Корреспонденты "Спортивной смены" пообщались с известным российским гандболистом Алексеем Растворцевым. Бронзовый призёр Олимпийских игр в Афинах рассказал о своей карьере и работе в "Вардаре".
Олимпийский траверс. Алексей Растворцев: "Не думали, что та медаль в Афинах-2004 станет последней"
— Алексей, чем сейчас занимаетесь? Связана ли как‑то ваша жизнь с гандболом?
— Закончил играть в 2016 году, последним клубом стала сербская "Войводина". Четыре с половиной года работал в македонском "Вардаре" заместителем спортивного директора, занимался академией, юношескими командами. У "Вардара" был российский собственник — Сергей Самсоненко. Потом пришёл другой человек, и те программы, которые развивал Самсоненко, закончились. Постепенно из команды ушли почти все русские игроки, и нас тоже сократили. Уже полтора года я никак с гандболом не связан. Хотя желание поработать есть, и, возможно, вернусь в спорт. Не обязательно даже в гандбол. Но сейчас кризис везде, непонятно, что будет со спортом вообще. Пока занимаюсь другими делами, помогаю жене — она у меня специалист по медицине.
— Что представляла собой система "Вардара"?
— Клуб пытался сделать свою академию по всем городам, чтобы дети играли на турнирах. Сейчас весь мир работает по науке, в той же Франции около 40 гандбольных интернатов. И они как на конвейере игроков штампуют — каждый год выходят два-три человека, которые сразу готовы не просто играть в каком‑то клубе, а даже в сборной страны. Позиции на площадке закрыты на десять лет вперёд. Но в системной работе много аспектов, важно всё: медицина, питание, моральная подготовка. И нужно отбирать детей, которые подходят для гандбола, а не просто с улицы кого‑то хватать.
Тем не менее под "Вардаром" было четыре команды: дети нескольких годов рождения и даже команда суперлиги "Вардар-2". Пытались выстроить вертикаль, чтобы снизу вверх всё функционировало. Но "Вардар" — команда, которая нацеливалась на самый высокий результат, поэтому молодёжи было тяжело конкурировать с основой и пробиваться в состав. Были задумки заключить договоры с более слабыми командами, чтобы отдавать ребят в аренду. Но потом со сменой владельцев многие идеи сошли на нет.
— "Вардар" теперь переживает не лучшие времена?
— Насколько мне известно, в клубе всё чётко, деньги есть. Просто они другие – бюджет стал меньше, изменился состав, цели, задачи. Пять лет "Вардар" был постоянным претендентом на "финал четырёх" Лиги чемпионов, а сейчас по‑другому. Клуб может удивить, игроки там всё равно приличные. Но в целом уровень игры, конечно, упал, — рассказал Растворцев.
Фото: РИА