей. В школе же у нас был спортивный класс. Сначала меня ставили в розыгрыше, потом лет шесть на краю, а затем уже перевели в заднюю линию. В той команде вместе со мной играли Катя Каширина, которая сейчас в "Ставрополье", и Настя Ефимова из "Уфы-Алисы". А спустя некоторое время нашу команду возглавила Наталья Арховацкая.
— Несколько лет назад многие вообще узнали о гандболе благодаря её дочке Анастасии.
— О, да, однажды Наталья Владимировна подарила мне игровую футболку с фамилией Арховацкая. Стало интересно, чья это форма. Погуглила, наткнулась на всю информацию о Насте.
Когда она приехала в Ярославль, я очень удивилась тому, как она хорошо выглядит. Можно сказать, её пример показывает, что занятия профессиональным спортом не мешают следить за собой, ярко выглядеть. Кстати, она работает сейчас учителем физкультуры в моей школе, а её сын занимается хоккеем.
— Ты сказала про пример, тоже уделяешь большое внимание тому, как выглядишь?
— В жизни — да. А вот на площадке Яна Викторовна (Ускова — с прошлого года тренер АГУ-"Адыиф"-2 — БЦ) краситься запретила (улыбается).
— С "Ярославной" ты взяла "серебро" высшей лиги. В той команде ты была самой молодой?
— Да. Поначалу внимания на меня сильно не обращали, выпустили лишь в последней игре сезона, но я забросила много мячей, и тренеры отметили мои данные, бросок. Это дошло до родителей, они начали намекать, что надо переезжать в другой город и развиваться в профессиональном плане. Тогда же я вспомнила мотивирующие слова первого тренера, он называл меня лидером и сказал, что видит во мне олимпийскую чемпионку.
Наталья Владимировна спросила у меня, куда я хочу переехать. Я назвала Ростов-на-Дону, потому что туда отправилась моя подруга София Найдёнова (играет за "Ростов-Дон-3" — БЦ).
— Но оказалась в Майкопе.
— Когда сказали про Майкоп, у папы глаза загорелись даже ярче, чем у меня. Он мусульманин, поэтому обрадовался, что есть возможность попасть в АГУ-"Адыиф" из Республики Адыгея. Сначала сказали приехать на просмотр на пару дней, взяла немного вещей, но после них тренер — Никита Голуб — попросил задержаться. В общей сложности я провела в Майкопе пять дней. За это время сдружились с сестрой Анастасии Шавман Олей Гороховой, которая также приехала на просмотр, но из Брянска.
Поначалу я особо ни с кем не знакомилась — мышкой сидела в углу, думала, что всё-таки придётся уехать. Сейчас с девочками с улыбкой вспоминаем, как на первых тренировках надо мной подшучивали из-за смешной чёлки.
— Однако уже третий год ты в АГУ-"Адыиф".
— В Ярославле никто не знал, что я на просмотре в Майкопе. Всем сказала, что уехала с папой на отдых в Краснодар. На просмотре казалось, что не понравилась тренерам, потому что уровню девочек не соответствовала. Смотрела на Машу Кучеренко, а у неё глаза так горели, такой бросок мощный, думала, что никогда не достигну их уровня. Но это был классный опыт.
Вернулась в Ярославль, и наша команда отправилась в Швецию на турнир "Partille Cup". По возвращении позвонили из Майкопа, сказали приезжать. Было немного страшно, думала, что буду изгоем, расстроилась, что уезжаю далеко от родителей и понимала, что с большинством друзей придётся расстаться. Но поскольку я люблю гандбол и хотела продолжать расти, это пересилило. В коллектив же влилась уже через неделю, адаптация прошла очень хорошо.
— На первых порах ты играла немного.
— Во время карантина я задумывалась о смене клуба, не хотела сидеть на лавке. Обсуждала с мамой, тренерами, они посоветовали остаться. Я всё взвесила и решила ничего не менять, потому что в Майкопе всё равно хорошие возможности для роста.
— В этом сезоне ты сыграла во всех матчах молодёжного первенства. Чувствуешь, что прогрессируешь?
— Большое спасибо Яне Викторовне Усковой и Наталье Владимировне Тормозовой за доверие. Если бы так много не играла, осталась бы на том же уровне. Яна Викторовна — прекрасный тренер, она очень хорошо понимает и чувствует игроков. Работает над индивидуальностью гандболисток, к каждому подойдёт, что-то скажет, чем-то поможет. Всегда относится с пониманием, вникает, даёт важные советы. Александр Владимирович Ревва также много работал над моим броском, за что тоже хочу сказать ему спасибо. Прогресс правда чувствуется!
— Помнишь день, когда ты дебютировала в Суперлиге?
— К тому моменту я уже не раз привлекалась к занятиям с первой командой. И на утренней тренировке перед игрой Александр Владимирович спросил меня: "Готова? Не испугаешься, если заявлю на игру?" Я ответила, что нет, помогу, чем смогу.
Я удивилась, что тренер выбрал именно меня. Почти сразу позвонила маме, чтобы она порадовалась за меня. Не ожидала, что в такой ответственной игре меня выпустят. В середине второго тайма Александр Владимирович сказал готовиться. Я подумала, ну вот он — мой звёздный час (улыбается). Мандраж был сильный, адреналин в голову ударил, но чувствовала, что сейчас помогу команде. Гол? Ну он же всего один. Хоть и после единственного броска. Галочку, конечно, поставила. Но больше было приятно от того, что меня сильно подбодрили девочки и похвалил тренер.
— Почему ты играешь под 82-м номером?
— Хотела 28-й. И у меня, и у мамы дни рождения в этот день, но в разные месяцы. 28-го не было, мама посоветовала зеркальный, сказала, что это число хорошее и принесёт мне удачу. Помогает? Да, скажем так: медленно, но уверенно.
— В команде тебя зовут "Сэм", это прозвище из детства?
— Нет. Мама редко звала меня так, больше — Сёмой, Селмочкой. Я очень сильно удивилась, когда Александр Владимирович это произнёс. С тех пор прижилось, а до этого называли только по имени.
— Следишь за европейским гандболом?
— Во-первых, слежу за "Подравкой". В детстве я была в Хорватии. Помню, тогда по телевизору часто показывали мужской гандбол, потом узнала, что он в стране очень силён. Меня это зацепило. Во-вторых, за Лигой чемпионов слежу. И вот как раз за мужским гандболом, нравится, даже молодёжный, подмечаю для себя какие-то детали.
— Поделись своими мечтами и планами.
— Конечно, хочу пробиться в сборную России. А ближайшие цели — не переставать расти, улучшать реализацию и больше играть в Суперлиге.
Фото: личный архив Селмы Добарджич; пресс-службы АГУ-"Адыиф", "Университета"